Точка зрения / январь 2006
Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи РФ: "Наша отрасль растет в пять раз быстрее экономики"

Иван Чеберко, КоммерсантЪ
25.01.2006




Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи РФ

- В 2005 году российский телекоммуникационный рынок вырос более чем на 30%. Могут ли темпы роста рынка в 2006 году остаться прежними и какой сектор рынка будет расти быстрее всего?

- В последние годы темпы роста телекоммуникационного рынка находятся на уровне 30-40% и, по нашим ожиданиям, будут этому уровню соответствовать и в среднесрочной перспективе. На сегодня, например, доходы от услуг электросвязи составляют около 670 млрд руб. с ростом к предыдущему году на 32%, доходы от услуг почтовой связи - 42 млрд руб., что на 22,4% больше показателя 2004 года. Темпы роста инфокоммуникационной отрасли примерно в пять раз превышают общие темпы роста экономики РФ, и такая тенденция продиктована высоким спросом на традиционные и в особенности на новые услуги телекоммуникационных технологий. Что касается роста в отдельных секторах, то действительно очень серьезную динамику уже несколько лет подряд показывает сотовая связь. В 2005 году количество абонентов мобильной связи достигло 120 млн.

Аналитики уже не первый год говорят о близком насыщении рынка, и похоже, что в этом году реальное насыщение может произойти. Напротив, значительное ускорение темпов роста, по нашим оценкам, будет отмечено в секторе дополнительных услуг в фиксированных сетях связи. По итогам года мы отмечаем значительный рост услуг, оказываемых в сети передачи данных, включая передачу информации по сети интернет: объем переданной информации вырос в 1,2 раза, IP-трафик увеличился в 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом. В 2006 году этот сектор будет одним из самых динамично развивающихся.

- В прошлом году объем зарубежных инвестиций в российский IT- и телекоммуникационный сектор вырос почти вдвое, а объем инвестиций российских остался на уровне 2004 года. Чем, на ваш взгляд, объясняется такой диссонанс и что может измениться в текущем году?

- Дело в том, что значительная часть иностранных вложений (а в 2005 году их объем составил около $2,6 млрд) - это непрямые, в том числе и портфельные инвестиции. То, что их объем существенно вырос, во-первых, само по себе неплохо для отрасли, так как повышает капитализацию компаний, а во-вторых, вполне объяснимо: динамика фондовых показателей операторских компаний за прошедший год оценивается как весьма позитивная.

Российская отрасль ИКТ весьма перспективна и доходна, иностранный бизнес это прекрасно понимает и потому расширяет свое присутствие на нашем рынке, в том числе и путем инвестирования в операторские компании. Что касается российских инвестиций, то по большей части это инвестиции прямые, то есть вложения в модернизацию сетей, строительство дополнительных мощностей, ввод новых услуг. Оценивая те бизнес-планы, которые представляют операторские компании, можно сказать, что в текущем году уровень прямых вложений будет не ниже, а возможно, и выше прошлогоднего уровня.

- Разделяете ли вы мнение, что в 2006 году Россию ждет очередной интернет-бум, подобный тому, что мы наблюдали в 1999-2000 годах, характеризующийся резким повышением интереса к сети и скачкообразным ростом инвестиций в сетевые проекты?

- По имеющимся оценкам, к концу 2005 года количество пользователей интернета в России составило около 22 млн человек, это примерно каждый шестой житель. О скачкообразном росте в этом сегменте я бы говорить не стал, здесь более уместно вести речь о существенном увеличении числа пользователей сети. Мы ожидаем, что в этом году серьезное развитие получат проекты, связанные с интернет-торговлей, развитием контента. Речь идет об информационных услугах, развлекательных сервисах, интернет-магазинах и так далее. Ведь все 22 млн пользователей сети - это потенциальные и реальные потребители различной продукции, сегодня речь идет о том, как этот потенциал реализовать.

Основной рост в этом сегменте будет обеспечен компаниями, занимающимися производством контента, новыми видами интернет-услуг и сервисами, которые могут быть востребованы населением и бизнесом. Заметный импульс этот сектор получит и за счет совершенствования законодательной базы. Мы надеемся, что в полной мере в этом году заработают законы об электронной подписи, об электронной торговле и ряд других.

- В прошлом году в ряде регионов впервые проведены конкурсы на универсальное обслуживание. Есть ли оценки того, как вырастет уровень телефонизации отдаленных регионов в связи с вводом этой системы?

- Что касается уровня телефонизации, то здесь собственно внедрение универсального обслуживания кардинально ситуацию не изменит: согласно закону о связи, под универсальными услугами понимается развитие таксофонной сети и сети доступа в интернет. Первые конкурсы на универсальное обслуживание проведены в прошлом году, часть запланирована на этот год.

Согласно условиям состоявшихся конкурсов, начало предоставления услуг в соответствующих регионах - июль 2006 года, а к концу года работа по внедрению универсальных услуг по конкурсам 2005 года должна быть завершена. Таким образом, можно сказать, что к концу 2006 года в Хабаровском крае, Амурской, Камчатской, Магаданской областях, в Корякском и Чукотском автономных округах не будет ни одного населенного пункта без телефона, а к концу 2008 года в России эта проблема будет решена полностью.

- Сможем ли мы наблюдать в 2006 году плоды либерализации рынка дальней связи?

- Безусловно. На сегодняшний день Федеральной службой по надзору в сфере связи выдано 17 лицензий на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи. Среди крупнейших компаний, получивших такие лицензии,- МТТ, "Транстелеком", "Эквант", "Голден Телеком" и "Вымпелком". Весь пакет нормативных и технических документов для либерализации уже сформирован, компании получают соответствующие коды.

Дело за строительством сетей. Ряд компаний уже заявили, что начнут оказывать услуги в 2006 году. Очевидно, это позволит предоставить потребителю возможность выбора. Развитие конкуренции на рынке дальней связи ведет к снижению тарифов. Борьба за абонента уже началась, ее накал будет в этом сегменте только возрастать.

- Может ли в текущем году в России быть реализован принцип "платит звонящий"? Готовы ли технически операторы к такому переходу?

- Это вопрос скорее к депутатам Госдумы. Соответствующий законопроект прошел второе чтение. Что касается взаиморасчетов за пропуск трафика между операторами, то здесь также вопросов быть не должно, так как вся нормативная база, регламентирующая эти процессы, уже действует.