ОЛЕГ СИНЧА,
обозреватель журнала "Стандарт"
© ComNews
19.09.2011


Олег Синча: "На торжественном вечере в честь двадцатилетия первого звонка по сотовому телефону связисты жаловались, что престиж отрасли стремительно снижается"
Олег Синча: "На торжественном вечере в честь двадцатилетия первого звонка по сотовому телефону связисты жаловались, что престиж отрасли стремительно снижается"

Недавно на пресс-конференции по случаю двадцатилетия сотовой связи в России основатель "ВымпелКома" Дмитрий Борисович Зимин посетовал, что связистов "оттирают" от управления телекоммуникационными компаниями, а на их место приходят так называемые "эффективные менеджеры". Они мыслят совершенно другими категориями, и в результате компании работают не на развитие отрасли и сервисов, а на положительные показатели отчетности. Если связистам безразлично, кто ими управляет, то, может, лучше посадить в кресла гендиректоров и президентов профессиональных художников? Может, тогда телекоммуникационные компании тщательнее будут относиться к выбору бренда.

К сожалению, Дмитрию Борисовичу на мероприятии не дали развить эту тему. Конечно, никто не рискнет упрекать топ-менеджеров крупнейших российских компаний в непрофессионализме… Но факт остается фактом: только глава "МегаФона" Сергей Солдатенков из числа руководителей операторов "большой четверки" имеет профильное образование. В 1986 году он окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения по специальности "Радиоинженер". Генеральный директор "ВымпелКома" Елена Шматова хоть и училась в Московском институте связи, но на экономическом факультете. Александр Провоторов, в 2010 году занявший пост президента "Ростелекома", защищал диплом на юридическом факультете МГУ им. Ломоносова. А новый президент МТС Андрей Дубовсков - режиссер, в 1993-м он закончил ВГИК им. С.А.Герасимова.

Опять же, не мне судить, хорошо это или плохо. Вот только в день двадцатилетия первого звонка на торжественном вечере связисты жаловались, что престиж отрасли стремительно снижается. Что еще 10 лет назад слово "связь" звучало гордо, а теперь былой пафос теряется. 

Шесть лет назад, когда я только начинал писать о телекоммуникациях, рынок был совершенно другим. На нем работала масса мелких компаний, которые не обращали внимания на то, что делают гиганты. Но крупные компании пошли в регионы и постепенно, город за городом, район за районом, стали скупать потенциальных конкурентов. Мобильные операторы, раскачав мышцы, решили, что время становиться более универсальными, и начали приобретать операторов фиксированной связи, интернет-провайдеров и кабельных операторов. Вслед за коллегами, скупая все на своем пути, точнее все что осталось, поскакал и "Ростелеком". В результате страна вместо сотен компаний с узкой специализацией получила четырех неповоротливых монстров связи. Конечно, это на руку акционерам и годовой отчетности. Но вот на пользу ли рынку?

Порой складывается такое ощущение, что большую часть энергии операторы тратят не на реальную деятельность, а на ее оправдание и на какие-то символические акты, которые имеют мало общего с качеством услуг. Вспомните, сколько копий было сломано в обсуждениях "достоинств" бренда МТС? Теперь же в компании действует запрет на именование яйца яйцом - сотрудники должны называть ЭТО эллипсоидом. А в сентябре "Ростелеком" объявил о ребрендинге. В компании решили, что буква "Р", стилизованная под изображение уха, наилучшим образом будет характеризовать компанию. За "ухо" компания "Ростелеком" заплатила TNC.Brends.Ads и Leo Burnett 12 миллионов рублей. Вроде не так и много, вот только никто из сотрудников компании не подумал, что в России с этим символом связаны не самые положительные ассоциации. Ну, что вам приходит на ум при виде уха? Мне сразу вспоминаются из детства фразы: "Уши оборву", "Надавать по ушам", "В ушах бананы" и т.д.

Впрочем, неудачный бренд - повод для ребрендинга или хотя бы рестайлинга. И, кажется, руководство компаний подобные вопросы занимают больше, чем необходимость модернизации сетей и развитие абонентских служб. Очень хочется надеяться, что я неправ. Ну, и, если я не прав, то поправьте, конечно.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты