Редколонка / декабрь 2011
Гражданам Электроникам

ДМИТРИЙ ПЕТРОВСКИЙ,
генеральный директор группы компаний ComNews
© ComNews
23.12.2011

Дмитрий Петровский: "Я призываю граждан России, не примыкая к диким бандерлогам, скорее записываться в цивилизованные Электроники"
Дмитрий Петровский: "Я призываю граждан России, не примыкая к диким бандерлогам, скорее записываться в цивилизованные Электроники"

Хотите получать госуслуги в электронном виде - получайте их. Зарегистрируйтесь на любом из порталов http://www.gosuslugi.ru или  http://epgu.gosuslugi.ru, заберите код доступа в свой "личный кабинет" в ближайшем офисе "Ростелекома" (если не хотите ждать его по почте) и - вперед!

Согласен с довольно ехидным участником тематического форума: "Через сайт госуслуг запишись, и будет тебе счастье". Это пусть и не вся, но чистая правда. В деле приобретения опыта, обеспечения обратной связи и в итоге улучшения самих электронных госуслуг никто не заменит нас - простых граждан, активно использующих Интернет.

Любой, кто вплотную займется изучением блогосферы и форумов по теме реальной практики пользования государственными e-услугами в РФ, как это делает ComNews, быстро поймет, по меньшей мере, три важные вещи. Первое: граждане России заинтересованно и с каждым днем активнее пользуются всем, что у государства есть в Интернете. Второе: полноценных государственных услуг, полностью "от и до" получаемых в электронном виде, в РФ практически не существует. Третье: количество государственных услуг, получение которых сильно облегчено при помощи порталов госуслуг в Интернете, исчисляется уже сотнями и тысячами.

Чуть не еженедельно к порталам госуслуг подключаются новые центральные и региональные государственные органы. Для начала - в формате информирования о документах, необходимых для получения той или иной услуги, а дальше - больше. К порталу подключаются новые и новые службы, например в середине декабря подключилась Федеральная служба судебных приставов. Впечатление последних недель от обзоров блогосферы и форумов Рунета ComNews - растет разнообразие и география электронных госуслуг.

Но самый позитивный и обнадеживающий факт - активизация потребления e-госуслуг и обмен пользовательским опытом. Гражданское тестирование и взаимное информирование проходит теперь по всем вновь появляющимся и действующим e-госуслугам. Множество людей из разных городов России обращаются к госсервисам в Интернете уже по рекомендации родственников и знакомых. При этом народ не безмолвствует. Многие очень довольны. Но ширится и критика. Форумы полны описаний негативных фактов и опыта, нелицеприятных замечаний и оценок работы чиновников на местах, претензий к работе и поддержке сайтов госуслуг.

Первой в России качество российских электронных государственных услуг объективно и независимо протестировала, а главное - представила широкой общественности, группа ComNews. Исследование проходило по научной методике Центра ИТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. При поддержке Минкомсвязи РФ и "Ростелекома" ComNews объявил итоги этого тестирования на выставке "Связь-Экспокомм 2011".

В ходе последующего мониторинга форумов и блогов в Рунете специалисты ComNews видят примерно ту же картину: Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел и Пенсионный фонд - лидируют в оказании государственных электронных услуг в России. Их сервисы обсуждают активнее всего. Их хвалят больше всех. Их же и больше всех костерят, причем самыми крепкими выражениями. Оно и понятно: кто работает, тому и ударов бича достается больше других.

Чувствуешь радость и уверенность в будущем, читая иные восторженные отзывы о быстром получении, например, загранпаспорта или постановке на учет автомобиля.
Но чаще радости от чтения аналитических записок ComNews по теме российского e-government, увы, не получаешь. Напротив, убеждаешься, что большинству россиян до сих пор попросту не очень выгодно, а точнее слишком хлопотно, общение с государством посредством Интернета. И, несмотря на явные успехи "Ростелекома", а также некоторых передовых ведомств, российская государственная машина в целом антисервисна и неклиентоориентированна. Как сказал один бизнес-профессор, нельзя внедрить технологии постиндустриальной эпохи в систему эпохи сельскохозяйственной.

Но я верю, что должны и могут продавить систему в конечном счете сами граждане, - став активными и требовательными пользователями новых государственных сервисов. Нужна массовость. Возможно, лучший способ заставить всех пользоваться госуслугами  в Интернете - обеспечить граждан, от столичных жителей до алеутов, ШПД и поставить всех в одну общую электронную очередь, вроде той, что действует сейчас в Москве при записи детей в садик и школу. Без альтернативных офлайн-вариантов. Собственно, оно к тому и идет. Тогда количество должно перейти в качество: граждане Электроники взорвут старый и построят новый и по-новому управляемый мир. Что в онлайне, что в офлайне.

Поэтому я вновь призываю всех граждан России, читающих ComNews.ru, активно пользоваться порталами http://www.gosuslugi.ru и  http://epgu.gosuslugi.ru, постоянно рассказывая в Рунете о своем опыте пользования электронными госуслугами.
И будет нам, Электроникам, счастье.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты