Леонид Коник: "Пусть связисты и вещатели создают новые услуги для пользователей, а не услуживают высокопостав- ленным сановникам"
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
26.12.2011

Последняя в 2011 г. редакционная колонка на портале ComNews традиционно подводит итоги уходящего года для российского ИКТ-рынка. Вернее - должна подводить. Но политические события в России под занавес года отодвигают эти итоги на второй план. Ведь неуклюжие и вызывающие действия первых лиц государства могут в корне изменить вектор развития и политической системы в стране, и сектора информационно-коммуникационных технологий.

Первая трещина пролегла после того, как президент РФ Дмитрий Медведев отказался идти на второй президентский срок, уступив дорогу премьер-министру Владимиру Путину. Не то чтобы такой сценарий стал полной неожиданностью, но у думающей части общества теплилась надежда на то, что выдвижение в 2008 г. Медведева в президенты не было откровенным спектаклем. Оказалось - было, причем кукольным.

Вторая трещина - итоги парламентских выборов 4 декабря. Бесконечная череда свидетельств неангажированных очевидцев и наблюдателей о всевозможных нарушениях - от "каруселей" с открепительными талонами до манипуляций с пачками бюллетеней, от удаления наблюдателей с избирательных участков под липовыми предлогами до удивительного взлета количества голосов за "Единую Россию" на некоторых участках буквально за ночь - вывела на улицы российских городов тысячи людей. Столь массовых публичных протестов в России не было с начала 1990-х.

Но точка невозврата была пройдена 15 декабря, когда в ходе "прямой линии" с Владимиром Путиным (безупречным техническим обеспечением которой любят козырнуть связисты) российский премьер оскорбительно назвал оппозицию "бандерлогами" (то есть обезьянами) и отпустил совсем уж солдафонскую шутку о том, что принял-де белые ленточки на одежде протестующих 10 декабря на Болотной площади за "пардон, контрацептивы". После этого даже те, кто пассивно интересовался политическими новостями, почувствовали неприятие действующей и рвущейся к новым срокам власти.

Но на самом деле власть испугалась, и с перепугу начала на ходу выдумывать возможные "косточки", которые можно бросить толпе бандерлогов, увешанных контрацептивами. В рамках той же "прямой линии" Владимир Путин пообещал вернуть выборы губернаторов (им же некогда и отмененные), а также предложил оснастить к президентским выборам 4 марта 2012 г. все участки веб-камерами ("и пусть они работают круглосуточно, … вывести это в Интернет, чтобы страна видела, что происходит на каждом участке возле каждого конкретного ящика"). Едва ли он долго размышлял о технической или финансовой составляющих проекта оснащения избирательных участков камерами.

Зато задумались связисты. И быстро подсчитали, что понадобится около 300 тыс. веб-камер и 100 тыс. серверов (и не факт, что такое количество удастся импортировать за столь короткое время), а вложить в проект придется 10-15 млрд рублей. Мало того, подавляющее меньшинство из почти 95 тыс. избирательных участков в РФ имеют доступ в Интернет, а значит, такие подключения придется организовывать. Все это до боли напоминает с треском провалившийся национальный проект "Образование", инициированный во время второго президентского срока Владимира Путина. В рамках того нацпроекта (его реализацией занималась компания "РТКомм.РУ", тогда - "дочка" "Синтерры") с осени 2006 года до конца 2007-го интернет-доступ на смехотворной скорости 128 кбит/с был организован во всех средних школах России, которых насчитывается почти 53 тыс. За два года на подключение школ и оплату интернет-трафика федеральный бюджет затратил 3 млрд рублей. Около 7200 школ в удаленной местности пришлось подключать по спутниковым каналам, причем из-за недостатка орбитальной емкости приходилось выгонять с российских космических аппаратов коммерческих арендаторов (включая и зарубежных), что приводило к скандалам и судам. Но в 2008 г. федеральный бюджет прекратил финансирование нацпроекта "Образование", понадеявшись на региональные власти, и вскоре от проекта не осталось камня на камне.

Избирательных участков в России почти вдвое больше, чем школ, а дефицит спутниковой емкости гораздо выше, чем пять лет назад, так что оснащение участков веб-камерами может превратиться в очередной "суперпроект". Вот только смысла в нем нет вовсе: ни от "каруселей", ни от вбросов бюллетеней, ни от вписывания в протоколы избирательных комиссий лукавых цифр эти устройства не спасут. Однако никто явно не попытался привести все эти аргументы Владимиру Путину, который, возможно, просто брякнул о веб-камерах экспромтом, - все бросились выполнять высочайшее поручение.

В отличие от Дмитрия Медведева (который, как говорит старушка из анекдота, "завел блох в свитере") Владимир Путин с блогами, Twitter и Сетью вообще почти незнаком. Недавно его пресс-секретарь Дмитрий Песков сообщил о боссе: "Он далек от того, чтобы жить в Интернете. Редко, но пользуется им", хотя для современного политика это равносильно признанию в неиспользовании туалетной бумаги. Для крупного политика сторониться Интернета - все равно что по-детски закрывать глаза на страшном моменте в кино: момент от этого не пропадает.

Новая оппозиция формируется в новой среде - Интернете, где нет лака и цензуры федеральных телеканалов. Владимир Путин может ее не замечать, но 120 тыс. человек на московском митинге "За честные выборы" 24 декабря и десятки тысяч - в других городах России собрались благодаря Интернету и социальным сетям. Интернет и социальные сети недавно смели режимы в Тунисе и Египте, в которых президенты формально хоть и избирались, но находились у власти, соответственно, 23 года и 30 лет. Начиналось все там так же: договорившись в социальных сетях, люди выходили на площадь. И вскоре выяснялось, что никакая армия, полиция или спецслужбы не способны остановить взбунтовавшийся народ.

Российские региональные и городские власти недавно взялись бороться с "воздушными" кабелями связи. На их основе построена львиная доля интернет-сетей в стране, ведь региональные структуры "Ростелекома" частенько не допускают в телефонную канализацию альтернативных операторов и провайдеров (когда по причине реальной заполненности канализации, когда - из нежелания впустить конкурента). ComNews никогда не увлекался теориями заговоров, но как знать - может быть, борьба с "воздушками" является очередной неуклюжей попыткой власти установить контроль над Интернетом?

Как бы то ни было, 2012 год на телекоммуникационном, вещательном и ИТ-рынках РФ пройдет с явным уклоном в политику. Этот тренд наметился уже в 2011 году - достаточно вспомнить привилегии в выдаче радиочастот пригосударственным компаниям Yota и "Воентелеком"; окончательное оформление подконтрольного государству "Ростелекома"; "операцию по принуждению к миру" операторов "большой тройки", которых заставили покрыть сотовыми сетями автодорогу "Амур"; строительство за бюджетные деньги телекоммуникационной инфраструктуры в предолимпийском Сочи; смену стандарта цифрового эфирного вещания на DVB-T2, с одновременным добавлением в первый мультиплекс систем оповещения и доступа к электронным госуслугам и т.д. Судя по истории с веб-камерами, участникам российского ИКТ-рынка в 2012 году может быть навязано немало удивительных новых проектов. Интересно, как эта политизация рынка будет сосуществовать с требованиями ВТО, в которую Россия только что вступила?

С Новым годом, уважаемые читатели ComNews! Пусть он будет максимально рыночным и минимально политизированным. Пусть власть осознает, что воля народа может смести ее, как пешки с шахматной доски, и решится на честные выборы. Пусть связисты и вещатели создают новые услуги для пользователей, а не услуживают высокопоставленным сановникам. Мы будем пристально следить за развитием событий. Встретимся на электронных страницах ComNews 10 января 2012 года!

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты