© ComNews
27.06.2012

"Ростелеком" представил новую платформу IPTV и услугу интерактивного телевидения на ее базе. Этот сервис придет на смену привычному IPTV, которое развивали макрорегиональные филиалы оператора под разными брендами. Пока же у "Ростелекома" будет два IPTV - старое, на платформе BCC, и новое, на платформе SmartLabs.

Презентация платформы прошла в Петербурге, одновременно с запуском "интерактивного телевидения "Ростелекома" во всем СЗФО – предпоследнем макрорегионе, где запускается новый сервис. Последним станет макрорегиональный филиал (МРФ) "Юг", после чего услуга будет предоставляться на всей территории страны за исключением Москвы, Башкортостана, Татарстана и Чукотки. Новая платформа базируется на территориально распределенной системе ЦОДов, в которых происходит аккумуляция контента и добавление местных телеканалов.

"Интерактивное телевидение "Ростелекома" – единый федеральный продукт, который включает до 160 цифровых каналов, в том числе 12 каналов в HD-формате. Клиенты также получат доступ к набору интерактивных сервисов, включая телепрограмму на экране, видеопрокат, управление просмотром, использование облака для хранения собственного контента, просмотр видео в потоковом режиме на различных устройствах, возможность оставить свое мнение об увиденном в социальных сетях и др. В целом, по словам директора проекта "Медийные продукты" корпоративного центра ОАО "Ростелеком" Андрея Холодного, по сравнению со старой (в случае СЗФО это "Авангард ТВ") стоимость новой услуги "рубль к рублю" для абонентов не изменится. Все интерактивные возможности, включая доступ к медиапорталу Zabava.ru, предоставляются в рамках концепции единого аккаунта.

В пяти МРФ "Ростелекома" (бывших МРК "Связьинвеста") параллельно с запускающимся "Интерактивным телевидением" работает IPTV-платформа производства BCC. "Весь этот функционал и даже больше мы могли бы предоставить в распоряжение "Ростелекома". Более того, обновление платформы мы бы могли произвести бесплатно, в рамках существующих договоров о технической поддержке", – рассказал репортеру ComNews директор департамента интерактивного телевидения компании BCC Алексей Лихарев.

В общей сложности оборудование BCC обслуживает 500 тыс. из 900 тыс. абонентов IPTV "Ростелекома". Еще 300 тыс. – это абоненты бывшей "Дальсвязи", где в силу исторических причин работает платформа, созданная SmartLabs. Еще около 100 тыс. абонентов приходится на Уральский ФО. "Мы начали внедрять IPTV в "Связьинвесте" в 2004 г., первой МРК стала тогда ЮТК. Все эти годы мы планомерно развивали сервис, имея в виду общенациональный масштаб. Сейчас речь идет о 30 региональных платформах, каждая из которых - это одна-две стойки с оборудованием, - рассказывает Алексей Лихарев. – И нам не понятно, почему вместо того решения, на развитие и поддержку которого был потрачен не один десяток миллионов долларов, было выбрано другое. При этом нам даже не дали возможности принять участие в прошедшем в мае прошлого года тендере и продемонстрировать свой вариант, создав, например, тестовую зону".

Сколько именно средств "Ростелеком" потратил на разработку и внедрение новой платформы, Андрей Холодный не уточняет. По его словам, в ее создании приняли участие более 500 различных компаний по всему миру, но основным разработчиком новой платформы выступила компания SmartLabs.

"Дело в том, что на этапе предтендерных консультаций мы сформулировали для себя 530 пунктов, которым должен отвечать новый продукт. BCC пообещали, что сделают, но нам нужны не обещания, а работающий функционал. Имея негативный опыт ожидания разработок каким-либо поставщиком, мы высоко оценивали максимальное соответствие предлагаемого решения нашим требованиям. К сожалению, опыт показывает, что вендор часто обещает, даже вписывает сроки в контракт, а потом их не исполняет. Такого в этом проекте мы допустить не могли", - неумолим Андрей Холодный.

"Действительно, в декабре 2010 г. нас пригласили принять участие в своеобразном квазитендере, - рассказывает Алексей Лихарев. - Всем, кто имеет отношение к IPTV, – это около 10 компаний, включая Microsoft и Huawei, – были продемонстрированы требования: нас попросили представить свои предложения, чтобы ускорить процесс внедрения новой платформы. За прошедшее с тех пор время мы разработали сервисы, которые превосходят по характеристикам запросы "Ростелекома" 2010 г. и, соответственно, то, что получилось у SmartLabs, но к нам никто не обращается за обновлениями". Алексей Лихарев согласен, что на тот момент готовых решений по всем 530 пунктам у BCC действительно не было, но не было их и у SmartLabs, которой "пришлось с нуля переписать систему, чтобы хоть как-то соответствовать требованиям" "Ростелекома", более того, некоторые из этих требований до сих пор не претворены в жизнь.

По словам Андрея Холодного, в некоторых регионах действительно не работает, например, функция управления просмотром, однако это вызвано чисто техническими причинами, включая ограничения в пропускной способности каналов.

Переход абонентов, которым уже предоставляется услуга IPTV, на новый сервис будет осуществляться постепенно.

По словам Андрея Холодного, в  определенные момент абонент увидит сообщение о том, что получено обновление, нажмет кнопку "ОК" и будет подключен уже к новой платформе. "IPTV тем и отличается, что приставке все равно, что передавать, поэтому единственное технологическое препятствие – это около 1,5% приставок, которые поддерживают только формат MPEG2 и не поддерживают MPEG4, все остальные проблемы решаются на программном уровне", - заверил репортера ComNews Андрей Холодный.

"Перепрограммировать абонентские устройства практически невозможно без участия производителя, - возражает ему Алексей Лихарев. – Приставки интегрированы в нашу платформу с помощью нашего ПО, а с нами никто каких-либо переговоров не вел и не ведет. Поэтому подключать новую услугу можно только новым абонентам, и в течение длительного времени "Ростелеком" будет параллельно предоставлять две разные услуги, которые даже выглядят по-разному". Как полагает Лихарев, это продлится как минимум до конца этого года, пока действуют соответствующие договоры. "По нашим данным, за три недели июня только в СЗФО к нашей платформе подключилось более 7 тыс. новых абонентов", - предупреждает он.

Как пояснил репортеру ComNews Андрей Холодный, решение о кардинальной смене платформы было вызвано несколькими факторами. "Команда, которая занимается внедрением медиапродуктов в "Ростелекоме", состоит из людей, запустивших два крупнейших на момент создания IPTV продукта в стране: "Билайн ТВ" и "Интерактивное ТВ" в Дальсвязи, - рассказывает он. - Обладая большим опытом по внедрению и управлению такими продуктами, мы сформулировали несколько основных критериев". По словам Андрея Холодного, у поставщика должен был быть опыт внедрения – при этом учитывался размер абонентской базы всех коммерчески запущенных платформ, поскольку "Ростелеком" планирует иметь несколько миллионов абонентов. Учитывалась также стоимость владения, включая объем операционных затрат, и стоимость расширения. Отдельно оценивалась стоимость совместимых ТВ-приставок и независимость решения от поставок одного или двух вендоров. "С каждым из семи потенциальных поставщиков мы проводили серию интервью для обсуждения не только решения, но и видения стратегии развития бизнеса, - говорит Андрей Холодный. - В нашем понимании поставщик это не просто наладчик софта - это партнер, вместе с которым мы развиваем этот бизнес, имеем единое видение, ценности, приоритеты, и обе стороны заинтересованы в коммерческом успехе проекта".

По словам Алексея Лихарева, разрыв деловых отношений с "Ростелекомом" вряд ли существенно скажется на бизнесе BCC в целом, поскольку телевизионная составляющая – это менее 5% выручки компании. "К тому же у возглавляемого мной департамента есть много других перспективных проектов", - успокаивает Алексей Лихарев.