Алексей Фролов, директор ООО "АДВ Консалтинг"
26.11.2012

Системный интегратор "АДВ Консалтинг", построивший первую в СНГ DWDM‑сеть с транспондерами 100 Гбит/с на магистральной оптике украинского ООО "Евротранстелеком", внедрил эту технологию и на транспортной сети ОАО "ВымпелКом". Интегратор уже несколько лет устанавливает и эксплуатирует магистральные решения 10/40/100 Гбит/с. О том, как команда инженеров, причастная к крупнейшим российским сетевым проектам, работает и развивается на рынке высоких скоростей, корреспонденту "Стандарта" Дмитрию Петровскому рассказал директор ООО "АДВ Консалтинг" Алексей Фролов.

- Сети 100 Гбит/с – новая и дорогая технология. Что подвигает операторов внедрять ее на сети?

- Даже при лавинообразном росте трафика высокая скорость передачи данных, конечно, не самоцель. Ключ успешного внедрения всегда – в экономической эффективности. Сеть 100 Гбит/c можно строить только для этого. Да, 100‑гигабитный транспондер несколько дороже 10‑гигабитного, но связисты подошли к барьеру, когда нужно или передавать большие объемы трафика по существующей оптической инфраструктуре, или массово строить новые линии связи. Технология передачи данных со скоростью 100 Гбит/с стала возможной относительно недавно и теперь намного выгодней в пересчете на один канал 10 Гбит/с. Крупные операторы посчитали и решили: внедряем "сотки".

- В чем конкретно состоят плюсы внедрения 100‑гигабитной технологии?

- В масштабируемости. Чтобы в 10 раз повысить пропускную способность существующих сетей, а они в большинстве своем 10‑гигабитные, надо установить десяток 10‑гигабитных транспондеров. Технология 100 Гбит/с дороже отнюдь не в 10 раз плюс значительно снижает энергопотребление и физически требует меньше места, что тоже крайне важно с точки зрения экономики. Кроме того, не нужно перестраивать сеть и ее управление – просто добавить 100‑гигабитные модули в ту же систему. Получается как десять "десяток" в одном слоте, только с меньшим удельным энергопотреблением и тепловыделением. При этом капитальные и операционные затраты на единицу передаваемых данных ниже. При детальном подсчете становится ясно, что экономическая эффективность передачи существенно выше, чем в 10‑гигабитной технологии и в 40‑гигабитной.

- Тем не менее ­примеры внедрения 100‑гигабитных линий немногочисленны не только в России, но и в Европе. Что сдерживает операторов?

- Технология занимает место на рынке не быстро. Ее внедрение задерживают высокая стоимость и сложность реализации. Так, в 2010 году в Канаде демонстрировали 400‑гигабитное сетевое решение, в 2011 – терабитное. Но если в недалеком будущем мы надеемся впервые увидеть промышленную реализацию 400 Гбит/с – чип с обвязкой, то 1 Тбит/с – научная разработка. Пока – это комната с оборудованием, которое еще не сжали до размеров модуля. Но 100‑гигабитная технология совершила прорыв. Операторы поняли, что уже невозможно добавлять в сетевую копилку по "десятке", пришла пора перешагнуть новую ­технологическую планку.

С другой стороны, есть нюанс: чем выше скорость передачи данных, тем меньше возможное расстояние. Порой просто невозможно внедрить новую технологию, имея существующие физические ограничения. С оборудованием компании Ciena, однако, нам удается преодолеть эти ограничения. 100 Гбит/с от Ciena работает на тех же или более дальних расстояниях, чем 10 Гбит/с или 40 Гбит/с.

- Повсеместное увеличение мощности транспортных сетей – прямая дорога оператора к "транзитной трубе", к судьбе, которую предрекают ему многие отраслевые пессимисты?

- Мы не видим ничего плохого в успешном операторе хорошей "трубы". Только трафик в этой "трубе" обязан стать эффективным. Сейчас этого можно добиться лишь на высоких скоростях. Технологически надежное 100‑гигабитное решение создать не так просто. Нужно войти в волокно на отдельной длине волны без помех, с учетом существующего оборудования, каналов и параметров связи, не прерывая трафика. Мы это делаем.

- "АДВ Консалтинг" считает себя ­специалистом №1 по технологии 100 Гбит/с в России?

- Мы точно первыми добились коммерческой реализации 100 Гбит/с в СНГ, построив вместе с компанией Ciena сеть на Украине. Также помимо построения и обслуживания 100‑гигабитной транспортной сети российского "ВымпелКома" у нас есть ряд других крупных отечественных проектов. Пока мы не слышали, чтобы кто-то, кроме нас, запустил в России или других странах СНГ и сдал в промышленную эксплуатацию 100‑гигабитную сеть. Связь 100 Гбит/с имеет множество специфических отличий, особенно когда речь идет о запуске пролетов более 1 тыс. км. Многие могут построить сеть 100 Гбит/с на коротком участке, но после определенной длины трассы ее стоимость возрастает в геометрической прогрессии из-за оптико-электрического преобразования. При высокой стоимости транспондеров связь на большие расстояния даже на высокой скорости не дает экономического эффекта. Нам удается строить трассы более 2 тыс. км без преобразования. Получается весомая экономия. В этом общая заслуга производителя и наша.

- Ваша компания не слишком известна на рынке. Что стоит за 100‑гигабитными достижениями?

- Точнее, мы широко известны в узких кругах. Еще в 1994 году, работая в сетевом направлении одного из интеграторов, наша команда построила первую в России оптическую Metro-сеть FDDI (fiber distributed data interface – волоконно-оптический интерфейс передачи данных) для Инкомбанка. Создавая собственную компанию, мы решили, что новый опыт и знания станут ее главными конкурентными преимуществами. Поэтому, специализируясь в сетевой области, в любом ее направлении мы держались в зоне hi-tech, накапливая опыт самых современных решений. Помимо прочего, опыт – высшая степень защиты на рынке. Просто купить подобные знания и умения нельзя.

- Вы использовали в названии слово "консалтинг" с самого основания компании?

- Да, была идея заняться профессиональными сервисами, сконцентрироваться на построении и сопровождении сетей. Тем, у кого есть деньги, склад и административный ресурс, можно противопоставить только компетентность, особенно в кризис. Принципиальное решение отказаться от продаж оборудования, сфокусироваться на профессиональных сервисах мы приняли в 1998 году. Правда, тогда заказчики неохотно платили за инженерную работу, считая ее неким бонусом к поставке оборудования. Но, отказавшись от продаж техники, мы получили козырь: отношения с клиентом стали предельно прозрачными. Нам платили только за помощь и гарантии. Это сработало, так как заказчиков пугал бытовавший тогда подход: пусть проблему решает тот, кто продал оборудование. Мы отвечали за надежную работу всего, что выбирал заказчик.

- Какой проект стал первым большим успехом "АДВ Консалтинга" на рынке?

- В 1998 году мы получили в доверительное управление сервисный склад Bay Networks (поглощена в том же году Nortel Networks, – прим. "Стандарта"), став сервисным центром этой компании в России и странах Балтии. Мы знали, что гарантийная замена, программное обновление, языковой барьер при общении с иностранными специалистами – большая проблема для продавцов ИКТ-оборудования, но ею реально никто не занимался. Сервис-центр на базе "АДВ Консалтинг" стал успешным именно потому, что мы не конкурировали ни с кем из крупных интеграторов и дистрибьюторов.

- То есть главный прорыв в развитии компания совершила в кризис 1998 года?

- Да, мы нашли свою нишу. Небольшие интеграторы боялись покупать решения у крупных: клиента сразу уводили. При этом дистрибьюторы строили каналы продаж, выходили на рынок более сложного оборудования, но у них не хватало инженерной квалификации. Хорошо зная производителя, мы, например, помогали вовремя заполнять склад под конкретный договор. Это была уникальная для рынка услуга.

- Участие в ­каких ­сетевых проектах особенно продвинуло "АДВ Консалтинг" на рынке?

- С 2000 года мы занимались развитием и поддержкой сети передачи данных ОАО "Газпром". На начальном этапе это был консалтинг в сфере телекома, технологическая помощь, обслуживание. Дальше стали развивать профессиональные услуги и для других компаний. Имея хорошую инженерную базу, мы помогали производителям оборудования, например Nortel, в самых высокотехнологичных проектах. От них мы переняли современные сервисные модели. Так, эксклюзивной по тем временам стала наша услуга техподдержки заказчика по абонентской схеме. Стоимость контракта покрывала решительно всю стоимость владения сетью, включая обновление ПО и замену оборудования. Это очень помогло нам в работе с госзаказчиками, особенно в кризисные годы.

- Что нового появилось на рынке ИКТ в XXI веке?

- После кризиса 1998 года в России поменялась финансовая атмосфера, а с началом 2000‑х – и госполитика в сфере ИКТ. Следующий прорыв мы совершили, занявшись системами безопасности передачи данных, анализом защищенности. Мы стали партнерами ведущих поставщиков различных решений по защите информации – CheckPoint, позже Juniper и др., опробовали и взяли на вооружение системы анализа сетевой безопасности, тяжелые, специальные программные решения вроде системы управления большим адресным пространством BT Diamond IP и пр.

- Как и когда у "АДВ Консалтинга" появились клиенты среди операторов?

- В начале 2000‑х умение настраивать маршрутизаторы и коммутаторы перестало быть прерогативой сетевых гуру. Нам нужно было вновь взобраться на вершину технологической пирамиды. Самым популярным направлением тогда была сетевая безопасность, в 2004 году начался бум доступа в Интернет, бурное развитие MPLS (multiprotocol label switching – многопротокольная коммутация по меткам) у операторов. Это стало главной причиной нашего движения к ним.

Мы проанализировали самые сложные операторские задачи и начали изучать новейшие оптические технологии для развития транспорта в телеком-бизнесе. Обладая большой компетенцией в сфере сервиса, мы стали первыми, кто начал строительство магистральных DWDM-сетей. Вначале 10‑гигабитных, а в 2005 году мы показали крупнейшим операторам в Москве первое DWDM-решение 40 Гбит/с от Ciena. В 2011 году мы продемонстрировали уже 100 Гбит/с на оборудовании Ciena. Эта компания, по нашему мнению, удачно совместила свой опыт с опытом приобретенного ею в 2010 году оптического подразделения Nortel Networks.

- За какое время технология спектрального уплотнения каналов (DWDM) станет популярной в России?

- Технологии не стоят на месте, требуя новых знаний, меняя идеологию специалистов и бизнеса. В стране начинается бурное внедрение DWDM в крупных частных компаниях и госкорпорациях. И мы видим для себя возможность прийти в корпоративный сектор с новым багажом операторских технологий. DWDM – своего рода водораздел. Внутри этой технологии нет Ethernet, нет ATM (asynchronous transfer mode – асинхронный способ передачи данных) или SDH (synchronous digital hierarchy – синхронная цифровая иерархия) – ничего от организации сети, это чистая аналоговая передача сигнала с большей плотностью и качеством. Как появление VoIP объединило телефонистов и специалистов по передаче данных, так DWDM объединяет этих специалистов со связистами-­транспортниками.

- Каковы новые запросы операторского рынка?

- Сейчас мы запускаем более 10 тыс. км магистральных сетей в год и прогнозируем бурное развитие городских DWDM-сетей. Быстро развивается и Metro Ethernet, который мы предлагали еще в 2001 году. Metro Ethernet начинает интересовать корпоративный сектор как недорогая и надежная технология объединения офисов. Мы решаем массу сопутствующих вопросов на стыке технологий: например, обеспечиваем синхронизацию в сотовых сетях на базе транспортной сети любого типа, в том числе пакетной. Мир движется к пакетным сетям, способным учитывать сигнализацию и подключение даже устаревшей инфраструктуры. Раньше в TDM-потоке (time division multiplexing – временное мультиплексирование) выделяли какое-то количество потоков для передачи данных. Теперь ситуация обратная: в потоке данных требуется выделять место для TDM-трафика.

- Каковы перспективы развития и расширения бизнеса "АДВ Консалтинга"?

- Мы помогаем строить новые сети, это наша концепция вот уже почти 16 лет. Сегодня нас интересуют законченные транспортные решения. У нас есть опыт реализации таких проектов на национальном уровне и в ряде городов-миллионников. Наш опыт, включая нюансы и ошибки внедрения различных решений, уникален. Имея офисы в Москве, Петербурге, лабораторию и склад в Подмосковье, офис на Украине, мы планируем экспансию в регионы России для организации сетевой поддержки вплоть до четырехчасовой реакции. Много строим за границей: в Финляндии, Швеции, Германии. Сейчас занимаемся открытием представительства в Европе. У нас есть планы предоставлять профессиональные услуги, в том числе и западным компаниям.