© ComNews
12.12.2012

Производитель неудачно запущенного спутника "Ямал-402" Thales Alenia Space предложил вывести аппарат в точку стояния 55° в.д. в обход той геопереходной орбиты, на которую его не вывел разгонный блок "Бриз-М". Оператор спутника ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) надеется, что новая схема поможет уменьшить ущерб от аварии. Сегодня должно состояться третье включение апогейного двигателя спутника.

"Сейчас спутник уже находится выше той орбиты, на которую его должен был вывести "Бриз-М", - сообщил репортеру ComNews заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот.

Ракета-носитель "Протон" (ее производителем, как и блока "Бриз-М", является ГКНПЦ им.Хруничева) с "Ямалом-402" на борту стартовала с Байконура 8 декабря, в 17.15 по мск. Работа трех ступеней "Протона" прошла штатно. Далее в эстафету включился разгонный блок (РБ) "Бриз-М". Первые три включения маршевого двигателя РБ также прошли штатно, однако четвертое включение завершилось на четыре минуты раньше положенного. Из-за этого "Ямал-402" не вышел на запланированную геопереходную орбиту, откуда он уже своим ходом за счет трех включений апогейного двигателя должен был добраться до плановой орбитальной позиции 55° в.д. По информации Роскосмоса, для исправления ситуации апогейному двигателю в результате необходимо было выполнить два дополнительных импульса (см. новость ComNews от 10 декабря 2012 г.).

Однако Thales Alenia Space, в управление которой спутник был передан сразу после его отделения от РБ, предложила иную схему перевода спутника на геостационарную орбиту. Согласно этой схеме, требуется в общей сложности четыре включения апогейного двигателя.

"Два импульса - в ночь с воскресенья на понедельник и с понедельника на вторник - уже успешно произведены, апогейный двигатель отработал штатно", – доволен Игорь Кот. Третий импульс, по его словам, произойдет сегодня, 12 декабря. Сам же спутник, как сообщил Игорь Кот, "совершенно здоров", и сейчас уже начались его летные испытания. "Мы рассчитываем, что они закончатся, как запланировано, в первой декаде января следующего года", - говорит Игорь Кот.

Что касается сокращения сроков службы спутника из-за перерасхода топлива, необходимого для корректировки орбиты спутника в течение срока эксплуатации, то они пока точно не определены. Сразу после возникновения "внештатной ситуации" ГКС ориентировалась на сокращение сроков с 15 до 11 лет. "Сейчас Thales пытается сделать все возможное, оптимизируя маршрут движения, чтобы снизить энергозатраты и продлить срок эксплуатации спутника. Мы надеемся, что сокращение сроков будет минимальным", - говорит Игорь Кот.

Между тем вчера ГКС направила официальное уведомление о возникновении нештатной ситуации в страховую компанию "СОГАЗ", в которой спутник был застрахован на 309 млн евро. При этом в ГКС не говорят, являются ли перерасход топлива и, как следствие, снижение ресурса спутника страховым случаем. В сообщении "СОГАЗа" указывается, что "размер убытка станет известен примерно через месяц, когда космический аппарат будет официально сдан в эксплуатацию. Тогда будут понятны объем потраченного для выхода на целевую орбиту топлива и, соответственно, ресурс спутника" (см. новость ComNews от 11 декабря 2012 г.).

Пресс-служба страховой компании вчера не ответила на вопросы ComNews.

По оценке генерального директора ГК AltegroSky Сергея Пехтерева, теоретически, если сокращение сроков службы составит четыре года, ущерб от недополучения прибыли от 66 эквивалентных транспондеров может превысить $250 млн.

Нештатное поведение разгонного блока "Бриз-М" мог вызвать отказ двигателя, однако точная причина пока не известна. Это далеко не первая авария, в которой повинен "Бриз-М", - его эксплуатация началась в 1999 г. (подробнее см. колонку на ComNews от 11 декабря 2012 г.). Расследованием инцидента с "Ямалом-402" сейчас занимается специально созданная комиссия Федерального космического агентства (Роскосмос). Связаться с представителями агентства вчера не удалось.

"Ямал-402" - самый мощный и самый долгожданный спутник в российской орбитальной группировке: 66 транспондеров Ku-диапазона в эквиваленте 36 МГц (12 транспондеров по 72 МГц, 18 по 36 МГц и 16 по 54 МГц), более 10 кВт мощности на полезную нагрузку. Бортовые антенны КА формируют четыре фиксированных луча и один перенацеливаемый. "Около 40% емкости спутника приходится на Европу, Ближний Восток и Африку, оставшиеся мощности – на Россию и СНГ, - рассказывает Игорь Кот. – Полезная нагрузка спутника позволит оказывать услуги по передаче ТВ-сигнала, в том числе DTH (Direct-to-Home – для непосредственного приема) и спутникового ШПД".