© ComNews
18.03.2013

ГУП "Мосгортранс" и Департамент информационных технологий правительства Москвы (ДИТ) в ближайшее время объявят конкурс на обеспечение столичного наземного транспорта услугами Wi-Fi.

Об этом на прошлой неделе заявил руководитель ДИТ Артем Ермолаев. "В ближайшем будущем "Мосгортранс" совместно с департаментом могут объявить конкурс на организацию сети Wi-Fi на всех видах наземного транспорта. Скорее всего, в таком случае мы перейдем на модель оплаты услуг потребителем", - сказал Артем Ермолаев журналистам и добавил, что операторы будут получать компенсацию от города за оборудование транспорта точками Wi-Fi.

Пресс-служба ДИТ уточнила репортеру ComNews, что модель проекта еще не разработана и когда будет объявлен конкурс - пока не известно. Пресс-служба "Мосгортранса" направила репортера ComNews за комментариями в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы (ДТиС). Пресс-служба  ДТиС воздержалась от комментариев.

"Мы заинтересованы в этом конкурсе, но для начала нужно узнать условия", - сообщила репортеру ComNews пресс-служба ОАО "Ростелеком". Представители ОАО "МТС" Ирина Агаркова, ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина и ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева сказали, что эти компании тоже заинтересованы в развитии Wi-Fi в общественном транспорте Москвы, если им будут предложены коммерчески выгодные условия.

Источник, знакомый с ситуацией, уточнил ComNews, что условия тендера будут объявлены во второй половине этого года.

"Для операторов, прежде всего, интерес представляет значительный объем трафика, который генерируют средства наземного транспорта. При этом основной негативный фактор, который снижает привлекательность таких проектов, – это высокая инвестиционная емкость. Один из возможных вариантов - реализация проекта пулом партнеров с возможностью дальнейшего совместного использования инфраструктуры", - отметила в беседе с ComNews аналитик "Финам Глобал" Нелли Матвеева.

"В наземном транспорте можно пользоваться и 3G/4G-сервисами на смартфоне или планшете", - замечает технический директор Communications Technology Innovations (CTI) Максим Каминский. Правда, 100-150 пользователей, сконцентрированных в одном месте, создают значительную локальную нагрузку на мобильную сеть, добавляет он.

"Для того чтобы предоставить пользователям качественную связь, необходимо обеспечивать подключение транспорта по LTE, иначе пользователи в автобусе быстро исчерпают возможности мобильной Wi-Fi-точки. А покрытие LTE в данный момент есть не у всех операторов", - размышляет Максим Каминский.

Операторы "большой тройки" ранее уже реализовывали подобные проекты. "У "ВымпелКома" в регионах России реализован ряд проектов Wi-Fi на различных видах транспорта: трамвай, троллейбус, такси, электрички. Для компании это возможность популяризации мобильного Интернета и/или реклама услуг, для транспортных компаний – повышение комфортности и популяризация поездок на общественном транспорте, в первую очередь для молодежи. Пиковая скорость – от 5 до 10 Мбит/с, средняя зависит от количества абонентов в сети, рельефа местности и т.д.", - пояснила ComNews Анна Айбашева.

МТС реализует федеральный проект по организации доступа в Интернет в общественном транспорте с декабря 2010 г. По словам Ирины Агарковой, бесплатным Wi-Fi на базе сети 3G МТС оборудован общественный транспорт более двадцати городов в шести федеральных округах России. "Такие проекты реализованы в Новосибирске, Красноярске, Томске, Владивостоке, Хабаровске, Иркутске, Калининграде, Перми и многих других городах. Кроме того, Wi-Fi-роутерами МТС оснащены междугородные автобусы в Иркутской, Амурской и Тюменской областях", - перечислила Ирина Агаркова.

"Объем трафика, передаваемого пассажирами общественного транспорта в зоне действия бесплатной Wi-Fi-сети МТС, зависит от целого ряда факторов, например от протяженности и проходимости маршрута, - уточнила Ирина Агаркова. - В среднем ежемесячно абоненты скачивают 10-20 Гб в расчете на одну единицу транспорта. Условия сотрудничества и показатели эффективности проекта также отличаются от региона к региону".

А "МегаФон" оказался не удовлетворен результатами от Wi-Fi на наземном транспорте. "Проекты построения сетей Wi-Fi на наземном транспорте были реализованы на нескольких пригородных маршрутных автобусах в Московской области, но сейчас эти проекты приостановлены, поскольку количество пользователей было минимальным", - сказала репортеру ComNews Юлия Дорохина.