Точка зрения / июнь 2013
Магистраль развития

Виталий ‌Киреев, генеральный ­директор ЗАО "Раском"
Ксения Семенко
03.06.2013

В июне ЗАО "Раском" отмечает 20‑летие. За этот срок компания из небольшого магистрального оператора превратилась в крупнейшего игрока рынка Северо-Запада России, Европы и Скандинавии. Об истории компании, стратегии и планах корреспонденту "Стандарта" Ксении Семенко рассказал генеральный директор "Раскома" Виталий Киреев.

- Какие достижения вы считаете главными в 20‑летней истории компании?

- История "Раскома" складывалась из последовательных, планомерных достижений, каждое из которых создало новые возможности, заложило фундамент для дальнейшего развития компании. Но наиболее важным этапом, по моему мнению, является становление бизнеса. Поэтому изначально при проработке стратегии развития компания сделала упор на собственные сетевые ресурсы, созданные на основе высокотехнологичного оборудования. В 1990‑е годы "Раском" вышел на магистральный рынок, предложив операторам услуги на базе первой в России оптоволоконной сети на участке Петербург – Москва. Это было смелое, но тщательно продуманное решение основателей "Раскома": Октябрьской железной дороги и американской компании Andrew Corporation. Создание сети на территории России позволило "Раскому" получить преимущество перед конкурентами, так как выбранная для строительства технология соответствовала самым передовым решениям мирового уровня. Ощутив с первых шагов на рынке экономическую эффективность внедрения высокотехнологичных разработок, "Раском" уже 20 лет продолжает придерживаться инновационной стратегии развития сети.

- Как изменились задачи и стратегия компании за эти 20 лет?

- Задача у "Раскома" всегда была одна – создать удобную сервисную и техническую среду для предоставления магистральных услуг связи и оставаться востребованным оператором для операторов. А вот стратегия реализации этой задачи в течение 20 лет, конечно, пересматривалась. Изменения в компании происходили в связи с ростом объемов потребления трафика и расширением географии услуг. Кроме того, сильное влияние на стратегию развития оказало появление на рынке телекоммуникационного оборудования новых технологий и разработок.

В 2003 году, проанализировав наиболее востребованные клиентами международные маршруты, мы разработали новую стратегию развития компании, приняли решение о строительстве на территории Европы собственных узлов связи и их поэтапном соединении DWDM-каналами.
В принятии этого сложного для компании решения неоценимую поддержку нам оказали акционеры: OAO "ВымпелКом" и ОАО "Российские железные дороги". На ранних этапах развития международной сети мы использовали арендованную емкость, постепенно заменяя ее собственными системами. К 2013 году мы построили международную сеть, которая имеет географически разнесенную кольцевую структуру: государственная граница с Финляндией – Хельсинки – Стокгольм – Копенгаген – Амстердам – Франкфурт – Копенгаген – Стокгольм – Хельсинки – государственная граница с Финляндией.

- Какие этапы в развитии компании вы могли бы выделить?

- С 2009 года мы поэтапно строили международную сеть, сдавая в эксплуатацию до 1,6 тыс. км магистральной емкости ежегодно. В январе 2013 года "Раском" закончил строительство участков сети Амстердам – Франкфурт и Стокгольм – Копенгаген, которые замкнули в кольцо сеть на территории Европы. В апреле 2013 года мы завершили первый этап работ по установке и запуску в эксплуатацию транспондеров 100G на всем протяжении сети. Эта модернизация проведена с целью более эффективного использования собственных технических ресурсов, а также в связи с ростом потребностей клиентов "Раскома" в каналах связи.

- Какие новые услуги и сервисы "Раском" готов предложить операторам? Какие решения используются для предоставления этих услуг? 

- Технологии, которые мы применяем, отражаются на качестве всех услуг, а не только новых. При этом популярность "Раскома" на межоператорском рынке связана не только с высокой технологичностью сети. Клиентов привлекает возможность резервирования трафика с использованием различных маршрутов на основе двух географически разнесенных DWDM-систем и выработанная с годами культура технического обслуживания. Также нашими преимуществами являются мониторинг услуг из единого центра управления, возможность подбора необходимого клиенту показателя задержки в предоставленном канале, минимальные, не более двух недель, сроки организации каналов, как на территории России, так и в Европе, и многое другое. Одной из новых услуг, которая востребована у клиентов и в отношении которой действуют все перечисленные условия, является организация присоединения к основным точкам обмена трафиком. Являясь партнером европейских точек обмена трафиком, "Раском" организует присоединения к ним в Москве (MSK‑IX), Петербурге (SPB-IX), Хельсинки (FICIX), Стокгольме (NetNod), Франкфурте (DE‑CIX) и Амстердаме (AMS‑IX). Мы ведем переговоры с лондонским узлом (LINX) и планируем в 2013 году стать его официальным партнером по подключению операторов.

- Каковы планы компании по развитию сети в России и за рубежом?

- На территории России с целью выделения регионального трафика на участке от Петербурга до Москвы мы планируем запуск третьей DWDM-системы. В международном направлении продолжаем строительство сети и в 2013 году намерены сдать в эксплуатацию первый участок, Франкфурт – Ужгород (Украина), на транзитном маршруте Франкфурт – Киев – Москва.