Даниил Сидоров
© ComNews
14.08.2013

ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) не получит страховку за спутник "Экспресс-АМ1", который прекратил существование на три года раньше срока активного существования, заявленного производителем. Спутник, запущенный в 2005 г., пробыл в штатной эксплуатации пять лет и три месяца и 10 августа полностью выработал ресурс.

Об этом заявил вчера репортеру ComNews вице-президент ОАО "Ингосстрах" Александр Подчуфаров. "Мы получили сообщение от ГПКС. Данный случай признан нестраховым", - пояснил он. По его словам, страховой договор не предусматривал причину, по которой "Экспресс-АМ1" пришлось списать. Cпутник был застрахован на 791,121 млн руб. на этот год.

"Экспресс-АМ1", второй в серии, был запущен на орбиту 30 октября 2004 г. и введен в эксплуатацию 1 февраля 2005 г. Он предназначался для цифрового телерадиовещания, телефонии, видеоконференцсвязи, передачи данных, доступа в Интернет. В зоне охвата аппарата спутника находилась территория европейской части России, СНГ, Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.

Предполагалось, что аппарат прослужит до 2016 г. Однако 23 апреля 2010 г. система преобразования и управления двигательной установкой коррекции (СПУ-К) спутника полностью отказала (см. новость ComNews от 18 мая 2010 г.). Это привело к невозможности штатной эксплуатации аппарата в рабочей точке. Спустя полтора года, 12 октября 2011 г., отказали поворотные устройства солнечных батарей. После этого "Экспресс-АМ1" использовался по целевому назначению лишь периодически без гарантии качества услуг.

"AltegroSky начал работу на АМ1 весной 2006 г., и он здорово нам помог, так как дополнял "Ямал", обеспечивая очень хорошую зону покрытия в европейской части России, - комментирует гендиректор группы компаний AltegroSky Сергей Пехтерев. – К сожалению, с ним нам пришлось расстаться в 2010 г., срочно переводя сервис (а это было более 1000 VSAT-терминалов) на его соседа, АМ22".

В итоге в штатной эксплуатации АМ1 пробыл пять лет и три месяца.

На освободившуюся позицию встанет спутник "Экспресс-АМ7", чей запуск запланирован на осень 2014 г., сообщила ComNews пресс-служба Россвязи (это ведомство курирует ГПКС). Эксплуатация космического аппарата прекращена 10 августа 2013 г. по причине полной выработки рабочего тела (ксенон) двигательной установки коррекции орбиты, подчеркивается в сообщении Россвязи.

В соответствии с рекомендацией создателя спутника – ОАО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева" – ГПКС уводит с 12 августа 2013 г. "Экспресс-АМ1" на орбиту захоронения, используя двигатели ориентации и стабилизации спутника.

Представитель пресс-службы ГПКС уточнил репортеру ComNews, что высота орбиты захоронения составляет около 300 км от геостационарной орбиты. Завершить увод спутника планируется к 20-21 августа, после чего его оператор приступит "к заключительным операциям по исключению возможной дефрагментации космического аппарата и несанкционированного включения бортовой аппаратуры".

"Оценивать итоги работы спутника, на наш взгляд, некорректно, – считает представитель ГПКС. – Можно лишь еще раз подчеркнуть, что работы по обновлению и развитию орбитальной группировки ГПКС продолжаются, и в ближайшие полтора года по заказу ГПКС планируется создать и вывести на орбиту семь новых космических аппаратов. Среди них современный спутник тяжелого класса "Экспресс-АМ7" производства компании EADS Astrium, который заменит выработавший свой ресурс "Экспресс-АМ1".

Новый "Экспресс-АМ7", запуск которого запланирован на осень 2014 г., разместится в той же орбитальной позиции 40° в.д. (см. новость ComNews от 15 июня 2012 г.).

По словам Пехтерева, серия "Экспресс-АМ" из пяти первых спутников была прорывной для ГПКС и позволила предприятию значительно расширить портфель услуг. Однако начиная уже с апреля 2006 г. (аварии с АМ11) она начала приносить "большие проблемы". Компании приходилось срочно "переносить" клиентов с одного борта на другой, что не способствовало ни лояльности пользователей, ни престижу национального спутникового оператора.

"Будем надеяться, что ИСС им. Решетнева, создавший первые "Экспрессы АМ", учтет горький опыт их эксплуатации при создании новых "братьев", - резюмировал глава AltegroSky.