Данила Шеповальников: "Чтобы не оказаться "между двух огней", то есть вне закона сразу по отношению и к России, и к Украине, местным игрокам необходимо спешно озаботиться оформлением российских юрлиц и получением новых лицензий на оказание услуг связи российского образца, продаться российским операторам или, на худой конец, вовсе свернуть деятельность в регионе"
исполнительный директор группы компаний ComNews
© ComNews
31.03.2014

Неделю назад, в ходе рабочего визита в Крым, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров пообещал крымчанам, что в ближайшее время им станут доступны SIM-карты российских операторов мобильной связи. Однако прежде чем это произойдет, операторам связи и регуляторам (и прежде всего – самому Минкомсвязи) предстоит решить ряд серьезных вопросов.

Рынок мобильной связи на присоединившемся к России полуострове образуют украинский "Тримоб" (100%-ное дочернее предприятие "Укртелекома"), турецко-украинский "Астелит" (55% которого контролирует оператор Turkcell, а 45% - украинский предприниматель Ринат Ахметов), родная "дочка" МТС - "МТС Украина", а также "Киевстар", принадлежащий Vimpelcom Ltd. Все эти операторы пока работают по лицензиям, выданным украинскими регуляторами на основании украинского же законодательства. Однако в этом же качестве работать им осталось недолго: после подписания договора о присоединении Крыма и Севастополя к России чиновники взялись урегулировать вопросы интеграции новых субъектов РФ в действующую правовую систему страны до конца текущего года. Фактически, это означает, что в любой момент работа действующих операторов сотовой связи в Крыму может быть признана противозаконной.

Такая же угроза нависла над местными сотовиками и со стороны Украины: законопроект "О правовом режиме и обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированных территориях Украины", проходящий процедуру согласования Верховной радой Украины, прямо запрещает подлежащую лицензированию деятельность на территории Крыма и Севастополя. Чтобы не оказаться "между двух огней", то есть вне закона сразу по отношению и к России, и к Украине, местным игрокам необходимо спешно озаботиться оформлением российских юрлиц и получением новых лицензий на оказание услуг связи российского образца, продаться российским операторам или, на худой конец, вовсе свернуть деятельность в регионе.

При этом "МТС Украина" и "Киевстар" явно находятся в выигрышной ситуации: благодаря прямому родству с "большими" МТС и Vimpelcom, они могут путем нехитрых юридических преобразований превратиться в их российских "дочек". Также они имеют возможность на каких-либо условиях передать сетевую инфраструктуру в российские "ВымпелКом" и "Мобильные ТелеСистемы", а то и вовсе раствориться в них, став их региональными филиалами. Что же касается "Астелита" и "Тримоба", то для них более простым и выгодным сценарием может оказаться продажа крымского бизнеса "МегаФону" или "Ростелекому", которые пока никак, даже опосредованно, не представлены на рынке мобильной связи полуострова и явно не упустят свой шанс обосноваться там. Именно поэтому, кстати, перепрописка "Астелита" и "Тримоба" в России может оказаться делом непростым, с учетом масштабов лоббистской силы, стоящей за "Ростелекомом" и "МегаФоном".

Не менее запутанно обстоит ситуация с деятельностью российских игроков в Крыму: чтобы предоставлять услуги мобильной связи на полуострове, им как минимум необходимы соответствующие лицензии отечественного образца. На прошлой неделе в прессу просочились несколько опрометчивые комментарии Роскомнадзора о том, что отдельная лицензия на Крым "большой сотовой тройке" якобы не потребуется, поскольку большинство лицензий МТС, "ВымпелКома" и "МегаФона" оформлены на "всю Россию". Что такое "вся Россия" и насколько легитимен этот термин, не очень понятно, но зато в реестре лицензий в области связи, в списке лицензируемых территорий, Крым и Севастополь пока что отсутствуют – в этом может убедиться кто угодно, зайдя в соответствующий раздел сайта ведомства. Кстати, в том же разделе можно перечитать действующий порядок лицензирования деятельности в области оказания услуг связи. Из него черным по белому следует, что одним из обязательных условий переоформления лицензии является "изменение территории, на которой оказываются услуги связи". А распространение услуг на новый субъект Федерации – самое что ни на есть явное "изменение территории", очевиднее не придумаешь.

Отдельный большой вопрос – как быть с распределением частот и, соответственно, частотными присвоениями в регионе. Без этого, даже в случае разрешения вопросов с юридическим переоформлением бизнеса и собственностью на инфраструктуру связи в Крыму, использовать радиооборудование сотовые операторы, увы, не смогут. Если "ВымпелКому" и МТС частотный ресурс теоретически может достаться опосредованно, благодаря "родству" с местными игроками, то у "МегаФона" и "Ростелекома" таких перспектив нет. Им остается рассчитывать лишь на щедрость и благорасположение со стороны госаппарата, которому, как показывает многолетняя практика, вполне по силам без суда и следствия распределить драгоценные частоты как угодно и в интересах кого угодно.

Хотя, конечно, вариант проведения конкурсов и аукционов исключать тоже нельзя – Роскомнадзор дал понять, что этот сценарий развития событий также возможен после детального изучения реальной электромагнитной обстановки в регионе. Также остается непонятным, что будет происходить с частотами, занятыми местными игроками – особенно в том случае, если они быстро не определятся со своей политической ориентацией. Иными словами, вопросов много, и все они, и без того непростые, усложняются необходимостью урегулировать всю ситуацию без существенных перерывов в предоставлении сервисов абонентам. В этом смысле исполнение обещания министра связи может оказаться воистину бесценным.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты