Редколонка / март 2014
Незнакомая звезда

Леонид Коник, главный редактор группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
29.03.2014

Мировой рынок спутниковой связи – ​самый консервативный сектор телекоммуникаций – ​пришел в движение. По законам физики выход из состояния покоя (или равномерного прямолинейного движения) происходит под воздействием внешних сил. Как показала глобальная конференция по космическим коммуникациям Satellite 2014 (10‑13 марта, Вашингтон), таких внешних сил накопилось немало.

"Спутниковая индустрия проиграла битву сотовой", – ​обозначил одну из болевых точек отрасли генеральный директор Asia Broadcast Satellite (ABS) Томас Чой. Он отметил, что отрасль космической связи имеет полувековую историю, тогда как сотовая связь в два раза моложе. "Но космические аппараты высокой пропускной способности, которые мы только планируем, проигрывают уже действующим наземным сетям беспроводного ШПД в цене за 1 Мбайт. Годовой объем рынка мобильной связи в мире достиг $1,4 трлн против $115 млрд в секторе услуг спутниковой связи", – ​подвел неутешительный итог Томас Чой. Генеральный директор Intelsat Дэвид Макглейд добавил, что темпы прироста выручки у операторов фиксированной спутниковой связи составляют всего лишь 3‑4 % в год.

На рынке, как в эволюции по Дарвину, выживает сильнейший, и сотовые компании начали поход на частотный ресурс спутниковых операторов. На ближайшей Всемирной конференции радиосвязи, которая состоится в Женеве в ноябре 2015 года (ВКР-15), одним из ключевых вопросов станет перераспределение частот в С-диапазоне. Этот участок спектра примерно от 3 МГц до 6 МГц традиционно используют спутниковые операторы для прямой и обратной связи с космическими аппаратами на геостационарной орбите. Но на данные частоты (прежде всего в полосе 3,4‑4,2 МГц) претендуют сотовые компании, которые хотят развивать в них сети беспроводного ШПД. Игроки спутникового рынка осознают, что сотовые компании способны заплатить за новые участки спектра несравнимо большие деньги, чем они сами. "Давайте не будем наивными, это битва, и другие хотят съесть наш ланч, – ​предостерег генеральный директор Eutelsat Мишель де Розен. – ​Мы должны донести до политиков и чиновников ITU ту пользу, которую приносят операторы спутниковой связи правительствам, армиям, корпорациям и людям".

Это не первая попытка мобильной индустрии оттяпать частоты у спутниковых операторов. На ВКР 2007 года частоты в полосе 3,4‑3,6 МГц были выделены сетям беспроводного ШПД, и вскоре в них стали возникать сети WiMAX. К счастью для спутниковых компаний, WiMAX пошел на спад, ведь сети этого стандарта не только лишили первых части частот, но и создавали им помехи. Однако по сравнению с 2007 годом ныне беспроводные технологии прочно укоренились во всех сферах жизни и бизнеса, и на ВКР-15 спутниковым операторам будет еще труднее защитить частотный ресурс.

Внешние силы проникли и в такую незыблемую часть спутникового рынка, как услуги запуска космических аппаратов. В течение многих лет мировой рынок коммерческих пусков делили российская ракета "Протон-М", украинская "Зенит-3SL" и французская Ariane 5 (китайская ракета Long March 3B, американские Atlas V и Delta IV при высокой надежности использовались в основном для правительственных миссий США и Китая). Но в 2013 году в эту олигополию ворвалась американская фирма Space Exploration Technologies Corp. (SpaceX) с ракетой Falcon. Не считая полетов в интересах NASA, в декабре 2013 года Falcon 9 вывела на орбиту спутник SES-8, а в январе 2014 года – ​Thaicom-6. Стоимость запуска Falcon 9 составляет менее $60 млн.

Falcon 9 проигрывает в грузоподъемности "Протону", "Зениту" и Ariane, но на 2014 год назначен первый пуск ракеты Falcon Heavy, способной вывести на геопереходную орбиту груз массой более 21 тонны (предельная грузоподъемность Ariane – ​10 тонн, "Протон-М" – ​6,3 тонны, "Зенит-3SL" – ​6,1 тонны). При этом заявленная цена пуска Falcon Heavy – ​$83 млн против $100 млн и более у конкурентов. Пару лет назад на конференции Satellite глава одной из пусковых компаний язвил в адрес SpaceX: "Одни запускают, другие говорят". Но вслед за словом SpaceX показала дело, и мастодонтам придется подвинуться не только в рыночной доле, но и в цене услуг.

Радикальные изменения произошли и в сфере производства спутников, в которой также много лет бал правило считаное количество фирм. В 2013 году в нее ворвались наноспутники – ​космические аппараты массой от 1 до 10 кг. По сравнению с традиционными спутниками связи эти аппараты производятся серийно и массово, стоят несколько сотен тысяч долларов (против $150‑250 млн у средних и тяжелых аппаратов), а запускать их можно условно-бесплатно – ​в виде попутного груза, причем на любой ракете. Первые наноспутники вышли на орбиту 10 лет назад и принадлежали университетам, но технология развивается, а их цена стремительно падает, и в ближайшее время они составят конкуренцию большим многомиллионным собратьям.
Новички часто имеют свежий взгляд, позволяющий обставить былых фаворитов, – ​достаточно вспомнить, что сделала Apple с фирмой Nokia на рынке мобильных телефонов. В ближайшие годы столь же тектонические изменения произойдут и в спутниковом секторе.

Журнал "Стандарт" № 3 (134), март 2014