Андрей Харитонов, менеджер по развитию бизнеса Cisco в области беспроводных технологий (фото: Cisco)
© ComNews
01.08.2014

О ключевых событиях года на рынке Wi-Fi-решений, а также о потенциальных возможностях технологии для российского рынка в интервью корреспонденту ComNews Даниле Шеповальникову рассказал Андрей Харитонов, менеджер по развитию бизнеса Cisco в области беспроводных технологий.

- Какие наиболее значимые изменения произошли на рынке Wi-Fi-решений за последний год?

- Самое главное событие для индустрии Wi-Fi в нынешнем году – принятие финальной версии первой волны спецификаций нового стандарта IEEE 802.11ac Wave 1, который также принято называть гигабитный Wi-Fi. Работа над ним длилась несколько лет и завершилась ратификацией в январе 2014 года. В теории гигабитный Wi-Fi способен расширить пропускную способность беспроводных сетей до 7 Гбит/с. Кроме того, эта технология существенно повышает эффективность использования радиочастотного спектра. К сожалению, на территории России оборудование с поддержкой нового стандарта пока хождения не имеет, ввиду отсутствия необходимого для его сертификации нормативного акта. Похожая история была и с предшественником - стандартом IEEE 802.11n. В течение некоторого времени после его ратификации производители Wi-Fi-оборудования испытывали проблемы с импортом в Россию и продажей на локальном рынке устройств, поддерживающих этот стандарт, из-за отставания нормативной базы. Для ввоза оборудования с поддержкой IEEE 802.11n производителям приходилось сертифицировать его как оборудование с поддержкой предшествующих версий Wi-Fi, благодаря обратной совместимости стандарта. При этом функционал IEEE 802.11n блокировался на программном уровне. Надеюсь, что в случае с IEEE 802.11ac до этого не дойдет.

- Что необходимо для того, чтобы появились недостающие нормативно-правовые акты?

- Для этого нужно проанализировать международный опыт, подготовить драфт документа, провести его через общественное обсуждение, затем согласовать проект в Министерстве связи и массовых коммуникаций, а после – зарегистрировать в Минюсте. Процесс уже запущен, но пока еще далек от завершения. Впрочем, отставание нормативной базы - не единственное препятствие на пути распространения нового стандарта. В России в диапазоне 5 ГГц под радиоэлектронные средства фиксированного беспроводного доступа, к которым относится оборудование Wi-Fi, выделен спектр 5150-5350 МГц. Для технологии IEEE 802.11n этого вполне хватало, но для IEEE 802.11ac этого уже недостаточно, поскольку ей требуется использование радиочастотных каналов увеличенной ширины (до 80 МГц по сравнению с каналами 40 МГц, используемыми в стандарте 802.11n). Поэтому для внедрения новой технологии необходимо предварительно проводить научно-исследовательские работы с целью расширения выделяемого под нее спектра. К примеру, в США операторы имеют широчайшие возможности по установке и использованию радиооборудования в выделенных им участках спектра, в том числе и Wi-Fi-решений, причем как в диапазоне 2,4 ГГц, так и в диапазоне 5 ГГц. Безусловно, существует ряд ограничений, но если оператор соблюдает их, ему не нужно проходить крайне сложные и формальные процедуры, такие как получение частотных присвоений, регистрация оборудования и испытания на электромагнитную совместимость. Все это напрямую влияет на привлекательность технологии для бизнеса, а также определяет целесообразность ее применения для социально значимых объектов, проектов и слоев населения.

- Частотный спектр - крайне ограниченный и очень дефицитный ресурс, за который в России борется множество участников рынка связи и множество технологий. Почему вы считаете, что его нужно выделить именно под Wi-Fi?

- Действительно, операторам, строящим сети мобильной связи, частотного ресурса тоже остро не хватает. Именно поэтому во всем мире набирает популярность такое явление, как 3G-Offload, или, как его еще называют, Wi-Fi Offload. В частности, такие крупные операторы в США, как Cablevision Systems и AT&T, уже построили и эксплуатируют сети Wi-Fi в целях разгрузки мобильных сетей от избыточного трафика передачи данных. Также нельзя не отметить проект Luxembourg Hot City, существующий с 2007 года. Эта сеть Wi-Fi, являющаяся государственным проектом, покрывает весь Люксембург и используется как в интересах бизнеса, так и для решения социальных задач. Таким проектам способствует совокупность факторов, включая высокую пропускную способность и эффективность использования радиочастотного спектра, присущую Wi-Fi, а также уровень ее проникновения в мобильные устройства.

- Почему российские операторы мобильной связи не используют модель Wi-Fi Offload?

- В России модель Wi-Fi Offload не находит применения ввиду отсутствия полноценных outdoor-сетей. Те уличные Wi-Fi-сети, которые создаются российскими операторами, как правило, не предназначены для обслуживания большого объема трафика. Для реализации принципа Wi-Fi Offload требуются очень четко спроектированные сети высокой плотности, способные обеспечить полноценный интернет-доступ для пяти-семи абонентских устройств на один квадратный метр. В июне, во время командировки в США, мне довелось посетить товарищеский матч по футболу между сборными Ирландии и Португалии. На стадионе с 50 тысячами посадочных мест около 10 тысяч болельщиков использовали мобильные устройства, подключенные к локальной Wi-Fi-сети. Средняя скорость в этой сети на одно клиентское устройство составляла 10 Мбит/с, и она выдерживала такую нагрузку.  

- Есть ли перспективы появления подобных сетей в России?

- Российские операторы спотыкаются еще на этапе составления бизнес-кейсов таких сетей, потому что затраты на развертывание уличных Wi-Fi-сетей пока несопоставимо выше прибыли, которую можно получить от их использования. И не в последнюю очередь эти затраты связаны с получением частотных присвоений, а также с лицензионными отчислениями. Если же оператор будет ставить во главу угла экономию, то в результате получится Wi-Fi-сеть, неудовлетворительная по качеству сервисов даже в сравнении с перегруженными сетями 3G и LTE. К сожалению, проблема развития outdoor-сетей Wi-Fi актуальна с начала 2000-х годов, и до сих пор никаких подвижек в ее решении нет. Нужно решать вопрос с частотами и электромагнитной совместимостью устройств. Конечно, бизнесу всегда проще высказывать свои пожелания, чем регулятору реализовывать их, действуя в рамках нормативного поля в условиях широкого набора различных имеющихся на рынке радиотехнологий. И все же проблема есть, она остра, и ее необходимо решать. Только комплексный подход, связанный с радиопланированием, частотным планированием, урегулированием вопросов с электромагнитной совместимостью, принятием необходимых для внедрения новых технологий нормативно-правовых актов, работа по расчистке радиочастотного спектра, а также его открытие на безлицензионной основе позволит совершить качественный технологический рывок и перейти на новый уровень использования технологии Wi-Fi.