© ComNews
15.09.2014

Государственная Дума может уже в осеннюю сессию принять закон о запрете на выпуск и использование виртуальной валюты, такой, как, к примеру, Bitcoin.

Об этом в пятницу журналистам заявил замглавы Министерства финансов РФ (Минфин) Алексей Моисеев. Однако он не исключил вероятности, что закон будет принят Госдумой только весной следующего года.

Законопроект, разрабатываемый Минфином, предполагает запрет на выпуск и использование денежных суррогатов в электронном виде и административную или уголовную ответственность за его нарушение. Несмотря на то что выпуск денежных суррогатов на территории России запрещен, само определение понятия "денежный суррогат" в законах отсутствует. Поэтому из-за отсутствия контроля госорганов криптовалюта привлекает теневой сектор экономики, добавил Алексей Моисеев.

Минфин пока согласует законопроект с правительством РФ. Тем не менее у правоохранительных органов уже есть замечание по этому закону, но критика не касается его концепции, сказал Алексей Моисеев. "Минфин учтет замечание ведомств, но сама концепция запрета не меняется. В Европе такая же концепция принята, что переток между виртуальной и реальной денежной системой был запрещен. Мы не запрещаем людям играть в шашки, называть эти шашки деньгами. Мы запрещаем обмен суррогатов на деньги обратно", - отметил он.

По мнению председателя совета ассоциации "Электронные деньги" Виктора Достова, принятие такого законопроекта не окажет никакого влияния на отрасль электронных денег и электронных платежей в целом.

"У нее уже давно есть свое регулирование, компании лицензируются Центральным банком и не вызывают никаких нареканий со стороны законодателей. Поэтому какие-либо запреты или ограничения в отношении виртуальных валют или криптовалют на развитии отрасли не скажутся", - пояснил в беседе с ComNews Виктор Достов.

"Запрет, в первую очередь, может коснуться именно криптовалют, таких как Bitcoin. Если, действительно, будет введен запрет на операции с этой валютой, то это не приведет к каким-то катастрофическим последствиям. Использование такой валюты не распространено в России", - в свою очередь рассуждает аналитик "Инвесткафе" Михаил Кузьмин.

По его мнению, может быть введен не запрет, а регулирование этой отрасли. Регулирование необходимо, чтобы избежать использования криптовалюты в сомнительных операциях, считает Михаил Кузьмин. Тем не менееаналитик не исключает того, что если ввести регулирование не удастся, тогда, действительно, может иметь место и запрет использования в операциях криптовалют.

В то же время, по словам Виктора Достова, непропорциональное регулирование может потенциально затруднить распространение таких перспективных технологий, как криптографические валюты без единого эмиссионного центра. "Пока никакого конкретного применения в традиционном финансовом секторе им еще не придумано. Но со временем ситуация может измениться, и они, вполне возможно, сильно поменяют наши представления о платежных инструментах и трансграничных транзакциях", - заметил Виктор Достов.

На его взгляд, важно соотносить предлагаемые меры с реальным уровнем риска. Ведь не все операции с криптовалютами или виртуальными валютами являются незаконными, добавил Виктор Достов. Поэтому первоочередной задачей Виктору Достову представляется отсечение от этих систем недобросовестных пользователей.

Наиболее оптимальный путь, который реализован во многих странах, – это регулирование точек обмена фиатной валюты на частную и обратно.

"Так пользователи и разработчики сохраняют необходимую свободу действий, а вывести или, напротив, ввести незаконные доходы в экосистему становится затруднительно. В то же время полный запрет виртуальных и децентрализованных валют будет менее рационален и эффективен. Его также довольно непросто администрировать, из-за сложностей контроля за неформальными расчетами", - отметил Виктор Достов.

По мнению основателя русскоязычного информационного ресурса о криптовалютах BTCsec.com Ивана Тихонова, то, что Госдума обратила свой взгляд на законодательство в сфере электронных валют, в целом хорошо, так как оно давно устарело и не соответствует сегодняшним реалиям. Однако у Ивана Тихонова есть опасения, что законодатели пойдут по самому простому пути, а именно тотальных запретов.

Те, кто знаком с технической стороной криптовалют, понимают, что запретить их не получится, подчеркнул эксперт. "Попытки насильственно ввести контроль и ограничения вызовут только больший спрос на средства анонимности, а значит, простимулируют это направление. Скорее всего, упор будет на маскировку трафика, возможно стеганографию. Сети с гарантированной анонимностью как отправителей, так и получателей транзакций уже существуют и работают, и я сейчас говорю не о Bitcoin", - уверен Тихонов.

Однако в целом в мире наблюдается курс на либерализацию регулирования криптовалют. "Например, в марте этого года Центральный банк Таиланда пересмотрел свое первоначальное запретительное отношение к Bitcoin, признав его использование законным. А летом в США, в штате Калифорния, принят закон, который также официально признает легитимность частных валют", - отметил Виктор Достов.

"Благодаря тотальному запрету криптовалют в РФ мы быстро закроем дыры в законодательстве, это да. Но что будет через 5-10 лет? Если во всем остальном мире криптовалюты будут использоваться, а все данные говорят именно об этом, то мы рано или поздно будем вынуждены эти технологии разрешить, - предостерегает глава BTCsec.com. - На тот момент в России будет развит только теневой рынок криптовалют, так как легально работать нельзя. Поэтому весь бизнес, талантливые предприниматели и специалисты будут работать в этот период не в России, а за рубежом, где и будут платить налоги. А у нас не будет законодательства, опыта, своих компаний. И, скорее всего, мы опять пойдем по самому простому пути - копировать чужие законы и открывать двери чужим компаниям". 

Поэтому Иван Тихонов считает, что законопроект в текущем виде не достигнет целей, в нем обозначенных, а также является вредительским для экономики страны в перспективе.

"Эту отрасль нужно регулировать, хоть это и сложнее, а не запрещать", - заключил Иван Тихонов.