24.10.2014

Партнером Московской области по созданию единой транспортной карты Подмосковья станет "дочка" Сбербанка - ОАО "Универсальная электронная карта". Она инвестирует в проект 6 млрд рублей.

Московская область подвела итоги конкурса по выбору инвестора для проекта создания единой транспортной карты Подмосковья. Его единственным участником стала "дочка" Сбербанка - ОАО "Универсальная электронная карта" (УЭК), рассказал "Ведомостям" министр госуправления, IT и связи Московской области Максут Шадаев. По его словам, речь фактически идет о создании специальной электронной системы оплаты проезда. В этой системе могут работать как транспортные карты, так и банковские.

Предполагается, что жители области смогут с их помощью оплачивать поездки в автобусах и электричках у разных перевозчиков уже с начала 2015 г. Тарифы будут сформированы по принципу: чем больше ездишь, тем меньше стоит поездка, говорит Шадаев. Причем поездка по карте будет существенно дешевле, чем при покупке билета за наличный расчет. По его словам, транспортная карта будет продаваться во всех автобусах, а также в некоторых стационарных точках, а пополнить ее можно будет не только наличными, но и с банковской карты, через платежные системы Qiwi и "Яндекс.Деньги", а также через интернет-сайт, банкоматы и sms.

Шадаев подчеркивает, что привлечение частного инвестора - уникальный прецедент в России и Европе, поскольку традиционно такие проекты реализуются за счет бюджета. Мотивация частного инвестора - в росте сбора выручки, говорит он. Изначально чиновники рассчитывали, что инвестор вложит в проект 3,2 млрд руб. в течение семи лет и запустит его через 140 дней. УЭК предложила сократить срок реализации проекта до 110 дней, при этом компания готова вложить в проект около 6 млрд руб. за семь лет, говорит Шадаев.

Мособласть уже тестировала проект в Одинцове, Химках и Подольске, партнерами правительства области тогда были Сбербанк, Газпромбанк и Maykor совместно с РФПИ, говорит советник министра госуправления, IT и связи Мособласти Максим Эмм.

Представители Maykor и Газпромбанка отказались объяснить, почему в итоге не стали участвовать в конкурсе. Источник, близкий к одной из этих компаний, говорит, что "проект слишком рискованный с точки зрения возврата инвестиций". Предполагалось, что частные перевозчики будут обязаны распространять эту карту, но в условиях конкурса этого не оказалось, а сам конкурс оказался "завязан" на "Мострансавто", говорит собеседник "Ведомостей". УЭК пошла на это, потому что рассчитывает вместе с транспортными картами распространять универсальные электронные карты, предполагает он. Представитель УЭК это отрицает: он говорит, что создание единой транспортной карты и универсальная карта - два автономных, не связанных между собой проекта.

По словам вице-президента УЭК Евгения Кислякова, компания инвестирует больше, чем предполагали организаторы конкурса, поскольку рассчитывает увеличить собираемость денежных средств перевозчиками.

По трехстороннему соглашению между УЭК, правительством Мособласти и "Мострансавто" УЭК наряду с комиссией за транзакции (ее размер не раскрывается) будет ежегодно получать часть дополнительной выручки "Мострансавто", которую предприятие получило благодаря внедрению проекта (за базовый уровень будет взята выручка "Мострансавто" за 2014 г.), говорит Эмм. При этом максимальная сумма, которую УЭК сможет заработать за все семь лет проекта, не сможет превысить 7,9 млрд руб. По ее достижении инвестиционная фаза проекта будет считаться завершенной и УЭК будет получать только комиссию с транзакций по оплате проезда.