Редколонка / октябрь 2014
Абонент не абонент

Данила Шеповальников: "Мне, как клиенту всех операторов "большой сотовой тройки" со стажем, ни разу не доводилось сталкиваться с их инициативой по актуализации моих персональных данных"
исполнительный директор группы компаний ComNews
© ComNews
29.10.2014

Закон "О связи" требует, чтобы продажа SIM-карт в нашей стране осуществлялась только по предъявлению паспорта новоиспеченного абонента с занесением его паспортных данных в базу оператора связи. Но при этом никто не требует от операторов следить за изменением паспортных данных абонентов. Данные меняются, актуализация не происходит, в результате чего операторские базы постепенно накапливают устаревшие сведения, что может стать проблемой как для абонентов, так и для самих операторов.

Ни для кого не секрет, что отечественные сотовики плохо представляют себе, кто их абоненты, и с каждым днем их знания об этом постепенно тают. Прежде всего этому способствует распространение анонимных SIM-карт, которые, по идее, запрещены законом. И хотя все операторы официально провозглашают курс на борьбу с нелегальным распространением контрактов, а периодически даже рапортуют о прогрессе в этой области, приобрести "симку" без паспорта по-прежнему очень просто. Например, это можно сделать в некоторых салонах связи, сославшись на отсутствие паспорта при себе и просто продиктовав любые левые паспортные данные "по памяти", - такое, как ни странно, до сих пор много где прокатывает. Кроме того, анонимные SIM-карты по-прежнему часто продают или даже раздают бесплатно в местах большого скопления людей - на вокзалах, рынках и возле метро. И никого при этом не пугают штрафы, которые с начала этого года грозят продавцам "анонимок". Притом для абонента такая сделка не несет никаких правовых последствий - обеспечивать его регистрацию должен оператор связи. Более того, операторы вроде бы обязаны проверять достоверность сведений о новых абонентах, которые поступают от дилеров, но, судя по всему, если и делают это, то делают спустя рукава. По крайней мере, никакой статистики, которая доказывала бы уменьшение притока анонимных SIM-карт, в открытом доступе не существует.

Но помимо заведомо ложной информации о новых контрактах есть и другая проблема: данные о существующих абонентах имеют тенденцию устаревать. Во-первых, каждый россиянин в течение жизни подвержен двум обязательным, плановым заменам паспорта: в 20 и 45 лет. Во-вторых, женясь или выходя замуж, а иногда и при иных обстоятельствах, люди могут сменить фамилию и даже имя, после чего также обязаны произвести замену паспорта. Ну и, в-третьих, случаются еще и внеплановые замены, вызванные кражей или потерей документов, от которых, увы, никто не застрахован.

Мне, как клиенту всех операторов "большой сотовой тройки" со стажем, ни разу не доводилось сталкиваться с их инициативой по актуализации моих персональных данных. Более того, сам процесс обновления этих данных организован у операторов по-разному и, мягко говоря, вызывает вопросы. Например, абоненты "МегаФона" могут обновить паспортные данные в любом салоне связи оператора, просто предъявив новый документ. И если не наткнутся на своенравного или ленивого сотрудника, который попросту откажет им в этом, то обновление произойдет мгновенно. А вот МТС требует от клиентов оформить специальное заявление на переоформление паспортных данных, и на обновление информации в базе может уйти от 5 до 10 рабочих дней, с оговоркой - если заявление не потеряется где-нибудь по пути из салона связи в офис оператора. В этом случае все придется начинать заново. Любопытно, что к обновлению персональных данных в базе операторов не подталкивает даже оформление действующими абонентами новых SIM-карт на новые паспорта. То есть если я когда-то давно оформил "симку" на один паспорт, а потом по какой-либо причине сменил его на новый и оформил другую "симку" у одного и того же оператора, то мои контракты так и будут записаны на разные мои паспортные данные, пока я сам не подсуечусь и не приведу их к общему знаменателю.

Чем грозит устаревание информации об абонентах в базе данных оператора? Абоненту - лишь тем, что он может частично утратить контроль над своим мобильным номером и счетом. Для управления счетом через Интернет паспортные данные не нужны - достаточно быть владельцем SIM-карты и иметь возможность получать на нее SMS с паролем для личного кабинета на сайте оператора. А вот для осуществления каких-либо манипуляций над абонентским счетом через салоны связи и офисы оператора, а также через его контактный центр, могут потребоваться паспортные данные. И в случае их несовпадения с данными в базе оператора может последовать отказ в обслуживании или требование переоформить контракт на новые паспортные данные в офисе оператора. Как показал мой опыт испытаний услуги MNP, самая распространенная причина отказа в переносе номера - несоответствие паспортных данных в заявке на перенос и тех данных, на которые оформлен номер у оператора-донора. Причем именно по причине устаревшей или не полностью зафиксированной информации на стороне оператора-донора. В этом случае отказ в MNP может последовать даже при минимальных расхождениях в информации, вплоть до откровенной глупости: например, если в базе оператора-донора орган, выдавший паспорт абоненту, указан полностью как "отдел милиции", а в заявке на перенос номера он сокращен до "о/м".

Все эти проблемы решаемы, хотя и могут стоить абоненту дополнительного времени и нервов. А вот операторы, как мне кажется, находятся в менее завидном положении. Ведь если абоненты с устаревшими паспортными данными вдруг превращаются в должников, то взыскать с них долг становится весьма проблематично, а в ряде случаев и вовсе невозможно. Не говоря уже о том, что развивать проекты мобильной рекламы, а также всевозможные таргетированные маркетинговые программы и программы повышения лояльности, не зная точно, кто твои абоненты, наверное, все же неправильно.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты