Вадим Дворяненко: "До меня 23 года связью в городе никто не занимался"
01.12.2014

В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику начальник Управления связи и информационных технологий правительства города федерального значения Севастополь Вадим Дворяненко рассказал о новшествах политики в севастопольском телекоммуникационном секторе.

Сколько абонентов телефонных фиксированных и мобильных сетей насчитывается в Севастополе?

- Важной особенностью Севастополя является развитость ИКТ-инфраструктуры. Это связано с наличием в городе двух крупных технических вузов – военного и гражданского, а также большого завода радиоэлектроники "Муссон", который выпускал продукцию для всего военно-морского флота СССР, поэтому в городе большое количество классных технических специалистов.

В Севастополе - 142 тыс. абонентов фиксированной сети и около 300 тыс. сотовых абонентов. При этом, по данным на 26 сентября, у российской сотовой компании "К-Телеком" (WIN Мobile) в Севастополе было 20 тыс. активных пользователей, купивших ее SIM-карты. Но по роуминговым соглашениям WIN Мobile также обслуживает абонентов других российских мобильных операторов.

Сколько в Севастополе пользователей интернет-услуг и какова скорость доступа?

- Средняя скорость интернет-доступа в Севастополе высока – 25 Мбит/с. Интернет-сети в Севастополе работают по технологии FTTB, но мы хотим, чтобы оптика пришла в каждую квартиру (FTTH). Крупнейшими провайдерами в городе являются SevStar (у него 65% пользователей), Vega (входит в украинскую группу СКМ и находится под управлением "Фарлеп-Инвест", 10%), "Севтелеком" (7%), Supersky (5%), "Воля Бродбенд" (5%). Оставшиеся 10-20% рынка делят интернет-провайдеры "Крымком Юг" (работает с юрлицами), "Миранда-медиа" (она купила инфраструктуру в Севастополе у украинской компании "Датагруп") и ReedLan (обслуживает отдельные районы города). Общее количество севастопольских интернет-пользователей составляет 130-150 тыс. домохозяйств.

Какие еще операторские компании предоставляют в Севастополе услуги?

- Это "К-Телеком", "Миранда-медиа" и "Севастополь Телеком", получившие российские операторские лицензии, а также компании, которые пока действуют по лицензиям Украины: уже упомянутая "Вега", которая также предоставляет услуги телефонии и передачи данных, "Интертелеком" (оператор мобильной связи в стандарте CDMA-800), "Юг-телеком" и "Южная сеть".

После вступления в конце июня в должность я 1 июля впервые в постсоветской истории города собрал местных операторов связи за круглым столом в правительстве города. До этого 23 года связью в городе никто не занимался: в управлении транспорта и связи местного правительства все это время были только транспортники и ни одного связиста (а ИТ-направление отсутствовало как класс).

Я заверил всех участников круглого стола, что никаких гонений и репрессий не предвидится, сказал, что окажу всяческое содействие и консультации для вхождения в российское правовое поле всем операторам, работающим на рынке Севастополя, и подтвердил, что правительство города выступит гарантом равноправных рыночных отношений. Правда, пока никто из украинских операторов еще не подал документы на российские лицензии. Представители Роскомнадзора постоянно подтверждают мне, что ждут всех операторов и готовы оказать им всяческое содействие в переходе в российское правовое поле.

4 июля 2014 года правительство Севастополя учредило ГУП "Севастополь Телеком" ("Севтелеком"). Подтверждаются ли заявленные вами 10 сентября планы перехода сотрудников местного филиала "Укртелекома" в штат "Севтелекома"?

- Действительно, сотрудники местного филиала "Укртелекома" постоянно высказывали такое желание – сначала на собрании профсоюза, а затем на общем собрании коллектива. Сомневающихся там не было, все высказывались за уход из "Укртелекома". Подчеркну, что ни малейшего давления на людей не оказывалось. На общем собрании присутствовал генеральный директор "Севтелекома" Сергей Винокуров, который подтвердил готовность принять всех желающих. По состоянию на 26 сентября, заявление об увольнении из "Укртелекома" написали 99% сотрудников севастопольского филиала. Все сотрудники "Укртелекома", которые изъявили желание работать в "Севтелекоме", будут планово зачислены в штат. В дальнейшем мы предполагаем провести процедуру аттестации работников.

Личное наблюдение: коллектив "Укртелекома" в Севастополе в последние полгода с невероятным терпением и самоотверженностью исполнял все функциональные обязанности. Хотя морально им было нелегко работать под флагом "Укртелекома" - всех сильно напрягало, что компания продолжала работать как украинское юрлицо, при этом никаких признаков переоформления не наблюдалось. Более того, заработную плату сотрудникам "Укртелеком" начислял в гривнах, и при конвертации в рубли терялось 17-18% суммы. Чашу терпения людей переполнило решение, которое без их ведома в конце июля приняла Украина, - о том, что с августа 1,5% их зарплаты будет отчисляться на содержание украинской армии.

Как "Севтелеком" собирался переключить на свою сеть абонентов "Укртелекома"?

- Переключения не будет: просто "Севтелеком" предложил всем желающим подключиться к его сети. "Севтелеком" благодаря активной помощи Россвязи получил 150 тыс. телефонных номеров и готов сохранить каждому севастопольцу его прежний 6-значный городской номер телефона, только перед ним нужно будет теперь набирать код 8-8692. В Севастополе живет 130 тыс. пенсионеров, и если бы они утратили старые номера, они бы просто потеряли друг друга. 26 сентября "Севтелеком" заключил первый договор с абонентом – физическим лицом. Чтобы избежать очередей, мы обзваниваем и приглашаем абонентов. Для лиц с ограниченными физическими возможностями работают мобильные бригады. В день заключается примерно 250 договоров.

"Укртелеком" обвиняет власти Севастополя в захвате его частной собственности.

- Многие пытаются искать в происходящем политическую составляющую. Но это не так. Сразу после назначения я наладил контакт с руководством местного филиала "Укртелекома", ведь поддержание качественной и стабильной связи в городе было общей задачей. Наше общение шло в рабочем порядке, и его итогом стала договоренность о проведении на территории Севастополя переговоров с высшим руководством "Укртелекома". Эти переговоры фактически были сорваны по вине украинской стороны. Совместно с и.о. губернатора Севастополя Сергеем Меняйло мы выработали конструктивную позицию, предложив три сценария сотрудничества. Все они были отвергнуты. По результатам переговоров у нас сложилось представление, что действия руководства "Укртелекома" в значительной степени определялись политическими, а не экономическими соображениями.

Является ли "Укртелеком" владельцем кабельной канализации в Севастополе?

- Юридически она никогда не принадлежала "Укртелекому". До распада СССР кабельную канализацию в городе строил Черноморский флот и другие военные структуры. За последние 23 года документы о праве собственности на кабельную канализацию в Севастополе так и не были оформлены. "Укртелеком" в 2011 году был приватизирован, и, после цепочки сделок, его контролирующим собственником стал донецкий бизнесмен Ринат Ахметов.

Правительство Севастополя в апреле объявило инвентаризацию всего городского хозяйства, включая кабельную канализацию, а позднее запросило Бюро технической инвентаризации на Украине и в России, из которых получило ответы о том, что данных о собственнике этого имущества у них нет. Только после этого было принято нашумевшее решение о переводе кабельной канализации Севастополя в собственность города. При этом "Укртелеком" сообщил, что поставил канализацию на баланс (правда, непонятно, на каком основании). Но, с юридической точки зрения, нахождение на балансе не означает прав собственности на имущество. А ведь "Укртелеком" еще и сдавал канализацию в аренду, и мы можем по суду потребовать у него возврата неправомерных доходов от этой деятельности.

25 июня 2014 года материнская компания "Укртелекома" учредила в Симферополе дочернее ООО "Наш Телеком". Начала ли эта компания работу в Севастополе?

- В Севастополе эта компания не оказывает услуг и не ведет никакой деятельности.

24 сентября вся севастопольская сеть "Укртелекома" оказалась под управлением ГУП "Севтелеком". Что произошло?

- 24 сентября в 17:30 на сайте "Укртелекома" появилось сообщение о приостановке предоставления услуг связи в Севастополе. В 18:00 эта компания прервала работу IP-телефонии и отключила 3G-сеть дочерней компании "ТриМоб". После этого от сотрудников местного филиала "Укртелеком" мы получили информацию о том, что начались попытки удаленного внесения изменений в программное обеспечение АТС, которые, в частности, могли привести к нарушению работы систем охлаждения и выходу всего оборудования из строя. Мы эти попытки пресекли.

Поддержку функционирования фиксированной связи в городе вынужденно взял на себя "Севтелеком". К вечеру 25 сентября он полностью восстановил предоставление услуг международной и междугородной связи, а к 29 сентября вернул бывшим абонентам "Укртелекома" доступ в Интернет.

Сотрудничает ли "Севтелеком" с ООО "Миранда-медиа"?

- "Миранда-медиа" владеет единственным каналом связи из Крыма в Россию, и по первой просьбе она предоставила доступ к этому каналу "Севтелекому". После событий 24 сентября специалисты "Миранда-медиа" приехали в Севастополь и помогли в восстановлении связи, за что им огромное спасибо!

Сколько сотовых операторов, на ваш взгляд, должно работать в Севастополе в перспективе?

- Этот вопрос нужно рассматривать в разрезе доступности и качества услуг, которые может обеспечить только здоровая конкуренция. Поэтому, на мой взгляд, конкурентная ситуация в Севастополе не должна отличаться от среднероссийского уровня, когда в регионе присутствует три-четыре оператора связи.

Генеральный директор ГУП "Крымтелеком" сообщил мне, что эта компания уже забронировала номерную емкость для мобильной связи и намерена обратиться за сотовой лицензией. Нет ли подобных планов у ГУП "Севтелеком"?

- "Севтелеком" не исключает такой возможности.

1 июля 2014 года ФГУП "РСВО" открыло в Севастополе филиал – "Севастопольские сети вещания и оповещения". Что сделал этот филиал с момента появления?

- 20 июня правительство города и Россвязь подписали рамочное соглашение о сотрудничестве. Для того чтобы наладить консультации на хорошем уровне, в Севастополе был создан филиал подведомственного Россвязи ФГУП "РСВО". Специалисты этой компании помогали нам обеспечить бесперебойную работу сетей связи в городе, в том числе и в ходе единого дня голосования.

Основная цель открытия филиала – создание в городе надежной и современной системы оповещения населения. Филиал РСВО уже развернул в Севастополе две пилотные зоны комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН). В середине сентября правительство Севастополя заключило с РСВО контракт о доведении сигналов оповещения в городе, сроком на 1 год и стоимостью 19 млн рублей. В эту систему также входит многофункциональный комплекс IP-вещания (экран), установленный и эксплуатируемый РСВО в центре города, на площади Нахимова. Надеюсь, что наше сотрудничество будет продолжаться и далее.