Инна Прошкина: "Запросы системным интеграторам на развитие ИТ-инфраструктуры если и сократятся, то те, которые касаются новых глобальных ИТ-модернизаций. А спрос на ИТ-услуги по сопровождению, поддержке и развитию только возрастет"
Инна Прошкина
директор по маркетингу Bell Integrator
© ComNews
25.12.2014

Для российской экономики 2014 год оказался пасмурным, а под конец погода совсем испортилась. Отток инвестиций, предпосылки кризиса ликвидности, повышение стоимости заемного капитала - все это создает не самый благоприятный фон для деловой активности. Безусловно, в 2015 году российскую ИТ-отрасль, как и другие, кризис также не обойдет стороной. Многие эксперты уже отмечают снижение роста российского рынка информационных технологий в 2014 году по сравнению с 2013-м. Очевидно, что этот тренд сохранится и в 2015-м. Однако в силу своей разнородности многие сегменты российской ИТ-отрасли будут переживать кризис по-разному.

Сценарии преодоления кризисного времени для системных интеграторов, работающих на российском рынке, скорее всего, будут в значительной степени зависеть от отраслей, к которым относятся их клиенты. В частности, в следующем году системные интеграторы, ориентированные на работу с госсектором, так или иначе увидят сокращение запросов бюджетных организаций на новые проекты. Аналогичная или даже более тяжелая ситуация сложится с развитием ИТ в российском ритейле, компаниях массового рынка.

В то же время при очевидном сохранении зависимости от благополучия клиентов системные интеграторы, работающие с российскими банками и телекоммуникационными компаниями, столкнутся с более интересным, разнонаправленным изменением спроса на свои услуги. Финансовые организации и операторы связи наиболее зависимы от уровня развития ИТ-инфраструктуры и ИТ-процессов. ИТ-составляющая уже более 10 лет является одним из ключевых элементов системы услуг как для операторов связи, так и для банков.

Телекоммуникационные компании - не только российские, но и во всем мире - в последние годы переживают непростой период в связи с бурным развитием OTT-сервисов коммуникационной и развлекательной направленности. OTT-сервисы неумолимо переориентируют абонентов операторов связи с голосового трафика, бывшего основным источником доходов для телекоммуникационных компаний с момента появления телефонной связи, на цифровые сервисы для коммуникаций, приправленные еще и медиаконтентом.

Само собой, операторы связи клин клином вышибают и развивают для своих абонентов альтернативные OTT-услуги на основе перспективных облачных технологий, используя возможности мобильных решений. Такие инновационные сервисы в свою очередь требуют развития соответствующей ИТ-инфраструктуры и квалифицированного сопровождения со стороны системных интеграторов. И, несмотря на кризис, прерывать этот процесс нельзя. Конкуренция с ОТТ-сервисами, в том числе и с зарубежными, никуда не исчезла, независимо от стоимости барреля нефти.

Поэтому запросы системным интеграторам на развитие ИТ-инфраструктуры если и сократятся, то, скорее всего, те, которые касаются новых глобальных ИТ-модернизаций. А вот спрос на ИТ-услуги по сопровождению, поддержке и развитию, наоборот, только возрастет. В условиях кризиса экономически более целесообразно оптимизировать уже имеющийся ИТ-ресурс, чем рисковать с созданием нового.

Схожая ситуация и в банках. Здесь высокие технологии являются критичной для бизнеса составляющей и востребованы не только как инструмент для повышения качества и надежности базовых бизнес-процессов, но и как единственно возможный ресурс для создания сервисов и услуг нового поколения, призванных обеспечить конкурентоспособность банков.

Это и удаленное обслуживание клиентов, и мобильный банкинг, благодаря которым многие финансовые организации могут позволить себе сократить расходы, частично или полностью отказавшись от традиционной банковской инфраструктуры - территориально распределенных филиалов и отделений. Эффективно выстроенные процессы ИТ-сопровождения операционной деятельности в итоге обеспечивают и более низкую себестоимость сервисов, а соответственно, и возможность маневра по цене услуг, что в условиях кризиса может оказаться принципиально важным.

Как и в случае с операторами связи, большинство уже стартовавших долгосрочных ИТ-проектов в банках продолжатся вне зависимости от усугубляющих положение экономических реалий. Отсрочены будут только планируемые фундаментальные изменения ИТ-инфраструктуры, основных ИТ-систем и ключевых бизнес-процессов. А вот возможности оптимизации и масштабирования уже существующих будут задействованы в максимальной степени.

В этих обстоятельствах наиболее уверенно будут чувствовать себя те системные интеграторы, которые уже работают по сервисной модели, обладают экспертизой и опытом консалтингового сопровождения, поддержки инфраструктуры и приложений, тестирования, оптимизации производительности и поиска "узких" мест в ИТ-инфраструктуре. Для остальных же сейчас более чем актуально успеть среагировать на грядущее изменение спроса в пользу ИТ-услуг и сервисов. И те, кто еще не успел, наверняка уже в спешке пересматривают планы развития и "на ходу" изменяют подходы к организации услуг на ближайшие несколько лет.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты