Дарья Тросникова
26.12.2014

Многие российские отрасли вынуждены провожать уходящий год существенным повышением цен. Телекоммуникационная индустрия не стала исключением.

С Нового года операторы могут повысить цены на голосовые услуги в роуминге, предупредил на прошлой неделе гендиректор "Вымпелкома" Михаил Слободин. Ведь их себестоимость почти целиком валютная — плата иностранным операторам за присоединение и пропуск трафика. А доллар за прошедшие 12 месяцев подорожал на 85,8% — с 32,66 до 60,68 руб.; евро — на 65,5%, с 45,06 до 74,57 руб. (курс ЦБ).

Все взаиморасчеты "Вымпелкома" с роуминг-операторами проводятся в долларах или евро — в зависимости от страны, говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева. На межоператорский тариф, выставляемый роуминг-партнером российскому оператору, обычно приходится до 70% стоимости услуг для абонента, поэтому колебания курса напрямую влияют на роуминговый тариф, объясняет она.

Начало пересмотру цен было положено уже в этом году: "Мегафон" с 8 декабря повысил цены на роуминг в 50 европейских странах, а также в Южной Осетии. Исходящие и входящие звонки подорожали до 29 руб. за минуту (с 9 и 16 руб. соответственно). Новых повышений до конца года не планируется, говорит представитель "Мегафона" Татьяна Зверева, а заглядывать дальше пока рано: все будет зависеть от стоимости валюты и условий, выставляемых зарубежными партнерами.

За "Мегафоном" последовал "Вымпелком", с 16 декабря повысивший стоимость звонков в международном роуминге для подписчиков тарифной опции "Моя планета". Минута исходящего вызова подорожала на 31%, входящего — на 66%.

Операторы не раскрывают удельный вес валютных затрат в своих расходах. Но очевидно, что падение рубля влияет на их бизнес: в валюте они расплачиваются не только с иностранными операторами за приземление трафика, но и с поставщиками оборудования связи. Пока, правда, им удается маневрировать. Чтобы снизить зависимость инвестиций от курса валют, МТС еще в III квартале 2014 г. авансом профинансировала часть капзатрат, запланированных на конец 2014 г. — первую половину 2015 г., напоминает ее представитель Дмитрий Солодовников.

По предположению аналитика "Сбербанк CIB" Анны Лепетухиной, к валюте привязано около 10% операционных расходов операторов. Но валютные расходы операторов на роуминг частично компенсируются выручкой, которую приносят им приезжающие в Россию иностранцы, обращает она внимание: их зарубежные операторы платят российским за присоединение и пропуск трафика. В капзатратах валютная составляющая гораздо выше — около 40%, ведь закупка оборудования производится в валюте, говорит Лепетухина. Так же считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: капзатраты российских операторов на 30-40% определяются стоимостью валюты.

Основное последствие падения рубля для операторов — рост затрат на телекоммуникационное оборудование, подавляющую часть которого поставляют зарубежные компании, согласен управляющий партнер "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов. Капзатраты мобильных операторов достигают 15-25% их выручки, говорит он, и в 2015 г. компаниям предстоит сделать выбор: либо сократить расходы на закупку оборудования, либо быть готовыми к снижению рентабельности бизнеса на несколько процентных пунктов, либо увеличивать стоимость услуг. Скорее всего, операторы выберут компромиссный вариант, считает Анкилов.