© ComNews
20.01.2015

Европейские компании, которые хотят географически расширяться и вести бизнес в странах СНГ, в первую очередь должны понимать специфику работы в этих государствах и трезво оценивать риски. Без этого понимания организовать бизнес там будет сложно, о чем говорят, в частности, события предыдущей и этой недели.

16 января норвежская компания Telenor получила от Министерства торговли, промышленности и рыбного хозяйства Норвегии копию документа, в котором рассказывается о выходе ОАО "ВымпелКом" на рынки государств СНГ и о том, как оператору приходилось совершать с местными чиновниками финансовые транзакции, которые, возможно, являлись взятками. Подпись к этому документу, который поступил в "Минторгпромрыб" Норвегии, звучит как "Осведомитель". Казалось бы, в приличном обществе на анонимки не обращают внимания, но, судя по тому что Telenor – один из двух крупнейших совладельцев "ВымпелКома" – полностью опубликовал это послание на корпоративном интернет-сайте, норвежские чиновники отнеслись к нему серьезно. "Документ содержит смесь известных и неизвестных фактов, утверждений и спекуляций", - отмечает при этом пресс-служба Telenor.

Информация в документе касается, в частности, неизвестных ранее эпизодов выхода "ВымпелКома" на рынок Узбекистана и других стран СНГ (Украины, Казахстана, Киргизии). "Доказательства, которые я собрал, показывают, что выплаты "ВымпелКома" подставным компаниям, связанным с Гульнарой Каримовой (старшая дочь бессменного президента Узбекистана Ислама Каримова – Прим. ComNews), продолжались в течение шести лет. Узбекистан является не единственной страной в СНГ, где "ВымпелКом" (и Telenor) действуют подобным образом", – следует из данных "осведомителя". В его записке также приводятся другие факты якобы сомнительных финансовых транзакций "ВымпелКома". В связи с этим Telenor заявил, что будет требовать дальнейших объяснений от "ВымпелКома" и его материнской компании Vimpelсom Ltd. со штаб-квартирой в Амстердаме.

Ранее, весной 2014 года, сотрудники прокуратуры Нидерландов начали уголовное расследование операций холдинга Vimpelсom в Узбекистане. Это произошло после обыска головного офиса компании в Амстердаме и изъятия документов, касающихся узбекских активов. Telenor владеет 33% акций и 43% голосующих акций Vimpelcom Ltd., поэтому компания намерена принимать все необходимые меры для защиты своих интересов.

Расследование операций в Узбекистане уже стоило должности Ларсу Нюбергу, президенту другой скандинавской компании – шведско-финской TeliaSonera. В начале 2013 года нанятая этой компанией юридическая фирма Mannheimer Swartling выяснила, что при выходе на узбекский рынок в 2007 году TeliaSonera платила людям из окружения Гульнары Каримовой. В частности, TeliaSonera приобрела у принадлежавшей этим людям фирмы Takilant 3G-лицензии, частоты и номерную емкость для своей узбекской "дочки" Coscom, причем расплатилась частично ее акциями (которые впоследствии выкупала существенно дороже).

Фирма Takilant фигурирует и в новом расследовании: она являлась партнером "ВымпелКома" (а затем Vimpelсom Ltd.) в 2007-2009 годах - ей принадлежал миноритарный пакет акций узбекского сотового оператора Unitel, которого "ВымпелКом" приобрел в 2006 году. Из-за коррупционного расследования, связанного с бизнесом "ВымпелКома" в Узбекистане, 9 декабря 2014 года генеральный директор и президент Telenor Group Йон Фредрик Баксаас вышел из наблюдательного совета Vimpelcom Ltd.

Далее последовали кадровые перестановки в структурах "ВымпелКома" в самом Узбекистане. На днях бывший глава лаосской дочерней компании Vimpelсom Ltd. - Vimpelсom Lao Co Ltd. - Владимир Петров был назначен генеральным директором ООО "Unitel". Он сменил на этом посту Александра Воробьева, который покинул группу компаний Vimpelсom. Весьма вероятно, что бизнес-этика в Лаосе и Узбекистане примерно одинакова.

Не исключено, что с бизнесом "ВымпелКома" в СНГ может быть связано и еще одно назначение в компании. Накануне компания назначила исполнительного вице-президента по развитию инфраструктуры компании Андрея Патоку исполнительным вице-президентом по развитию бизнеса в странах СНГ. "Структурно СНГ является самой сложной бизнес-единицей Vimpelсom, но вместе с тем это один из наиболее динамичных и перспективных сегментов нашей компании", - подчеркнул Патока, благодаря компанию за оказанное доверие.

Скорее всего, "ВымпелКом" не случайно оказал такое доверие именно Андрею Патоке. Он считается сильным и активным топ-менеджером, с 2008 года работал исполнительным вице-президентом по развитию бизнеса на корпоративном рынке "ВымпелКома": под его руководством B2B-сегмент бизнес-единицы "Россия" развивался опережающими рынок темпами.

"ВымпелКому" предстоит нелегкий путь объяснения западному акционеру и контролирующим органам различных эпизодов его деятельности в СНГ. Если в России коррупция осуждается хотя бы на словах, в странах Средней Азии в деловых кругах доподлинно известно, какой член президентской семьи или высокопоставленный сановник опекает тот или иной сектор экономики. И создать (а тем более удержать) мало-мальски заметный бизнес без небескорыстной помощи этого человека при всем желании невозможно.

Другой российский оператор – МТС – дважды наступал на эти грабли: сначала в Туркмении в 2005 и 2010 годах, а затем в том же Узбекистане в 2012 году. И там, и там МТС смогла вернуться спустя пару лет после приостановки деятельности, но во всех случаях это стоило финансовых уступок местным властям. Например, в Туркмении МТС, несмотря на 100%-ный контроль над локальной операторской компанией, согласилась отдавать государству 20%, а с 2012 года - и 30% чистой прибыли от деятельности в этой стране. В Узбекистане у МТС также была 100%-ная "дочка" - Uzdunrobita, но после отзыва ее лицензии российской компании пришлось пойти на создание совместного предприятия (СП) с местными властями. МТС в этом СП досталось всего 50,01% акций, хотя все его оборудование и имущество ранее находилось в собственности Uzdunrobita.

И все же брезгливо морщить европейский носик, слыша о методах работы в странах СНГ и особенно Средней Азии, - двуличие. Если для TeliaSonera, Telenor и других европейских компаний первым приоритетом является кристальная чистота бизнес-схем, им нужно оставаться на своих национальных рынках. Но население Швеции не дотягивает до 10 млн человек, численность жителей Норвегии едва превышает 5 млн человек, а население одного лишь Узбекистана еще в 2013 году перевалило за отметку 30 млн. И очевидно, что страна с населением, в разы превышающем домашний рынок, выглядит для TeliaSonera или Telenor крайне привлекательно. Так что эти компании были абсолютно правы, начав движение на азиатские рынки – от этого выиграли не только они сами, но и бюджеты их домашних стран. Однако сделав выбор в пользу географической экспансии и наращивания оборота, глупо сетовать на иные, чем в Европе, правила игры.

В Тулу со своим самоваром не ездят, а в чужой монастырь со своим уставом не ходят.