Дарья Тросникова
05.02.2015

Снизить цены на роуминг российские сотовые операторы не смогут, более того, в ближайшее время им придется увеличить стоимость услуг за рубежом, говорится в исследовании агентства Content Review.

 Причин тому несколько: кратный рост курса валют (в которых происходят расчеты между операторами), снижение турпотока и снижение доходов европейских операторов от введения единого пространства роуминга в Евросоюзе, указано в исследовании. За 2014 г. курс доллара по отношению к рублю вырос на 73% (данные Центробанка). С этими выводами соглашаются и сотрудники некоторых крупных сотовых операторов.

В среднем цены на роуминг складываются из четырех вещей. Оплата роуминговому партнеру (в долларах) составляет 53%, расходы по обслуживанию абонента (например, биллинг) — 17%, себе оператор забирает 26%, а еще 4% уходит на другие расходы по роуминговому соглашению, указано в исследовании. При этом маржа оператора рублевая, а с партнером он расплачивается в валюте.

Снизить цены на роуминг в прошлом году попросила операторов Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Тогда ведомство заявило, что вместе с антимонопольными ведомствами других стран оно намерено добиться того, чтобы тарифы на услуги связи в роуминге соответствовали уровню цен в стране пребывания абонента. В таком случае, по подсчетам ФАС, российские операторы должны снизить цены на голосовую связь в роуминге в 3-5 раз, на sms — до 10 раз, на передачу данных — до 40 раз.

Максимум, насколько операторы смогут снизить стоимость роуминга сейчас (с учетом роста курса), — 5% и это при условии, что им придется отказаться от маржи, подсчитывает Content Review. Первое заявление ФАС датировано октябрем 2014 г. — с того момента курс доллара вырос на 60%, говорит аналитик Content Review Сергей Половников. Таким образом, стоимость роуминговых услуг на основе только колебаний курса должна вырасти на 21%. С учетом дополнительных факторов и нестабильности курса российского рубля рост на 25-35% стоимости связи в роуминге (в зависимости от страны и типа услуги) будет обоснованным.

C выводами исследования Content Review согласен представитель "Т2 РТК холдинга" Константин Прокшин: большая часть стоимости роуминга складывается из затрат на приземление трафика и цены, выставленной партнером по роумингу. Однако, оговаривается он, если собственные затраты у всех российских операторов примерно одинаковы, то цены партнеров могут сильно различаться. Поэтому рентабельность в разных странах плавает в широких пределах. На это обращает внимание также представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. По ее словам, российские операторы стараются снизить себестоимость услуг, но задача их роуминговых партнеров — максимально увеличить выручку. Поэтому, если российские операторы гарантируют рост потребления, западные партнеры готовы снижать цену за единицу трафика в обмен на общий рост своей выручки по гостевому роумингу. За новогодний период количество абонентов "Вымпелкома", выезжающих за рубеж и пользующихся услугами роуминга, сократилось на 14% — это повлияло и на снижение голосового трафика, а значит, гарантировать рост объема потребления голосовых услуг и sms оператор не может.

Падение турпотока и ослабление курса рубля оказывают влияние на всех операторов: снижается объем выручки от голосовых услуг — самой значительной статьи доходов операторов, констатирует представитель "Мегафона" Алия Бекетова. При этом рост выручки от передачи данных пока не может компенсировать это падение, уверена она.

У МТС на выплаты партнерам приходится около 70% от цен на связь в роуминге, говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. Сейчас в МТС не видят возможности снизить цены на роуминг из-за высокого уровня отчислений зарубежным партнерам, которые оплачиваются в валюте. В 2014 г. МТС снижала цены на интернет-роуминг и на голосовую связь и не повышала их, несмотря на девальвацию рубля, добавляет он. Чтобы снизить расходы, абоненты могут подключать опции, считает Солодовников.