РЕДАКЦИЯ COMNEWS
© ComNews
10.03.2015

Отказ Франции от передачи российской стороне первого из двух заказанных и частично оплаченных вертолетоносцев типа Mistral порождает в России разнообразные идеи симметричного ответа. С одной из них выступил глава Минкомсвязи Николай Никифоров.

По сообщению газеты "Известия" от 3 марта, министр предложил вице-премьеру Дмитрию Рогозину "директивно указать" госпредприятию "Космическая связь" (ГПКС) на необходимость разорвать отношения с французской компанией Eutelsat - третьим в мире по обороту владельцем спутниковой группировки, - а также запретить ГПКС покупку космического аппарата "Экспресс-АМУ2" у EADS Astrium (точнее - Airbus Defense and Space, как называется эта компания с января 2014 г.). Штаб-квартира Airbus Defense and Space находится в Тулузе (Франция). Редакция ComNews решила оценить действенность таких шагов.

По данным генерального директора Eutelsat Communications Мишеля де Розена, на Россию приходится около 5% оборота компании. В 2013-2014 финансовом году (у этой компании он заканчивается 30 июня) оборот Eutelsat составил 1,349 млрд евро, а в первом полугодии 2014-2015 финансового года оборот достиг 722,8 млн евро. Исходя из этих данных, бизнес в России дает Eutelsat около 70 млн евро в год.

Второй элемент плана "симметричного ответа" - лишение французов заказа на производство спутника "Экспресс-АМУ2". В феврале 2014 г. конкурсная комиссия ГПКС признала победителем тендера на создание этого космического аппарата Airbus Defence and Space, которая предложила цену в 4,8 млрд руб. (при стартовой цене конкурса в 5,8 млрд руб.). С учетом обменного курса на дату объявления победителя тендера 49 рублей за евро, стоимость "Экспресса-АМУ2" составляет около 98 млн евро.

К сожалению, полная передача заказа на производство спутника связи от зарубежного изготовителя российскому невозможна: в России в принципе не выпускаются полезные нагрузки - "сердце и мозг" любого космического аппарата. Это значит, что даже при переходе контракта на "Экспресс-АМУ2" к российскому вендору полезную нагрузку для него придется приобрести за рубежом. Обычно на полезную нагрузку приходится примерно 60% стоимости всего спутника, то есть из 98 млн евро стоимости "Экспресса-АМУ2" почти 59 млн евро все равно придется заплатить "супостатам". Таким образом, отобрав заказ на создание "Экспресса-АМУ2" у Airbus Defence and Space, можно "наказать" французов лишь на 39 млн евро.

На чашу весов "симметричного ответа" можно поставить еще одну гирьку: добровольное желание другого российского владельца орбитальной группировки - ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) - привлечь для изготовления платформы спутника "Ямал-601" российские предприятия. Изначально проектирование, производство, испытания и поставку под ключ этого космического аппарата ГКС заказал фирме Thales Alenia Space France (TASF). Стоимость контракта между ГКС и TASF на создание спутника "Ямал-601" составила 10,114 млрд рублей, или (с учетом среднего курса 45,03 рубля за евро на декабрь 2013 года - месяц вступления контракта в силу) около 225 млн евро.

Передача изготовления платформы спутника "Ямал-601" отечественному производителю также не избавит ГКС от приобретения импортной полезной нагрузки, причем российский оператор уже официально заявил о сохранении контракта с TASF. Стоимость этой полезной нагрузки составит примерно 135 млн евро (60% от полной цены спутника), так что "отнять" у TASF получится 90 млн евро.

Итого по трем умозрительным позициям - разрыв отношений ГПКС и Eutelsat, пересмотр контракта ГПКС с Airbus Defence and Space по "Экспрессу-АМУ2", пересмотр контракта ГКС с Thales Alenia Space France по "Ямалу-601" - Россия может "наказать" французскую сторону на 70+39+90=199 млн евро. Это всего лишь 17% общей стоимости двух вертолетоносцев типа Mistral, которые Россия заказала французской государственной оборонной корпорации Direction des Constructions Navales Services (DCNS), и 22% от аванса в 890 млн евро, внесенного российской стороной.

Поэтому для паритетного ответа Франции российским связистам нужно было бы заручиться поддержкой других отраслей экономики, в которых велика доля импорта из Пятой республики. Например, Франция в последнее время экспортирует в Россию вина, коньяки и иной алкоголь на 450 млн евро в год, а косметику и парфюмерию - на 520 млн евро в год. Так что если отказаться от французских спутников, коньяка и духов, можно знатно щелкнуть по носу зазнавшихся французов.