Игорь Гиркин: "Отечественные проекты M2M и IoT пока, в основном, ограничиваются пробросом каналов связи до конкретных сенсоров и взиманием платы за использование этих каналов"
© ComNews
09.04.2015

О том, какова роль операторов связи в зарождающейся экосистеме Интернета вещей, в интервью корреспонденту ComNews Даниле Шеповальникову рассказал Игорь Гиркин, менеджер по развитию бизнеса ООО "Сиско Системс" (Cisco) в области IoE.

- На российском ИКТ-рынке уже не первый год развиваются такие направления, как "умный город" и M2M, которые вполне укладываются в определение явления под названием IoT (Internet of Things - Интернет вещей). Означает ли это, что IoT, как когда-то Cloud Computing и Big Data, - маркетинговая инициатива, призванная объединить под одним термином уже существующие решения и технологии?

- Принципиальной разницы между понятиями M2M и IoT нет - они тесно связаны и взаимно дополняют друг друга, просто IoT является более новым и обобщающим термином. Что же касается "умного города", то с позиции Cisco, эта глобальная задача, как и ее решения, относится к области, которую у нас в компании принято называть IoE (Internet of Everything - всеобъемлющий Интернет), объединяющей людей, процессы, данные и вещи. В любом городе существует множество городских служб и структур, которые зачастую никак не взаимодействуют друг с другом. "Умный город" подразумевает налаживание между ними социальных связей, в том числе с использованием технологий и решений, которые принято называть терминами IoT и M2M.

- Отечественные операторы связи пока воспринимают все эти термины как маркетинговые лозунги, под которыми крупнейшие вендоры пытаются активно продвигать на рынке различные наборы технологических решений. При этом сервис-провайдеры не усматривают в этих решениях принципиально новой концепции и новых возможностей для развития бизнеса. Есть ли у компании Cisco видение того, как операторы могут монетизировать решения класса IoT и IoE, а также какую роль они могут занять в экосистеме всеобъемлющего Интернета?

- Операторы связи располагают тем, без чего всеобъемлющий Интернет невозможен в принципе, - каналами связи. Мы же, как вендор, видим свою задачу в том, чтобы помогать операторам развивать на базе этой инфраструктуры новые услуги. Концепция всеобъемлющего Интернета подразумевает использование клиентами операторов огромного количества сенсоров для обмена информацией между различными устройствами. В подобных условиях наращивать мощность центрального оборудования нецелесообразно. Эффективнее следовать концепции Fog Computing ("туманные вычисления"). Посредством установки на границе сети дополнительных сетевых устройств, наделенных специальным функционалом, операторы могут решить две задачи: предложить клиентам новый набор услуг по интеллектуальному пропуску трафика от IoT-сенсоров и использовать текущую инфраструктуру. Сами сенсоры тоже могут устанавливаться сервис-провайдером по запросу и находиться на его балансе - не говоря уже о дата-центрах, необходимых для обработки поступающих от сенсоров данных. При этом оператор может "размазать" по сети обработку данных от сенсоров, тем самым избежав модернизации центрального оборудования. А следовательно, повысить ARPU, дать пользователям дифференцированную услугу IoT с улучшенным уровнем сервиса благодаря переносу функционала анализа данных ближе к сенсорам и разгрузке сети от курсирования по ней этого трафика. Однако на практике отечественные проекты M2M и IoT пока, в основном, ограничиваются пробросом каналов связи до конкретных сенсоров и взиманием платы за использование этих каналов.

- Могут ли, на ваш взгляд, операторы выступать инициаторами проектов в области IoT и IoE, и известны ли вам примеры подобных проектов?

- Операторы связи не только могут, но и должны делать это. В условиях стабильного снижения ARPU от базовых услуг связи им жизненно необходимо искать новые ниши, способные обеспечить дополнительный источник дохода. IoT и IoE являются теми сферами бизнеса, где операторы могут предлагать услуги очень перспективному сегменту заказчиков - госсектору в лице городских властей и служб. В большинстве населенных пунктов развитием инфраструктуры в интересах создания "умных городов" занимаются либо сервис-провайдеры, либо иные коммерческие компании. В условиях кризиса государственно-частное партнерство - одна из самых эффективных моделей развития города. Подобный проект мы сейчас реализуем с одним из наших партнеров-операторов в Казани, который готовит инфраструктуру связи для дальнейшего развития на ее базе всевозможных сервисов "умного города".

- Термины IoT и M2M ассоциируются, прежде всего, с беспроводной связью, однако на российском рынке ее использование сдерживается острым дефицитом частотного ресурса. Насколько это серьезное препятствие для развития Интернета вещей?

- Одно из ключевых свойств всеобъемлющего Интернета - мобильность, которую невозможно обеспечить без использования радиосвязи. Но действующий порядок распределения радиочастотного спектра и практика регулирования его использования, действительно, накладывают ряд существенных ограничений на выбор конкретных технологий. Тем не менее существуют такие технологии, как, к примеру, RF Mesh (в диапазоне 868 МГц), позволяющие обеспечивать необходимую пропускную способность для передачи трафика от сенсоров на приличном расстоянии, измеряемом километрами. Но конкретный выбор технологий, как и архитектура сети, зависит от области применения и специфики реализуемого проекта. Например, в ряде случаев может требоваться минимизация потери пакетов - тогда устройства, осуществляющие обработку трафика, необходимо располагать как можно ближе к сенсорам и использовать для связи с ними как можно более надежные технологии.   

- Какие особенности IoT-трафика необходимо учитывать при модернизации сети операторам, желающим оказывать услуги в этой области?

- Сенсоры генерируют очень маленькие пакетики данных, порой меньшие, чем голосовые пакеты. При этом любую IoT- или M2M-сеть характеризует множество подключенных сенсоров, генерирующих множество пакетов. Дополнительная сложность заключается в том, что стандартизация в области IoT пока далека от завершения: единых стандартов не существует, а различные протоколы предъявляют разные требования к используемой инфраструктуре.

- На какие стандарты и протоколы компания Cisco рекомендует ориентироваться операторам при подготовке сетей к IoT, пока процесс стандартизации в данной области далек от завершения?

- Если позволить себе свести семиуровневую модель OSI к трем уровням - физическому, сетевому и прикладному, - то наиболее устаканившаяся ситуация сложилась именно на сетевом уровне. Большинством представителей отраслевого сообщества принят за основу протокол IPv6. Его дополнения, такие как 6LoWPAN (IPv6 Low-Power over Wireless Personal Area Network), позволяют решать проблемы низкого качества беспроводной среды передачи данных, а также малой длины пакетов, передаваемых IoT-сенсорами. В остальном многое зависит от специфики проекта, так как сенсоры, в зависимости от их типа, могут использовать уже устоявшиеся индустриальные протоколы. Частично рассинхронизацию стандартов позволяет нивелировать использование так называемых туманных вычислений. Пока что наибольшие проблемы возникают на прикладном уровне, но все они решаются в тесном взаимодействии с конкретным разработчиком приложений.