© ComNews
12.05.2015

Вторая половина 2014 года напомнила российским операторам связи о рискованности валютных кредитов и опасности фиксации цен на импортное оборудование в долларах или евро. Не желая второй раз наступать на эти грабли, телекоммуникационные компании России в 2015 году стали требовать от зарубежных поставщиков фиксации контрактных цен в рублях.

Двукратное падение курса российского рубля относительно основных мировых валют в конце 2014 года имело для отечественных операторов связи эффект холодного душа. Операторы всех видов наземной связи в стране получают выручку исключительно в рублях, а оборудование закупают в основном в валюте, поэтому обвал рубля означал для них пропорциональное усыхание инвестиционных бюджетов.

Пострадал даже "Ростелеком". Несмотря на то что все контракты этот национальный оператор заключал в рублях, как того требует федеральный закон №223 ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), многие поставщики стали отказываться от поставок, так как рублевая цена оборудования перестала соответствовать его валютной стоимости. А около 75% оборудования в закупках "Ростелекома" - импортное. Правда, 223-ФЗ стал для "Ростелекома" защитой: согласно этому закону, с момента подписания контракта поставщик берет на себя все риски, и изменение курса валюты не является форс-мажором. По рассказу директора по закупкам ОАО "Ростелеком" Евгения Гайдукова, компания была вынуждена договариваться с каждым отдельным поставщиком. "Кто-то фиксировал убытки, но обеспечивал поставки по старым контрактам, а с кем-то приходилось разрывать отношения. Мы пострадали не сильно - основной удар пришелся по партнерам, но мы рассчитываем, что они смогут компенсировать эти потери в будущем", - рассказал Евгений Гайдуков в апреле 2015 года в интервью журналу "Стандарт".

У сотовых операторов дела обстояли намного хуже. Не будучи связанными процедурами 223-ФЗ, они спокойно подписывали валютные контракты на поставку оборудования на сотни миллионов долларов и евро. Начавшийся в 2013 году бурный рост сетей LTE в России стал катализатором закупки гигантских объемов оборудования. Широкополосный беспроводной интернет-доступ быстро завоевал многомиллионную армию приверженцев, что гарантировало сотовым компаниям рост доходов и отрыв от проводных конкурентов. И вдруг в одночасье пути рубля и доллара разошлись, что поставило под вопрос реализуемость не только амбициозных планов развития операторов мобильной связи, но и их обязательств по охвату малых населенных пунктов в связи с применением технологической нейтральности. Мало того, все крупные операторы одновременно хотят улучшить качество действующих сетей, уменьшить объемы закупок оборудования для них, снизить расходы на строительство и обслуживание инфраструктуры.

Единственным способом для российских операторов выйти из этой воды сухими является фиксация цен на оборудование по новым контрактам в рублях. По информации ComNews, "ВымпелКом" и Tele2 уже объявили первые тендеры с условием фиксации рублевых цен, аналогичные планы вынашивает и "МегаФон".

При этом западные поставщики не готовы к такому шагу, в значительной степени потому, что сами находятся не в лучшем финансовом положении. Например, на пресс-конференции в Москве в конце 2014 года Кристина Тихонова, глава региона Восток компании Nokia Networks, четко заявила, что прайс-лист этой компании номинирован в евро и Nokia не будет фиксировать цены на оборудование в рублях. При этом она добавила, что Nokia готова обозначить рублевые цены на услуги, прежде всего managed services.

Аналогичная позиция и у японских компаний. В интервью журналу "Стандарт" в марте 2015 года президент ЗАО "NEC Нева Коммуникационные Системы" Акихиро Сакураи сказал: "Наши цены должны быть конкурентны, но терять деньги мы не можем, поэтому сохранять цены 2014 года мы не готовы. При этом с каждым клиентом в отдельности мы обсуждаем и цены, и рассрочку, и иные условия поставки. "NEC Нева Коммуникационные Системы" - российская компания, у нее много локальных сервисов, и цены на них мы готовы фиксировать в рублях по прошлогодним прайс-листам".

В этой ситуации единственной силой, которая готова подставить [финансовое] плечо российским операторам, являются производители из Китая. Невооруженным глазом видно, как китайские фирмы ринулись в прорыв, едва увидев, что западные конкуренты ослабили хватку из-за санкций своих правительств. Речь - не только о телекоммуникациях: китайская сторона готова организовать лизинговые поставки в Азию российских самолетов Sukhoi Superjet 100, реанимировать замороженный было проект скоростной железной дороги Москва - Казань и оплатить экспорт газа в КНР с месторождений в Западной Сибири через Алтай.

Китай умеет завоевывать рынки, а хорошие кредитные возможности китайских банков способны демпфировать новые скачки курса рубля. Желание российских операторов работать с вендорами в рублях почти автоматически выдавливает с рынка западных и некоторых восточных игроков. Похоже, что уже в текущем году мы увидим радикальное изменение долей традиционных поставщиков оборудования связи на российском рынке.