© ComNews
25.05.2015

Антипиратское законодательство в отношении видеоконтента, размещаемого в Интернете, в России действует почти два года. Однако если ранее объемы потребления пиратского видеоконтента значимо не снижались, то с вступлением в силу расширенной версии "антипиратского закона" появилась надежда на то, что видео на пиратских ресурсах будут смотреть меньше. 

Первая часть так называемого антипиратского закона вступила в силу 1 августа 2013 года и позволила блокировать в Сети нелегальный видеоконтент. На момент принятия первой части закона интернет-пиратство (по крайней мере, в части видеоконтента) в Рунете процветало. В исследовании рынка онлайн-видео в России за 2013 год, которое проводило издание East-West Digital News совместно с ComScore, Ernst & Young, Высшей школой экономики и при поддержке компании Tvigle Media, отмечено, что до принятия "антипиратского закона" четверо из пяти российских пользователей Интернета просматривали пиратский видеоконтент.

Через год ситуация значительно не улучшилась. Согласно данным опроса, проведенного маркетинговым агентством YouGov по заказу компании Irdeto в декабре 2014 года, почти три четверти (70%) потребителей в России смотрят пиратский видеоконтент, причем 16% делают это больше одного раза в неделю.

В ноябре 2014 года Государственная Дума приняла дополнения в "антипиратский закон". Расширенная версия "антипиратского закона" вступила в силу с 1 мая 2015 года. Помимо того что действие закона теперь расширено на ПО, книги и музыку, в документе есть важный пункт, согласно которому если ресурс нарушал антипиратский закон неоднократно, это может привести к его постоянной блокировке, снятие которой не допускается.

Это ужесточение уже повлияло на поведение владельцев видеоресурсов. Несколько крупных видеоресурсов еще до 1 мая начали обращаться к правообладателям с предложениями о сотрудничестве. Тем более что закон позволяет урегулировать спор правообладателя и интернет-сайта до суда. Для этого интернет-сайт обязан публиковать контактные данные, чтобы владельцы прав на контент могли потребовать от ресурса удалить незаконно размещенный контент.

Таким образом, сейчас появилась надежда на то, что, выбирая между "пожизненной блокировкой" и сотрудничеством с правообладателем, хотя бы часть пиратских видеоресурсов примет решение "выйти из тени".

Впрочем, в то время как некоторые "пираты" идут на контакт с правообладателями, другие, наоборот, предлагают пользователям методы обхода блокировок. Так или иначе, часть пиратских видеосервисов продолжат играть с правообладателями в кошки-мышки, и полного избавления от пиратского видеоконтента ожидать не стоит.

Тем не менее аналитики верят в светлое будущее легальных онлайн-видеосервисов. J’son & Partners Consulting оценил российский рынок легальных видеосервисов по итогам 2014 года в 7,4 млрд рублей. При этом ожидается, что к 2018 году объем этого рынка вырастет до 12,9 млрд рублей, а среднегодовой темп прироста в 2014-2018 годах составит 14,9%.

Снизить объемы потребления пиратского видеоконтента поможет и работа с конечным потребителем. Помимо планомерной разъяснительной кампании и прививания привычки платить за потребляемый в Сети контент правообладателям и поставщикам легального видеоконтента необходимо стремиться к снижению стоимости контента и добиваться того, чтобы актуальный видеоконтент появлялся у легальных поставщиков как можно быстрее. В этом отношении примечательным является результат уже упоминавшегося опроса компании Irdeto. На вопрос, что препятствует просмотру развлекательного контента через выбранного поставщика контента, чаще всего (27%) респонденты указывали непомерно высокую стоимость услуги. Среди иных причин респонденты указывали также недоступность нужного контента (14%).

В конце прошлой недели президент России Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам встречи с интернет-предпринимателями и представителями Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Среди поручений, адресованных правительству РФ, - "рассмотреть предложения ФРИИ о внедрении технологических решений в области защиты прав российских правообладателей и предотвращения незаконного распространения в сети Интернет фильмов, в том числе кино- и телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания". В поручении указано, что доклад по результатам правительство РФ должно предоставить до 1 июля 2015 года. Раз уж вопрос с незаконным распространением видеоконтента начал фигурировать в документах уровня поручений президента, то можно ожидать, что за него возьмутся основательно.