Кирилл Махновский, генеральный директор ООО "Орион Экспресс"
22.06.2015

Через полгода после назначения генеральным директором ООО "Орион Экспресс" Кирилл Махновский в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал о бизнесе, стратегии и планах компании.

- В 2014 году прирост абонентской базы "Орион Экспресса" составил 30 %. Сохранился ли такой темп в I квартале 2015 года? Сколько активных абонентов обслуживает компания? Каков ваш месячный ARPU?

- Сохранить в 2015 году прошлогодние темпы роста будет проблематично и нам, и другим операторам непосредственного спутникового вещания (DTH): рынок платного телевидения хоть и будет расти, но уже не столь быстро. Тем не менее нам по-прежнему удается опережать его по темпам развития. В I квартале абонентская база "Орион Экспресса" увеличилась на 75 тыс. и составила 2,655 млн домохозяйств, то есть прирост по отношению к концу 2014 года составил 3 % при росте рынка на 1 %. При этом мы поднялись на четвертое место в топ-5 игроков рынка платного ТВ. В целом в текущем году мы рассчитываем на прирост абонентской базы "Орион Экспресса" на 12-13 %, хотя аналитики прогнозируют лишь 5 %-ный рост рынка.

По приросту абонентской базы в I квартале у нас лидировали Москва (+9 % к декабрю 2014 года), Забайкальский край (+8 %), Чукотский АО (+8 %), Республика Бурятия (+7 %), Челябинская область (+7 %), Республика Алтай (+7 %). Общий объем поступлений за этот период составил 802 млн рублей. Точных данных об ARPU в 2015 году у нас пока нет, так как только в феврале мы сократили скидку при оплате годовой подписки. Как это повлияет на размер ARPU, мы увидим только по итогам I полугодия. В 2014 году ARPU в сети "Орион Экспресс" составил 65 рублей в месяц на бюджетном пакете и 225 рублей в месяц - ​на остальных пакетах.

- Какова ваша политика учета абонентской базы?

- Нормативных документов на этот счет не существует, а участники рынка учитывают абонентов по-разному. Мы считаем активным абонентом того, кто имеет оплаченную подписку или производил оплату не более шести месяцев назад. Доля социальных абонентов у "Орион Экспресса", к сожалению для нас, велика, зато процент оттока мал: за все время существования проекта, с 2008 года, он составил всего 10 %, и это с учетом тех, кого мы потеряли в середине 2010 года при переходе с вышедшего из строя спутника "Экспресс‑АМ2" на космический аппарат Intelsat 15.

- В феврале "Орион Экспресс" снизил скидку при оплате годовой подписки до 25-33 % в зависимости от пакета (ранее - ​50 %), а скидку в размере 50 % от стоимости ежемесячной подписки предложил при оплате услуг сразу за два года. Сколько абонентов уже выбрали плату за год и сколько - ​за два года вперед?

- Пока статистику приводить рано, с февраля прошло еще не так много времени. До изменения политики скидок льготный тариф, с платой за год вперед, выбирали около 30 % наших подписчиков. В феврале-марте двухлетний контракт предпочли 5 % абонентов. Это предложение, в частности, защищает клиентов от скачков обменного курса: и в оферте, и в договоре четко прописано, что цена гарантированно сохранится в течение двух оплаченных лет. Мы ожидаем, что все больше абонентов будут делать выбор в пользу двухгодичной подписки, так как продукт "Орион Экспресса" получил еще одно весомое преимущество: со 2 апреля 2015 года мы расширили пакет вещания более чем до 200 каналов, одновременно увеличив контентное предложение на 35 телеканалов.

- Как выглядит система дистрибуции "Орион Экспресса"?

- Система дистрибуции - ​одна из основных составляющих бизнеса DTH-оператора, и мы долго ее выстраивали. У "Орион Экспресса" 29 собственных региональных складов, в том числе открытый в апреле в Москве. Они расположены по всей стране таким образом, чтобы любой установщик мог доехать до ближайшего к нему склада не более чем за сутки. По всем складам мы проводим единую тарифную политику и предлагаем установщикам одинаковые цены на оборудование. Конечную стоимость оборудования и установки для абонентов мы не регулируем (хотя и объявляем рекомендованные цены) - ​фиксированной является только цена подписки. В реальности цена для конечного потребителя зависит от платежеспособности региона и доступности в нем оборудования "Орион Экспресса".

В нашей системе зарегистрировано 5 тыс. установщиков, и каждый имеет в ней личный кабинет. Для них действует партнерская программа, которая ежемесячно корректируется с учетом наших маркетинговых акций. Партнеры получают от нас бонусы - ​не только за установку, но также за продление подписки, расширение пакета и другие действия. Бонусы - ​это баллы, накапливающиеся на электронном счете партнера, который может тратить их на закупку оборудования "Орион Экспресса", продление подписки, а вскоре мы добавим и сертификаты сетей по продаже электроники.

В зависимости от активности мы классифицируем установщиков по уровням - ​"премиум", "золотой", "серебряный" - ​и предлагаем разные условия сотрудничества. Мы группируем установщиков по территориальному признаку, и каждый пул партнеров ведет отдельный менеджер "Орион Экспресса".

- Есть ли у вас эксклюзивные партнеры?

- Требования работать с нами эксклюзивно мы не предъявляем, это было бы утопично как с точки зрения выстраивания партнерских отношений, так и с точки зрения контроля. Каждый установщик работает с теми операторами, с которыми ему удобно. Зачастую в определенной точке можно настроиться на один спутник и нельзя на другой, что диктует выбор DTH-оператора в данном месте. Так что 100 % партнеров "Орион Экспресса" работают более чем с одним оператором спутникового ТВ, при этом многие торгуют сопутствующими товарами, а некоторые трудятся и в других отраслях.

- Группа компаний "Орион Экспресс" ведет вещание в России через ООО "Орион Экспресс" и ООО "Телекарта". В чем логика работы через два юридических лица?

- Так сложилось исторически. Изначально целью был вывод на рынок DTH-дискаунтера, для этого был придуман бренд "Телекарта". Но теперь все услуги DTH мы продвигаем под маркой "Телекарта". А "Орион Экспресс" работает в секторе В2В, предлагая услуги по подъему ТВ-каналов на спутник, подготовке и круглосуточному вещанию телеканала (playout), дистрибуции контента. Де-юре операторской лицензией владеет ООО "Орион Экспресс", а принадлежащее ему на 100 % ООО "Телекарта" выступает как агент.

- Каков объем частотного ресурса, который "Орион Экспресс" арендует на спутниках Intelsat 15, Horizons 2 и "Экспресс-АМ5"? Есть ли планы по его увеличению в 2015 году?

- На спутниках Intelsat 15 и Horizons 2, которые расположены в позиции 85° в. д., мы арендуем 15 транспондеров по 36 МГц, транслируя через них более 200 телеканалов, а на космическом аппарате "Экспресс-АМ5" (140° в. д.) - ​три транспондера по 54 МГц, передавая через них менее 100 ТВ-каналов.

Если быть точным, то "Орион Экспресс" располагает спутниковой емкостью в объеме 695,79 МГц, из которых к началу II квартала 2015 года было реализовано 190,4 МГц (это на 2 % больше, чем к началу текущего года).

В точке 85° в. д. емкости для развития достаточно, а вот в орбитальной позиции 140° в. д. (точнее, в используемом нами луче) наблюдается ее дефицит. Если нам удастся найти дополнительную емкость в интересующем нас с точки зрения географии луче, мы, скорее всего, ее докупим.

- Если на "Экспресс-АМ5" нет свободной емкости, почему бы не арендовать ее на спутниках в соседних орбитальных позициях?

- Нас интересует именно "Экспресс-АМ5", так как он включен в лицензию "Орион Экспресса". Задействовать третью орбитальную точку нецелесообразно: из двух существующих позиций мы уже охватываем 100 % территории России и СНГ, а количество потенциальных пользователей постепенно сокращается, и перспектив серьезного роста у рынка DTH нет.

- В сентябре 2011 года "Орион Экспресс" договорился с Intelsat о перемещении его космического аппарата Horizons 2 в орбитальную позицию 85° в. д., а в октябре 2012 года начал вещание на нем. Каковы условия вашего соглашения с Intelsat?

- Владельцем спутника Horizons 2 является Intelsat. Согласно регламенту МСЭ, космический аппарат вместе с орбитальной позицией продаже не подлежит. "Орион Экспресс" арендовал на Horizons 2 на весь срок его жизни 12 транспондеров, и у нас есть опцион на выкуп остальных транспондеров. В общей сложности на Horizons 2 имеется 20 транспондеров, около восьми из которых пока не задействованы. При этом два транспондера в принципе не могут работать на Россию, и Intelsat ищет возможность их продажи клиентам в Азии.

- В апреле 2014 года компания запустила услугу двустороннего высокоскоростного спутникового интернет-доступа через Horizons 2. Какова судьба этого проекта?

- Россия находится значительно севернее экватора, над которым расположены все геостационарные спутники, что не позволяет нам использовать для услуг спутниковой связи антенны малого диаметра. Рекомендованный размер тарелки составляет 1,2 метра, а это влечет за собой дороговизну абонентского оборудования и сложность его установки. Мы запустили проект с использованием абонентского оборудования Hughes. Центральную станцию, установленную в Москве, также приобрели у этой американской компании. В Москве располагается и одна из двух земных станций спутниковой связи для ШПД-проекта, а вторая смонтирована в Красноярске.

Мы планировали продвигать услуги спутникового ШПД и в В2В-, и в В2С-сегменте, причем второй рассматривали как основной, так как уже располагаем солидной базой абонентов DTH. Однако падение курса рубля скорректировало наши планы, и пока мы смогли подключить к этой услуге около 100 абонентов - ​как физических, так и юрлиц.

- Сколько операторов сетей кабельного ТВ покупают контент у "Орион Экспресса"? Идет ли компания на продажу прав ретрансляции единичных каналов или предлагает только пакеты?

- Услуги по дистрибуции телеканалов (как собственных, так и стороннего производства) являются для нас важной составляющей В2В-направления. Мы имеем контракты на дистрибуцию с 400 операторами кабельного ТВ, совокупная абонентская база которых превышает 20 млн домохозяйств. Продвигаем каналы как поштучно, так и пакетами, с соответствующими скидками, и планируем расширять это направление деятельности.

У "Орион Экспресса" также имеется шесть каналов собственного производства. В конце прошлого года мы запустили два новых канала с большой социальной составляющей: "ЕГЭ ТВ" для школьников и "Мир увлечений" для слабослышащих телезрителей. Кроме того, компания оказывает полный комплекс услуг playout - ​от производства контента до подъема на спутник. Многих наших клиентов в сегменте В2В привлекает именно возможность создания телеканала "под ключ". Например, по такому принципу мы начали проект с "Нашим радио": на базе уникального видеоархива радиостанции "Орион Экспресс" будет делать канал "Наше ТВ" (заказчиком и автором этого проекта является ЗАО "Мультимедиа Холдинг"). Такие телеканалы, как "Хорошее кино", Galaxy, "Мир океана", тоже полностью собираем мы.

- Почему "Орион Экспресс" не использует новые российские спутники "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2", предназначенные именно для непосредственного спутникового вещания?

- Переход с одного космического аппарата на другой является для DTH-оператора сложной задачей, ведь в этом случае придется перенастраивать весь парк абонентского оборудования. Поэтому для смены спутника должен быть серьезный аргумент. Нас вполне устраивает работа через существующие спутники, и свободной емкости на перспективу в точке 85° в. д. нам хватает. Не говоря уже о том, что на космических аппаратах серии "Экспресс‑АТ" применяется круговая поляризация, тогда как "Орион Экспресс" вещает в линейной.

- Дальний Восток является одним из главных рынков спутниковой связи в РФ. Однако в DTH там работает только ваша компания. Почему конкуренты до сих пор не вышли на него?

- На Дальнем Востоке проживает всего 5 % населения России, и в основном люди живут там в крупных городах, где высокое проникновение кабельного телевидения и IPTV. На труднодоступных дальневосточных территориях основная часть россиян уже подключилась к "Орион Экспрессу", и с экономической точки зрения выход на этот рынок второго DTH-оператора малоэффективен.

- С конца 2013 года "Орион Экспресс" оказывает услуги непосредственного вещания в Киргизии через дочернее ОсОО "Визион". Расскажите об этом операторе.

- Мы создавали компанию "Визион" специально под вещательный проект в Киргизии. У "Орион Экспресса" 51 % уставного капитала ОсОО "Визион", а 49 % принадлежит местному партнеру. "Визион" является единственной в Киргизии компанией с лицензией на DTH. Он работает под брендом "Континент ТВ" и продвигает премиальный пакет.

Темпы набора абонентской базы у "Визиона" ниже, чем мы ожидали, это объясняется как низкой платежеспособностью населения, так и конкуренцией со стороны других российских операторов DTH, несмотря на то что они сами непосредственно на киргизском рынке не присутствуют. Тем не менее проект "Визион" развивается, при этом затраты на его поддержку минимальные: мы подняли на спутник два федеральных телеканала Киргизской Республики, а в целом пакет для вещания в этой стране сформирован из имеющихся у нас каналов с правами трансляции на данную территорию.

- Почему "Орион Экспресс" не пошел путем конкурентов, которые поощряют продажу их карт условного доступа в странах СНГ местными дилерами? И есть ли у вас планы выхода на рынки других государств?

- Задумав выход на рынок Киргизии, мы изначально заложили идею создания легального местного оператора. И возможность экспансии в другие страны СНГ рассматриваем только так - ​с учетом официального местного лицензирования.

Мы прорабатывали варианты выхода и в другие страны, в первую очередь нас интересовали Украина и Казахстан. Однако в Казахстане нам не удалось получить лицензию, а на Украине слишком сдерживает развитие бесплатное спутниковое ТВ. Также мы изучали возможность работы в Азербайджане, как с нашего спутника, так и через борт Azerspace-1, но этот проект не получил развития из-за специфики местного рынка. В силу близости азербайджанского и турецкого языков местные жители принимают очень много турецких каналов, в частности со спутников Digiturk.

Работа на рынках стран дальнего зарубежья с большими русскими диаспорами имеет смысл, но в этом случае эффективен не спутниковый, а кабельный доступ. Мы прорабатываем ряд вещательных проектов в сотрудничестве с кабельными операторами в Европе.

- Нашла ли компания партнеров в Крыму и начала ли вещание на полуострове?

- "Орион Экспресс" был одним из первых операторов, если не вообще первым, кто начал вещание в Крыму после его воссоединения с Россией. Мы провели целый ряд семинаров для местных установщиков и зарегистрировали их в своей системе. Однако в Крыму высокое проникновение кабельного ТВ и эфирного телевидения (на полуострове доступны три цифровых мультиплекса, а в Севастополе - ​даже четыре), так что большого количества подключений там мы не прогнозируем.

- В конце апреля "Орион Экспресс" запустил благотворительный проект, взявшись обеспечить более 200 школ в пяти регионах РФ оборудованием для просмотра спутникового телевидения и подключением к телеканалу "ЕГЭ ТВ". Как возникла идея? Есть ли вообще коммерческая составляющая у телеканала "ЕГЭ ТВ"?

- Желание помогать - ​своего рода показатель зрелости компании, и если такая возможность есть, ее нужно использовать. Ведь бизнес, стремящийся к долголетию и процветанию, должен не просто существовать внутри своего рынка, но и приносить пользу обществу.

Запуская "ЕГЭ ТВ", мы не делали ставку на большой коммерческий успех, у канала изначально сильная социальная составляющая. Большинство телеканалов осуществляют работу по одной из трех моделей: платной, рекламной или смешанной. Рекламы на "ЕГЭ ТВ" не будет, поэтому условно он работает по платной модели. Операторам кабельного ТВ канал предлагается за сравнительно небольшую цену. Большинство из них уже откликнулись и готовы разделить с нами социальную ответственность за будущее российских школьников. Поэтому сверхприбыли при реализации этого проекта мы не ожидаем, но рассчитываем, что выйдем на окупаемость, в первую очередь чтобы иметь возможность делать еще более качественный контент. Что касается благотворительной акции "ЕГЭ с Телекартой", мы выступили с инициативой ее проведения, поскольку не понаслышке знаем, что у школьников в удаленных регионах нет столь широкого выбора преподавателей и литературы, как в городах-миллионниках. У них зачастую более скромные финансовые возможности, а условия сдачи ЕГЭ везде одинаковые. Спутниковый канал, вещающий по всей стране, позволяет помочь в решении этой проблемы.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты