РЕДАКЦИЯ COMNEWS
© ComNews
24.08.2015

Чем выше заберешься, тем страшнее падать, как говорит известная пословица. Кризис в разгаре, и впервые операторы сотовой "большой тройки" показывают гораздо менее успешные финансовые результаты, чем прежде. Набирающие популярность бесплатные онлайн-сервисы и волатильность рубля уже несколько кварталов подряд влияют как на финансовые показатели операторов, так и на стоимость их акций на западных биржах.

По итогам первого полугодия 2015 года выручка "МегаФона" сократилась на 0,9%. Российский "ВымпелКом" также показал пусть и незначительное, но сокращение выручки за первые шесть месяцев этого года (выручка компании за II квартал снизилась на 1%). Правда, группа МТС продемонстрировала в первом полугодии рост выручки на 3,3%, а в отдельно взятой России этот прирост составил у компании 4% (по итогам всего 2015 года МТС прогнозирует увеличение выручки в России на 3%). Между тем в памяти еще свежи годы, когда ежегодный прирост выручки у российских мобильных операторов исчислялся двузначными цифрами.

Сокращение рублевой выручки - тревожных знак для российских сотовых операторов и их акционеров. Фактическое отсутствие новых абонентов еще несколько лет назад сулило стагнацию на рынке мобильной связи, но уменьшение выручки говорит о том, что люди стали меньше тратить на связь. Главная причина этого - не падение курса рубля относительно мировых валют и связанный с этим потребительский скепсис, а взрывное развитие бесплатных коммуникационных онлайн-сервисов - от Skype и WhatsApp до Viber и Facebook Messenger. Каждая минута разговора через Viber и каждое отправленное в WhatsApp сообщение лишает родного оператора связи нескольких кровных рублей.

Телекоммуникационным компаниям остается смириться с обвалом доходов от голосовой связи и SMS и учиться зарабатывать на интернет-доступе (без которого онлайн-сервисы не работают). Однако для этого им нужно наращивать инвестиции в расширение сетей, прежде всего стандарта LTE, а это требует валютных затрат - несмотря на все лозунги об импортозамещении, в России так и не производится оборудование для сотовых сетей. Сокращающаяся рублевая выручка вкупе с падением курса рубля, очевидно, не позволяют российским сотовым операторам импортировать оборудование и расширять сети былыми темпами.

"ВымпелКом" уже решил интенсивно строить сети лишь к концу 2015 года, пояснив, что сейчас не хочет делать "лишних" инвестиций, так как его 3G-сеть удовлетворяет текущие потребности клиентов. Сети 4G этот оператор планирует активно развивать со следующего года, потому что на данный момент, по словам его представителя, ими пользуется мало абонентов. При этом можно вспомнить, что недоинвестирование в развитие сетей 3G в период кризиса 2008-2009 годов обернулось для "ВымпелКома" потерей второго места на российском рынке мобильной связи - тогда его по выручке и абонентской базе обошел "МегаФон".

Особняком стоит компания Tele2, которая пока работает не во всех регионах страны. Компания с ноября 2014 года начала запускать в регионах присутствия сети 3G, а с декабря 2014-го - сети LTE. Активное развитие на российском рынке сказывается на финансовых итогах Tele2, которая не снизила показатели выручки за II квартал, а также за первое полугодие 2015 года. Несмотря на постепенное увеличение тарифов, в глазах абонентов этот оператор сохраняет звание дискаунтера и продолжает привлекать новых подписчиков (их количество к началу III квартала составило 34,7 млн, что на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Нынешняя ситуация позволяет предположить, что выручка операторов в следующих кварталах продолжит снижаться. Абоненты в кризис стараются экономнее тратить деньги на связь - например, отказываются от телефонных разговоров в роуминге. Кризис также является катализатором массового перехода к бесплатным коммуникационным сервисам.

Тем временем акции всех компаний "большой тройки" торгуются на западных биржах. Ценные бумаги "МТС", "ВымпелКома", "МегаФона", которые получают существенную часть выручки в рублях, обесцениваются вместе с ростом доллара и евро. Для западных инвесторов российские операторы становятся все менее привлекательными активами, и не далек тот день, когда инвестиционные банки с Уолл-стрит выдадут в отношении их акций (или ADR) неумолимый как выстрел совет: "Продавать".