© ComNews
18.11.2015

МТС в III квартале 2015 г. продемонстрировала самый большой рост выручки из операторов "большой тройки" и впервые заработала за один квартал более 100 млрд руб. Выручка оператора от продаж "умных" телефонов и оборудования увеличилась на 58,8%, что намного превышает динамику роста в сегментах передачи данных, мобильных услуг и др.

Финансовые итоги за III кв. 2015 г. в соответствии с международными стандартами (МСФО) МТС обнародовала вчера.

Выручка МТС в России за этот период выросла на 4,7%, до 103,9 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Показатель OIBDA сократился на 2,1%, до 44,5 млрд руб. Маржа OIBDA составила 42,8% против 45,8% в III кв. 2014 г. Чистая прибыль компании выросла на 25,4%, до 13,4 млрд руб.

Выручка МТС от фиксированного бизнеса ожидаемо сократилась на 4,6% год к году, до 15 млрд руб., из-за устойчивого падения доходов от фиксированной телефонии на столичном рынке. Доходы от мобильного бизнеса в России без учета продаж телефонов и оборудования выросли на 1%, до 78 млрд руб. Выручка от услуг передачи данных выросла на 20,2%, до 20,6 млрд руб. Это не самый высокий и не самый низкий показатель по рынку: у "ВымпелКома" рост выручки от мобильной передачи данных - 16% (11,4 млрд руб.), а у "МегаФона" - 24,4% (21,3 млрд руб.). Тем не менее у МТС рекордно по сравнению с предыдущими кварталами выросла выручка от продаж телефонов и аксессуаров. В III кв. она увеличилась на 58,8% год к году и составила 12,6 млрд руб., в то время как за II кв. этого года она составляла 7,6 млрд руб.

Как рассказал президент группы МТС Андрей Дубовсков, на показатель общей выручки влияет то, что абоненты стали больше пользоваться интернет-сервисами. "В России положительное влияние на выручку также оказали растущие продажи смартфонов в нашей розничной сети", - подчеркнул он, напомнив о новой коммерческой политике низких цен в рознице. Оператор продолжает удерживать низкие цены на все модели смартфонов. Таким образом он "противодействует усилиям конкурентов по наращиванию рыночной доли в рознице и стимулирует переход абонентов на пакетные тарифные планы", привлекая больше пользователей мобильного Интернета.

По итогам III кв. 2015 г. розничная сеть МТС насчитывала 4695 салонов, включая 1550 франчайзинговых точек. За отчетный период розница оператора приросла на 273 салона.

ARPU МТС в III кв. сократился на 4,6% год к году и составил 341 руб. У "ВымпелКома" средняя выручка с абонента в месяц ниже - 330 руб. Показатель MOU (среднее количество минут разговора на абонента в месяц) МТС составил 386 минут, он увеличился на 2,4% в годовом исчислении. MOU "ВымпелКома" - 319 минут. "МегаФон" данные по ARPU и MOU не раскрывает. "Немного падает выручка на одного абонента, но достаточно серьезно растет использование услуг связи. Думаю, что недалеко то время, когда показатель MOU на одного абонента в РФ будет в среднем более 400 минут", - отметил Андрей Дубовсков.

Аналитик ИК "Премьер" Сергей Ильин пояснил, что для отрасли в целом характерно снижение ARPU в средне- и долгосрочной перспективе. "Оно будет происходить и дальше - за счет повышения конкуренции между операторами в результате более жесткого регулирования и появления четвертого крупного оператора", - говорит он.

Аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин считает, что компания ожидаемо представила "довольно-таки слабую" отчетность. Квартальная динамика мобильной выручки МТС в РФ замедлилась до 1% год к году, что чуть ниже среднерыночного уровня, а основной "точкой роста" выручки, как отметил эксперт, стало увеличение предположительно убыточных на уровне операционной прибыли продаж телефонов и оборудования в РФ. "Судя по всему, таким образом МТС пыталась нивелировать негативный эффект от решения уйти из "Связного", который, по моим оценкам, продает в год около 10 млн сравнительно качественных контрактов. Поскольку МТС отказалась от этого канала продаж, ей пришлось активно наращивать продажи оборудования через собственную розницу", - подчеркнул он.

Уровень оттока абонентской базы МТС составил 9,7%, у "ВымпелКома" - 13%. "Коэффициент оттока абонентской базы у МТС возрос на 0,5 п.п. год к году, ARPU МТС по итогам III кв. сократился, динамика выручки от услуг передачи данных в России замедлилась, - перечисляет Тимур Нигматуллин. - Вероятно, с лагом в один-два квартала все вышесказанное приведет и к замедлению темпов роста основного операционного показателя - мобильной абонентской базы оператора".

Количество абонентов МТС в России по итогам III кв. 2015 г. составило 76,9 млн, увеличившись на 5% год к году. Тем временем абонентская база "МегаФона" выросла на 7% и составила 73,9 млн человек, у "ВымпелКома" абонбаза увеличилась на 3% до 59 млн абонентов.

Что касается консолидированной квартальной выручки группы МТС, то она выросла на 7,4% год к году, до 115 млрд руб. Скорректированный показатель OIBDA снизился на 1,9%, до 48 млрд руб. Скорректированная маржа OIBDA за отчетный период составила 41,7% против 45,7% в III кв. 2014 г. Консолидированная чистая прибыль компании в III кв. 2015 г. снизилась на 6,6%, до 14,4 млрд руб. "Чистая прибыль группы снизилась под влиянием показателя OIBDA и неденежных потерь в размере 3,3 млрд руб. вследствие ослабления рубля и пересчета номинированной в иностранной валюте части долга", - пояснил вице-президент МТС по финансам и инвестициям Алексей Корня.

В структуре выручки группы 66% приходится на мобильный бизнес в России, 11% - на продажи телефонов и оборудования, 13% - на фиксированный бизнес, 6% - на бизнес на Украине, 2% - в Армении, по 1% - в Туркменистане и Узбекистане. Причем на Украине оператор за III кв. этого года заработал 2,6 млрд гривен, что на 8,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Оператор объясняет это прекращением операционной деятельности в Крыму, трудностями при оказании услуг связи в зоне конфликта на востоке Украины и общим ухудшением экономического положения.

Доходы оператора в Армении за отчетный период упали на 12,6% (до 19,3 млрд драмов), в Белоруссии - выросли на 10,8%, до 1,5 млрд белорусских рублей. В Туркменистане выручка МТС выросла на 4,3%, до 74,6 млн манатов, в Узбекистане выручка оператора растет: с 4,5 млрд сумов в IV кв. 2014 г. до 54,4 млрд сумов в III кв. 2015 г. МТС ожидает рост абонентской базы до порядка 1,15 млн пользователей к концу текущего года.

Капитальные затраты оператора за девять месяцев 2015 г. достигли 73,1 млрд руб. МТС во второй половине года ускорила строительство сетей. "Вместе с тем в 2015 г. мы планируем капитальные затраты в соответствии с прогнозом на уровне 92 млрд руб., включая и развитие сетей 3G на украинском рынке", - подчеркнул Андрей Дубовсков.

Кроме того, оператор повысил прогноз по росту выручки в 2015 г. по сравнению с 2014 г. с 2% до более чем 4%. Президент группы МТС объяснил, что компания по-прежнему видит потенциал на рынках во всех странах присутствия и показывает значительный рост выручки за счет устойчивого увеличения потребления голосовых услуг и интернет-сервисов, а также активных продаж смартфонов в России. По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, МТС с прогнозом "плюс 4%" может стать лидером в "большой тройке" по этому показателю.