© ComNews
25.11.2015

"Ростелеком" запустил бета-версию игрового портала, на котором можно будет узнать новости игрового мира и за плату скачать игру. Инвестиции в проект составили 14 млн руб. Другие российские операторы связи тоже развивают бизнес в этой сфере.

О запуске игрового портала вчера заявил вице-президент ПАО "Ростелеком" Алексей Басов. По его словам, когда президент "Ростелекома" одобрил создание специального департамента по венчурным продуктам, ориентированного на поиск новых ниш, оператор выбрал несколько рынков, на которых он еще не присутствует. Одним из них стал игровой.

Цифровой сегмент - стратегическое направление развития бизнеса "Ростелекома". "Одним из наиболее привлекательных и быстрорастущих рынков являются онлайн-игры, которыми увлекаются более трети россиян", - сказал Алексей Басов. По его словам, активно развиваемые оператором технологии дистрибуции и вовлечения пользователя, объединенные с контентом от лучших издателей, со временем позволят предложить абонентам на их десктопах и Smart TV уникальную, интегрированную игровую экосистему. Алексей Басов подчеркнул, что игровая платформа "Ростелекома" - важный элемент стратегии компании на рынке онлайн-игр.

На игровом портале можно будет узнать новости игрового мира и, заплатив, скачать игру. Как уверяют в компании, в каталоге портала есть игры от ведущих разработчиков и издателей, он включает основные направления и жанры и регулярно обновляется. Пока запущена бета-версия игрового портала. Когда появится полная версия  - в "Ростелекоме" не раскрывают. Алексей Басов также не уточнил, какое количество пользователей по данному порталу "Ростелеком" желает набрать.

На портале представлены самые разнообразные игры как для хардкор-игроков, так и для любителей казуальных игр, он ориентирован на максимально широкий круг любителей игр. "Мы реализовали базовый функционал игровой социальной сети с собственным API (Application Programming Interface - Прим. ComNews) и приглашаем разработчиков игр интегрироваться с нами", - подчеркнул директор проекта "Игровая платформа" "Ростелекома" Алексей Садонов.

"Ростелеком" имеет партнеров по этому проекту: компании "Яндекс.Деньги", "Даткрофт", Alawar, "Эназа" (победитель тендера "Ростелекома" на разработку, поддержку и развитие игрового портала за 14 млн руб.), "Дестени Девелопмент" и Mail.Ru Group. Последняя компания сама является владельцем игрового портала.

Тем не менее заместитель первого вице-президента Mail.Ru Group Василий Магурян не считает "Ростелеком" конкурентом. "Проект, который запустил "Ростелеком", больше издательский. Mail.Ru Group занимается не только издательством игр, но и их разработкой. Поэтому мы, наоборот, в данном проекте видим возможность сотрудничества с "Ростелекомом", - заметил Василий Магурян. По словам Алексея Басова, "Ростелеком" пока не планирует разрабатывать игры.

Как считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, "Ростелеком" пытается вторгнуться на территорию гигантов отрасли, и это будет непросто сделать. "Сам по себе, без продвижения при помощи социальных сетей, в которые игровой контент интегрирован у конкурентов, портал не сможет быстро набрать и удержать большую аудиторию. Кроме того, пока на портале мало игр и много платного контента", - сказал репортеру ComNews Георгий Ващенко. Как полагает эксперт, достичь выручки, сопоставимой с Mail.Ru Group (2,2 млрд руб. за III квартал 2015 г. от многопользовательских онлайн-игр), игровой портал "Ростелекома" сможет не ранее, чем через три-пять лет, .

Финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин напомнил, что выйти на быстрорастущий рынок онлайн-дистрибуции игрового контента и потеснить на нем Steam (Valve) пытались многие компании. "Например, издатель Electronic Arts активно развивает проект Origin и т.п. Тем не менее подобные попытки до сих пор не были успешны из-за устоявшегося за многие годы игрового сообщества Steam - сильный сетевой эффект, - агрессивной ценовой политики компании и большой базы игр", - добавил Тимур Нигматуллин.

По его словам, "Ростелеком" пытается зайти на этот рынок с "другой стороны". Компания сама не производит уникальный игровой контент,  но может предложить потенциальным пользователям конкурентное преимущество - развитую серверную и ШПД-инфраструктуру. "Это позволит потребителям экономить на игровом оборудовании, если они используют игровую экосистему, интегрированную в том числе со Smart TV. По крайней мере, в РФ подобный проект вполне может "выстрелить", - говорит Тимур Нигматуллин. - B2C абонентская база ШПД "Ростелекома" составляет 10,7 млн, а IPTV  - 3,1 млн (частично пересекаются). В теории, до 5-10% пользователей этих услуг связи могут заинтересоваться игровым контентом от "Ростелекома" при должном объеме инвестиций в маркетинг".

По данным J`son & Partners Consulting за 2014 г. объем российского игрового рынка составил $1,1 млрд руб. Количество игроков компьютерных игр составило 61,81 млн. 27% российского игрового рынка приходятся на многопользовательские онлайн-игры, 23% - на казуальные игры. 20% российского игрового рынка приходится на мобильные игры, 17% - на игры для персональных компьютеров, 9% - для планшетов, 4% - для Smart TV и игровых консолей. 

По оценкам Тимура Нигматуллина, в долларовом выражении объем российского игрового рынка в 2015 г. будет стагнировать на фоне ослабления рубля и снижения покупательной способности населения. "В 2015 г. рынок игр сокращается в долларовом выражении из-за обесценения рубля и ситуации в экономике. Но в рублевом возможен рост рынка на 10-15%. Лидеры продаж не поменяются, наибольший объем придется на долю мобильных игр, распространяемых на устройствах с ОС Android и iOS", - подытожил Георгий Ващенко.

Другие российские операторы тоже активны в этой сфере. "ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) развивает развлекательный портал Оkno.ru, который предоставляет абонентам компании и всем интернет-пользователям доступ к самому разнообразному контенту, в том числе компьютерным играм, а также кино, телевизионным программам, программному обеспечению", - отметил представитель ТТК. Как оператор, ТТК создает максимально комфортные условия для онлайн-геймеров. "Собственная оптическая магистраль и развитая CDN-сеть, которую мы регулярно модернизируем, позволяют нам обеспечивать максимально низкий пинг и высокую скорость передачи данных для наших абонентов", - заключил представитель компании.

По словам сотрудника NetByNet (ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг"), в октябре 2015 г. компания запустила сервис облачных игр "PlayKey - игры по подписке". Он позволяет клиентам играть в популярные игры по подписке без установки на компьютер. "В рамках сервиса клиентам доступно более 150 игр, включая такие хиты, как World of Tanks, Far Cry 4 и Watch Dogs. При подключении стоимость услуги первые три месяца составляет всего 99 руб., а с четвертого - 199 руб. в месяц, - отметил сотрудник оператора. - При запуске проекта компания рассматривала исключительно партнерские модели сотрудничества, так как такой подход позволяет минимизировать инвестиционные риски".

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) запустило в нынешнем году брендированный магазин приложений "МТС Игры", где собраны игры таких производителей, как HeroCraft, Playtomax, Online Games, JoyBits Ltd., Inlogic Software. "МТС Игры" - первый опыт оператора по использованию freemium-модели: абонент получает полностью бесплатный доступ к играм без ограничения пользования по времени. Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников напомнил, что платными являются только внеочередные улучшения пользовательского опыта, так называемые внутриигровые покупки, оплатить которые можно с мобильного счета.

По мнению пресс-секретаря ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анны Айбашевой, для продвижения операторских продуктов создавать отдельный игровой портал совсем необязательно. "Мы активно работаем с индустрией игр путем продвижения наших мобильных финансовых сервисов и мобильного Интернета. К примеру, мы организовали в этом году Всероссийский турнир по Streetgaming. Это единственное в России молодежное движение, объединившее более 200 тыс. человек - поклонников мобильных игр на смартфонах и планшетах", - резюмировала она.