© ComNews
30.11.2015

В связи с возрастающей конкуренцией на перенасыщенном российском рынке мобильной связи операторы еще больше станут злоупотреблять мелким шрифтом в рекламе, и их чаще за это будет штрафовать Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Операторы сетуют на то, что четких требований к изложению информации в рекламных материалах нет. ФАС их разрабатывать не планирует, но готова рассмотреть предложения от операторов. Они, в свою очередь, не торопятся направлять предложения по решению проблемы: операторам не выгодно проявлять инициативу, ведь штрафуют их за такие нарушения на небольшие суммы.

В 2015 году уже неоднократно за эту мелкую шалость было оштрафовано ПАО "МегаФон". И за эту неоднократность (за рекламу тарифов "Переходи на ноль" и тарифного плана "МегаФон - Все включено S" оператор был оштрафован на 100 тысяч рублей за каждую) ФАС приняла решение увеличить штраф за его следующую провинность (речь идет о телерекламе MegaFon Login+, в которой, по уверению антимонопольной службы, существенная информация в дисклеймерах об условиях приобретения данного смартфона была выполнена мелким нечитаемым шрифтом) со 100 тысяч до 400 тысяч рублей.

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") оказались тоже не без греха. Так, ФАС выявила нарушения в телевизионной рекламе смартфона Nokia Lumia 635 с LTE от МТС, в рекламе тарифной опции "МТС Планшет Mini" и в рекламе услуг связи МТС с утверждением "Мы отменили роуминг в России!". Во всех трех случаях антимонопольное ведомство постановило оштрафовать оператора на 100 тысяч рублей. Что касается "ВымпелКома", то ФАС обнаружила нарушения закона в его рекламе 4G и постановила наложить на компанию штраф в те же 100 тысяч рублей. Затем "ВымпелКом" был оштрафован на 100 тысяч рублей за рекламу смартфона "Билайн Смарт2".

Тем не менее в нынешнем году ФАС отмечает не рост количества жалоб на мелкий рекламный шрифт, а усиление конкурентной борьбы на рынке сотовой связи, но с использованием часто недобросовестной рекламы. И вправду, российский рынок сотовой связи уже насыщен, и операторам ничего не остается, как идти на хитрости. К тому же конкуренция на российском рынке мобильной связи продолжает расти: за этот год Tele2 запустила сети 3G и 4G более чем в 40 регионах, а также начала работать в 22 новых регионах России.

Четких критериев и параметров изложения информации в рекламных материалах в России до сих пор не существует. На это уже не раз обращал внимание "МегаФон", призывая ФАС рассмотреть требования к шрифту в рекламных материалах на заседании экспертного совета службы. ФАС выражает готовность рассмотреть предложения по решению проблемы мелкого шрифта в рекламе, но уверяет, что не видит инициативы со стороны операторов. Сама ФАС разрабатывать эти критерии и параметры не планирует.

Видя, какие штрафы предусмотрены за мелкий шрифт в рекламе (от 100 тысяч до 500 тысяч рублей), можно предположить, что операторам незачем проявлять инициативу в решении этой проблемы. Возможно, нужно увеличить размер штрафа за мелкий шрифт в рекламе или самой ФАС собраться с мыслями и разработать требования к изложению информации в рекламных материалах.