© ComNews
29.12.2015

Уходящий год на российском рынке связи и вещания был наполнен многочисленными событиями и не оставил никого равнодушным, как хороший кинофильм. Для советского, а позже и российского человека одним из непременных атрибутов Нового года давно стал фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!". И на российском рынке ИКТ многие события, произошедшие в уходящем году, вызывали иронию, а некоторые были судьбоносными.

Дни празднования Нового года - самое время немного отдохнуть, перевести дух, вспомнить значимые вехи, а главное - попытаться спрогнозировать то, что ждет нас в следующем году.

 

"Разве может быть запрограммированное счастье?"

Перед российскими операторами связи забрезжила надежда дождаться введения государственного регулирования деятельности интернет-сервисов, наложенных на сети связи (OTT). В начале декабря 2015 года из сообщений СМИ стало известно, что Роскомнадзор готовит проект поправок к законам "О связи" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которые касаются "услуг передачи текстовых, голосовых и графических сообщений, технологически неразрывно связанных с услугами связи, оказываемыми третьими лицами на сетях передачи данных операторов связи". Другими словами, речь идет об интернет-мессенджерах, фото- и видеосервисах вроде YouTube и Instagram, а также о социальных сетях. Вслед за этим руководитель Роскомнадзора Александр Жаров подтвердил, что хотя ведомство "и не подходило к вопросу о том, как все это (OTT-сервисы - прим. ComNews) регулировать", оно готовит предложения на эту тему, которые по мере готовности направит в Минкомсвязи.

Операторы связи давно грезят о таком регулировании, которое побудило бы OTT-сервисы к коммерческому сотрудничеству, потому что абоненты все активнее звонят и пишут сообщения через Viber, WhatApp и им подобные сервисы, пропорционально меньше пользуясь услугами голосовой связи и SMS сотовых операторов и, тем самым, лишая их дохода. Такие сервисы, как YouTube или Instagram, еще и нагружают операторские сети большим и постоянно растущим трафиком данных, за который связисты не получают ни копейки. Однако этим операторским надеждам вряд ли суждено сбыться. По крайней мере, не в 2016 году.

Дело в том, что наиболее популярные OTT-сервисы, такие как WhatsApp, Viber, Skype, YouTube, Instagram или Facebook с Twitter, насчитывают в России десятки миллионов пользователей и давно переросли рамки технологических и экономических явлений, став факторами социальной жизни. Поэтому даже намеки на намерение ограничить их работу в нашей стране ранее встречали резко негативную реакцию со стороны высокопоставленных представителей государственной власти, не говоря уже о гражданском обществе. К тому же владельцы крупных ОТТ-сервисов - мощные транснациональные корпорации, и безропотно выполнять требования российских регуляторов они не станут. 

 

"Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь"

В 2015 году в России прошел первый в истории страны электронный аукцион на радиочастоты. На нем было разыграно 10 лотов в диапазонах 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц на территории девяти субъектов РФ: Амурской, Оренбургской и Самарской областей, республик Бурятия, Дагестан, Северная Осетия - Алания, Пермского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесской Республики.

В аукционе приняли участие только операторы "большой четверки". Остальные участники рынка объяснили отсутствие интереса двумя факторами: неактуальностью приобретения частот в данных регионах и высокой стартовой ценой лотов, которая составляла от 0,5 млн руб. до 240,4 млн руб. в зависимости от региона.

Впрочем, как регулятор, так и крупнейшие операторы позитивно оценили результаты торгов. 6,282 млрд руб., вырученные по итогам аукциона, позволили Минкомсвязи увеличить выплаты операторам по задолженности за оказание универсальных услуг связи (УУС) и увеличить бюджет на развитие УУС в 2015 году на 3,6 млрд руб. Участники "большой четверки" приобрели необходимый для дальнейшего развития частотный ресурс. Tele2 и вовсе добыла частоты в Самарской области, которых ранее в этом регионе у нее не было.

Роскомнадзор уже объявил дату и условия второго аукциона на частоты в диапазоне 2570-2620 МГц - 9-17 февраля 2016 года. Учитывая, что на нем будет разыгран один федеральный и 81 региональный лот, шансы на участие в торгах региональных операторов связи значительно повышаются. Существует вероятность, что открытые аукционы могут заинтересовать и больших зарубежных операторов. Они явно обладают для этого достаточными финансовыми возможностями. И если в условиях международной политической ситуации представить себе приход в Россию западных сотовых гигантов сложно (хотя у некоторых из них сохраняются дочерние компании и представительства в России), то появление тут азиатских игроков - особенно индийских и китайских - не выглядит фантастикой. Особенно в свете той же политической ситуации и усиления партнерства стран БРИКС.

Впрочем, вряд ли это произойдет прямо в феврале 2016 года. Но если формат аукциона приживется, к чему есть все предпосылки, в ближайшие годы у "большой четверки" могут появиться беспокойные соседи из центральной и юго-восточной Азии.

 

"Господи, как скучно мы живем! В нас пропадал дух авантюризма!"

Антипиратское законодательство в России действует почти два года. Первая часть антипиратского закона вступила в силу 1 августа 2013 года и позволила блокировать в Сети нелегальный видеоконтент. С мая 2015 года заработал расширенный "антипиратский закон", который обязывает блокировать сайты с нелегальными книгами, музыкой и ПО. Документ вводит механизм досудебного урегулирования конфликтов, что уже приводит к положительным результатам. Однако наибольший общественный резонанс вызвало положение о "вечной блокировке": суд вынес такое решение в отношении более десятка сайтов, включая наиболее популярный из них - RuTracker.org.

Можно похлопать в ладоши: легальные сервисы, наконец, смогут зарабатывать деньги на контенте. Часть из них уже договаривается с пиратами и предлагает им заменять их контент на легальный. Крупные онлайн-кинотеатры ivi.ru и TVzavr осенью начали масштабные рекламные кампании, активно привлекают клиентов и увеличивают выручку. Возможно, в следующем году мы увидим выход на рынок новых игроков, желающих занять нишу легальных онлайн-кинотеатров, онлайн-плейеров, онлайн-библиотек.

Однако пиратских сайтов по-прежнему много, число их не уменьшается, поисковая выдача работает на них. Сила действия в случае с пиратами равна силе противодействия. Пока государственные органы ужесточают борьбу, не дремлют и сами ресурсы-нарушители: они придумывают все новые способы выжить. Поэтому пираты пока на плаву, а в планах Роскомнадзора - вносить поправки в законы и совершенствовать формулировки документов. У пиратов хорошо получается использовать различные способы обхода закона, количество которых, скорее всего, будет множиться. На расширенной коллегии Роскомнадзор упоминал эти способы: шифрованный протокол HTTPS, "зеркала", анонимайзеры и анонимная сеть Tor.

Кроме того, в Сети появляются специализированные порталы, на которых размещены инструкции, как обходить блокировки и смотреть нелегальный контент. Браузеры предлагают расширения и плагины, позволяющие без проблем получать доступ к "запрещенке". Не исключено, что таких способов со временем будет больше. Таким образом, борьба с пиратством наверняка станет катализатором развития программных решений, предназначенных для всего шифрованного и анонимного, ведь в нашей стране программисты способны решать проблемы любой сложности.

 

"Давай с тобой взвесимся на брудершафт"

Вполне возможно, что в грядущем году рынок мобильной связи в России ждет передел. По крайней мере, этот процесс в 2016 году может принять более явные очертания.

Сотовый рынок в РФ уже давно перенасыщен. По данным AC&M Consulting за три квартала 2015 года, проникновение мобильной связи в стране (количество активных SIM-карт по отношению к количеству жителей) составило 174%. На таком перезрелом рынке, да еще и в условиях кризиса, едва ли хватит места для четырех полноценно развивающихся операторов связи. Конкуренция при помощи традиционных маркетинговых инструментов требует времени и, самое главное, средств. И того, и другого у операторов все меньше. Таким образом, для тех, кто желает остаться на рынке, иных действенных способов конкуренции, кроме укрупнения, почти  не остается.

Вероятно, в грядущем году кому-то из операторов придется уйти в небытие. Точнее, быть поглощенным более приспособленным собратом. При таком развитии событий в роли покупателя наиболее вероятным кандидатом видится Tele2 (ПАО "Т2 РТК Холдинг"). Этот оператор сейчас на подъеме, в 2015 году вкладывал значительные средства в строительство сети, выходил в новые регионы. Иными словами, серьезно заявил о своих притязаниях на то, чтобы стать реальной альтернативой "большой тройке". "Вишенкой на торте" стал запуск сети Tele2 в Москве и Московской области осенью 2015 года, где всего за полтора месяца Tele2 продала 1 млн SIM-карт. Не стоит также забывать об акционерах Tele2: подконтрольный государству банк ВТБ и звезда санкционных списков западных стран Юрий Ковальчук могут многое.

На роль продавца упорно претендует холдинг Vimpelcom Ltd. (в России и СНГ работающий под брендом "Билайн"). Финансовые результаты у "ВымпелКома" за последний период по сравнению с другими операторами "большой тройки" не самые лучшие. Тревожным звоночком можно считать и процессы, происходящие в материнской компании "Билайна" - холдинге Vimpelcom Ltd. Один из его акционеров - норвежский Telenor - уже сообщил о намерении продать долю (33% акций) в холдинге. Другой акционер Vimpelcom Ltd. - холдинговая компания LetterOne Telecom (бывшая Altimo) при этом не планирует приобретать долю Telenor.

Впрочем, заветные 33% акций Vimpelcom Ltd., или активы российского "ВымпелКома", могут заинтересовать и других крупных игроков. Учитывая крепнущую не по дням, а по часам дружбу между Россией и Китаем, перспективы выхода на рынок нашей страны могут рассматривать операторы из Поднебесной.

 

"Это он мокрый от слез"

В 2015 году в уютный российский рынок спутниковой связи и вещания ворвались крупные операторы связи. Не исключена вероятность, что за 2016 год они полностью перекроят этот сектор, и небольшие игроки, которые в течение долгих лет определяли его ландшафт, будут вынуждены продаться или уйти.

В 2015 году на рынок непосредственного спутникового ТВ (СНТВ) вышла компания МТС, которая заменила обанкротившуюся сеть "Радуга ТВ". МТС даже получила емкость на том же спутнике ABS-2, через который вещала "Радуга", и злые языки уверяли, будто МТС приложила руку к краху этого игрока. Как бы то ни было, это первый в России пример прихода в сектор СНТВ крупного многопрофильного оператора. Если опыт МТС будет успешным, то два других участника "большой тройки", которые в последнее время отличаются друг от друга только цветом логотипа, также могут задуматься о приобретении СНТВ-операторов. Если развитие рынка пойдет по этому пути, уже в 2016 году мы можем оказаться свидетелями поглощения таких СНТВ-операторов, как "Орион Экспресс", "НТВ-Плюс" или даже "Триколор ТВ", со стороны операторов мобильной связи.

Крупные операторы двинулись и в такие нишевые рынки, как мобильная спутниковая связь и услуги VSAT. В 2015 году "Ростелеком" довел до 100% долю владения в ЗАО "Глобалстар-Космические Телекоммуникации" (бренд "ГлобалТел"), выкупив у американской фирмы Loral Space & Communications Holdings Corporation 49% акций. "ГлобалТел" является эксклюзивным сервис-провайдером в России глобальной сети мобильной спутниковой связи Globalstar. По данным ComNews Research, общее количество пользователей всех сетей мобильной спутниковой связи (Globalstar, Iridium, Inmarsat, Thuraya) в России составляет всего около 70 тыс. человек, и приход в сектор такого гиганта, как "Ростелеком", способен в корне поменять расстановку сил в нем.

Под занавес года по рынку поползли слухи, что "Ростелеком" замыслил поглощение компании AltegroSky - крупнейшего в России игрока рынка VSAT. На эту компанию, которая ранее сама скупила двух конкурентов - "Рэйс Телеком" и "Московский телепорт", - приходится почти 20% всего российского рынка VSAT (при общем количестве VSAT-станций в стране на уровне 90 тыс.).

Еще в 2011 году "МегаФон" приобрел компанию "Синтерра", а вместе с ней - и ее "дочку" "Глобал-Телепорт", по тем временам бывшую крупнейшим игроком российского рынка VSAT. Тогда страхи небольших независимых игроков оказались напрасными: "МегаФон" не пошел на открытый рынок услуг фиксированной спутниковой связи, подчинив бывший "Глобал-Телепорт" внутренним корпоративным задачам. Появление в этом секторе "Ростелекома" выглядит опаснее: имея дочернюю компанию "РТКомм.РУ", которая много лет профессионально продвигает услуги VSAT, "Ростелеком" способен вымести с рынка всех малых игроков.

Одним словом, есть все основания предполагать, что в 2016 году на российском рынке спутниковых услуг - и фиксированных, и мобильных, и вещательных - начнется масштабный передел.

 

"Нашлись добрые люди… Подогрели, обобрали. То есть подобрали, обогрели…"

С 1 сентября 2015 года вступил в силу Федеральный закон №242-ФЗ от 21 июля 2014 года, который обязывает компании хранить и обрабатывать персональные данные россиян на серверах, расположенных в России. Компании, не соблюдающие требование закона, будут занесены в реестр нарушителей, а их сайты могут быть заблокированы по требованию Роскомнадзора.

Несмотря на опасения компаний, являющихся операторами персональных данных, фактически новый закон не повлиял на их деятельность в 2015 году. "Ковровых" проверок соблюдения закона со стороны Роскомнадзора не случилось. С сентября по декабрь Роскомнадзор проводил проверки соблюдения 242-ФЗ по заранее утвержденному плану. За указанный период он реализовал 317 контрольно-надзорных мероприятий и выявил два нарушения.

Но результаты вступления в силу 242-ФЗ стали видны уже в уходящем году. Многие крупные игроки рынка объявили о готовности соблюдать новый закон, например AliExpress, eBay, PayPal, Booking.com, Samsung, Lenovo, Uber, Viber и др., а некоторые из них предприняли действия по переносу персональных данных россиян в российские дата-центры. Есть и те, кто еще не предпринял активных действий, например Twitter, Facebook, Google, Apple. Впрочем, две последние компании, по неофициальной информации, уже занялись переносом персональных данных россиян на серверы в России. 

Скорее всего, 242-ФЗ станет одним из ключевых драйверов роста для рынка коммерческих дата-центров в РФ на ближайшие два-три года. При этом рынок будет расти не только "вширь", но и "вглубь", то есть позитивный импульс получат и те компании, которые занимаются строительством ЦОДов, и поставщики специализированного серверного и сетевого оборудования. 

Впрочем, многие российские компании, ранее хранившие данные за рубежом, перенесли их на отечественные площадки вовсе не из-за нового закона, а по экономическим причинам. Арендовать ресурсы в зарубежных дата-центрах стало значительно менее выгодно из-за роста курса основных валют к рублю. Кроме того, некоторые участники рынка считают, что и "основного" результата (хранения персональных данных россиян внутри страны) закон пока добиться не позволяет. У крупных компаний базы данных, как правило, дублируются на нескольких территориально распределенных площадках. И размещение одной из них в РФ еще не гарантирует того, что аналогичные данные не дублируются на зарубежных серверах.     

Так или иначе, в 2016 году Роскомнадзор намерен проверить более 1000 компаний на соблюдение 242-ФЗ. Как обещал глава Роскомнадзора Александр Жаров, проверка коснется интернет-магазинов, соцсетей, порталов дистанционного обучения, сервисов бронирования и др. Если основной целью регулятора действительно является желание сделать так, чтобы персональные данные россиян хранились только внутри страны, то в 2016 году мы станем свидетелями доработок закона, которые закроют существующие лазейки.

 

"Ну не мелочись... Наденька"

Весь 2015 год операторы "большой четверки" активно развивали различные финансовые сервисы и услуги. Они заключали партнерские соглашения с платежными системами (Qiwi, Visa, MasterCard) и банками. ARPU российских сотовых абонентов, которые пользуются финансовыми сервисами, почти в два раза выше, чем у обычных пользователей. К тому же они демонстрируют большую лояльность к своему оператору - отток среди таких клиентов примерно на треть ниже среднего.

Одна из самых перспективных технологий в этом смысле - NFC. В начале осени в Москве стартовал проект "Мобильный билет", в котором приняли участие все представители "большой тройки" - теперь проезд в общественном транспорте столицы можно оплачивать с мобильного счета, просто приложив смартфон (с NFC-чипом) к считывающему устройству. Пока поддерживающих эту технологию смартфонов мало, а у россиян есть доля недоверия к бесконтактным платежам. Но операторы говорят, что создают сервисы на перспективу. МТС, например, в октябре сообщила о запуске первой в России операторской TSM-платформы.

В 2016 году тренд на превращение мобильного телефона в платежное средство проявится еще сильнее, а новые операторские финансовые сервисы будут развиваться активнее. И использованием только NFC дело, конечно, не ограничится. Количество транзакций и видов платежей, для которых появится возможность применять "телефонные" деньги, будет постоянно расти. Одна из перспективных ниш для операторов - покупка контента в магазинах приложений. Не так давно "ВымпелКом" объявил, что его клиенты теперь могут оплачивать с мобильного счета приложения в App Store, а МТС сообщила о партнерстве с Google Market.

Конечно, виртуальными товарами дело не ограничится. Уже сейчас при помощи смартфона абоненты в определенных местах могут оплачивать реальные товары и услуги. Пока это скорее экзотика, но уже через год покупка хлеба или бутылки молока в ближайшем универсаме при помощи смартфона из экзотики может превратиться в обыденность.