Образование

"Цифровая школа" в Санкт-Петербурге

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Softline, ПАО "Сбербанк"

2017-2018 гг.

Цель внедрения:

"Цифровая школа" является важным этапом на пути реализации программы "Цифровая экономика". Цифровизация школ, использование современных технологий поможет получить качественное всестороннее образование.

Что сделано:

В школе №211 им. Пьера де Кубертена города Санкт-Петербурга внедрено комплексное решение компании Softline для образования "Цифровая школа". Проект реализован при поддержке Сбербанка.

Ученикам школы доступны четыре интерактивных класса: кабинеты физики, химии, биологии и математики. Учебные помещения объединены в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) школы и оборудованы специальными интерактивными панелями, позволяющими создавать видеоряд уроков, выводить на экран пояснительные материалы, графику, схемы и задания для учеников. В кабинетах установлены жидкокристаллические дисплеи, цифровое лабораторное оборудование по предмету, планшеты для учеников, а также управляющие компьютеры для учителей.

Особенность проекта - наличие электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает ученикам и учителям возможность постоянного доступа к электронным образовательным ресурсам, личному кабинету, системе дистанционного обучения с любого устройства, которое подключено к Интернету.

В школе также внедрена универсальная интерактивная платформа"Веримаг" для мобильных устройств, которая позволяет создать мобильный комплекс на планшетах без подключения к интернету.

Специалисты Softline провели обучение педагогов по эксплуатации учебных классов, оснащенных новой техникой и программным обеспечением

Результаты проекта:

Внедренные технологии позволяют повысить эффективность обучения за счет сокращения временных затрат преподавателей на подготовку, раздачу, сбор материалов и проверку результатов. Учителя школы могут использовать интерактивные формы представления материала. Такая система позволяет преподавателям управлять учебным процессом в реальном времени, повышать вовлеченность учащихся в учебный процесс, и иметь быструю обратную связь о качестве усвоения только что пройденного материала.

Образовательный проект на базе виртуальной реальности

Образовательный центр "Сириус", «Российские космические системы» (РКС)

АО«Терра Тех»

с сентября 2018 г. – тестовая эксплуатация

Цель внедрения:

Образование является одним из наиболее популярных направлений развития виртуальной и дополненной реальности. Использование этих технологий позволит вести процесс получения знаний быстрее, чем при традиционных методах обучения. AR/VRсмогут сделать изучаемый материал более наглядным, обеспечить безопасность и полное вовлечение в процесс, а следовательно,повысить качество обучения.

Что сделано:

В мае 2018 года компания "Терра Тех" представила учебный проект Atlas VR – платформу для создания виртуальных копий исторических, культурных и географических объектов реального мира, которые могут исследовать учащиеся.

Виртуальное пространство с высокой точностью воспроизводит реальные объекты и обстановку. В частности, рельеф воссоздаётся за счёт сканирования поверхности, растительный мир формируется по данным спутниковой съёмки, а информация об атмосфере и погоде обновляется в реальном времени через Интернет. В результате, создаётся виртуальное пространство, максимально приближенное к реальности.

Кроме того, платформа Atlas VR даёт возможность воспроизводить сложные процессы и явления, такие как стихийные бедствия и катастрофы техногенного характера. Система может использоваться и для целей создания дополненной реальности.

На первом этапе Atlas VR планируется использовать для обучения школьников и студентов географии, биологии и истории. Виртуальное пространство обеспечивает возможность моделировать не только объекты, но и сложные явления, события и процессы. Это позволяет использовать его, например, для обучения основам безопасности жизнедеятельности.

На основе новой платформы также планируется создание виртуальной облачной среды для совместной работы в области проектирования, мониторинга и контроля. Atlas VR может использоваться и для создания масштабных презентаций, обучения персонала.

Результаты проекта:

В августе 2018 года платформа виртуальной реальности Atlas VR прошла массовое тестирование, в котором приняли участие более 100 школьников и преподавателей, участвующих в международном форуме "Город образования".Использование технологии виртуальной реальности в обучении расширяет возможности школьных учителей географии, биологии и истории, улучшает усвоение материала уроков школьниками.

Готовый продукт для масштабного тестирования будет готов к началу 2019 года.

Умный музей

Геологический музей имени В.В. Ершова

группа компаний "Полимедиа" (Polymedia), Addreality

март – декабрь 2017 г.

Цель внедрения:

В январе 2018 г. состоялось открытие обновленного Геологического музея имени В.В. Ершова в НИТУ "МИСиС". Руководство заведения решило внедрить цифровые технологии, чтобы расширить возможности сотрудников, для повышения интереса посетителей музея.

Что сделано:

Компания Polymediaоснастила музей интерактивным оборудованием и расширила возможности посетителей в изучении экспозиции. Зал Геологического музея превратили в интерактивную зону с дисплеями на стенах и колоннах, содержащими информацию о минералах и месторождениях. На одной из стен у главного входа размещен светодиодный экран Polyled размером 2,5х2м, на других – 28 лайтбоксов. Шесть из них предназначены для зонирования зала: на поверхность нанесены карты регионов, к которым относятся экспонаты, представленные в ближайших витринах. Остальные 22 занимают фотографии минералов и объектов горнодобывающей промышленности. На экране Polyled материалы могут отображаться как в автоматическом режиме, так и в режиме презентации. Управление светом, включением и настройкой режимов работы мультимедийного комплекса и интерактивных дисплеев производится дистанционно с планшета iPad, по принципу умного дома.

На каждом из шести интерактивных дисплеев Sharp отображается уникальный контент, собранный по темам "Азиатская часть России", "Самоцветы и ювелирные камни", "Европейская Россия и Урал", "Наука и жизнь", "Горное дело. Индустриальное наследие" и "Горное дело. Культурное наследие". Материал предоставлен сотрудниками музея и преобразован в интерактивный формат компанией Addreality. Информация на дисплеях соответствует той зоне, в которой они расположены.

Результаты проекта:

Совмещение AV-решений, экскурсионного сопровождения и богатой экспозиции помогает не только рассказать о минералах и способах их добычи, но и привлекает внимание молодежи к горному делу.

VR-проект для знакомства с историей университета

Томский государственный университет (ТГУ)

ООО "Рубиус Груп" (Rubius)

февраль – июль 2018 г.

Цель внедрения:

Использование технологий виртуальной реальности (VR) способствует повышению интереса к истории за счет повышения степени вовлеченности в процесс. VR позволяет путешествовать во времени, просматривая основные сценарии важных исторических событий.

Что сделано:

В сентябре 2018 г. в Университетской роще Томского государственного университета был открыт памятник основателям вуза — "Профессорам В.М. Флоринскому и Д.И. Менделееву от благодарных сибиряков". Специально к этому событию Rubius при поддержке лаборатории виртуальной и дополненной реальности ТГУ разработал приложение TSUniverse. Также при помощи приложения каждый желающий сможет познакомиться с историей создания ТГУ, узнать о роли Менделеева и Флоринского в становлении университета.

Дополненная реальность появилась и в галерее "Профессора Томского университета". Можно подойти к любому интересующему портрету и, используя смартфон с приложением Rubius, узнать о жизни ученого, его научном пути и достижениях, получить доступ к фотографиям из архива университета.

При реализации решения, компания Rubius использовала Vuforia – платформу для создания приложений дополненной реальности для телефонов и планшетов на операционных системах iOS и Android. Vuforia предоставляет интерфейсы программирования приложений на языках C++, Java, Objective-C, и .Net через интеграцию с игровым движком Unity.

Результаты проекта:

Запустив приложение на смартфоне, и наведя его камеру на памятник, можно увидеть, как выглядели кампус вуза в начале XX века. Кроме того, наведя смартфон на логотип ТГУ, пользователи также смогут увидеть 3D-модель кампуса начала XX века. У пяти портретов в галерее есть "расширенный" контент – при наведении смартфона они "оживают" и могут кивнуть, подмигнуть и улыбнуться.

Платформа управления талантами на базе ИИ

Агентство стратегических инициатив (АСИ)

АО "ИнфосистемыДжет"

июль 2017 г. – декабрь 2018 г.

Цель внедрения:

В июле 2017 г. была утверждена дорожная карта НТИ "Кружковое движение", которая включает план мероприятий по развитию сообщества талантливых школьников. Согласно плану, к 2025 г. "Кружковое движение" НТИ должно насчитывать не менее 500 тыс. участников – как школьников 12–16 лет, так и их наставников: лидеров проектов, модераторов, консультантов, учебных мастеров. Цифровая платформа управления талантами станет интеллектуальным сервисом для формирования индивидуальных образовательных траекторий для каждого из выбранных учащихся, с учетом имеющихся у него знаний, навыков и интересов.

Что сделано:

Компания "ИнфосистемыДжет" представила прототип цифровой платформы управления талантами на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ).Решение разработано системным интегратором в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Оно представляет собой рекомендательную систему по подбору программ дополнительного образования для талантливых школьников. Система анализирует социальные и демографические данные пользователя и на ее основе предоставляет список рекомендуемых образовательных программ: обучающих курсов, данных Leader-ID и Университета "20.35".

В рамках проекта "ИнфосистемыДжет" разработала архитектуру и развернула программно-аппаратную платформу решения. Следующим этапом стала интеграция платформы с источниками данных, входящими в технологический контур НТИ. В перспективе доступ к цифровой платформе смогут получить и работодатели, заинтересованные в привлечении перспективных кадров в сфере высоких технологий.

Запуск в промышленную эксплуатацию запланирован до конца 2018 г.

Результаты проекта:

Решение позволяет агрегировать и анализировать с помощью технологий ИИ данные об участниках "Кружкового движения" из множества источников, включая организации-партнеры НТИ и социальные сети. Таким образом, разработанная рекомендательная платформа персонализирует систему образовательных программ и повышает эффективность взаимодействия с талантливой молодежью.

Технология обратной связи в виртуальной реальности

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)

ModumLab, Teslasuite

2017 г. – октябрь 2018 г.

Цель внедрения:

Учебные заведения использует технологии виртуальной реальности (VR) и специализированные симуляторы для формирования у студентов практических управленческих навыков. Виртуальная реальность открывает новые возможности для изучения теории и отработки практики, т.к. традиционные методы могут быть затратными или слишком сложными.

Что сделано:

При содействии Центра НТИ по нейротехнологиям и VR/AR Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) компании ModumLab и Teslasuite впервые интегрировали костюм VR-погружения в процесс обучения промышленной безопасности.Передача тактильных ощущений с помощью костюма — ранее недоступное для виртуальной реальности свойство, которое позволило создать инструмент для отработки действий в нештатных ситуациях. Разработчики создали принципиально новый продукт — добавили к сценариям обучения технологии обратной связи. Костюм передает тепло, взрывные волны и другие ощущения, которые откладываются в памяти обучающегося.

Результаты проекта:

Благодаря возможностям костюма обратной связи разработчики научились передавать физические ощущения и создавать реалистичное переживание ситуации, например, при пожаре (температура и т.д.).

Выпуск идентификаторов "Москвенок" с приложением карты "Тройка"

Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ)

ISBC

2017 г. – февраль 2018 г.

Цель внедрения:

Проект "Москвёнок" — информационная система "Проход и питание" реализуется правительством Москвы в рамках программы "Информационный город" в московских детских садах, школах, лицеях, колледжах с 2012 г. Решение представляет собой ключ доступа к городским электронным сервисам для юных москвичей и их родителей.Для пользования сервисами и услугами можно применять различные идентификаторы "Москвёнка" — сервисную карту, социальную карту учащегося, браслет, брелок и др. Производством совмещенных с картой "Тройка" карт "Москвенок" занимаются частные компании. Совмещенные носители удобнее, т.к. объединяют на одном идентификаторе множество возможностей.

Что сделано:

Компания ISBC выпустила электронные браслеты, карты и брелоки "Москвенок" с транспортным приложением "Тройка" для школьников и родителей воспитанников детских дошкольных групп. По ним дети могут не только проходить в школу, выходить из нее и покупать еду в буфете, но и ездить на метро, автобусах, троллейбусах и трамваях, а взрослые — сопровождать ребенка в здание, где находится дошкольная группа, и забирать его оттуда после занятий.

После покупки совмещенного носителя родителям необходимо обратиться в образовательную организацию для привязки гаджета к лицевому счету пользователя "Москвенка". Это сможет сделать специалист, ответственный за информационную систему "Проход и питание".

У карты два не зависящих друг от друга лицевых счета. Пополнить счет карты "Тройка" или записать любой тип проездного можно в кассах метро, через мобильное приложение "Метро Москвы", а также с помощью сервиса онлайн-пополнения в разделе "Пополнение билета "Кошелек" карты "Тройка" на сайте transport.mos.ru

Пополнить лицевой счет "Москвенка" пользователи могут также на портале mos.ru, через приложение "Госуслуги Москвы", со счета мобильного телефона и наличными через отделения и терминалы банков.

Результаты проекта:

Совмещенные с приложением карты "Тройка" браслеты, карты и брелоки "Москвенок" поступили в продажу в феврале. По данным на март 2018 г., на заводе в Зеленограде было изготовлено 2 тыс. браслетов, несколько тысяч карт и столько же брелоков. Их можно приобрести в интернет-магазинах.

Система контроля и управления аттестацией с помощью RFID

Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

ООО "АйТиПроект" (ITProject)

ноябрь 2017 г. – февраль 2018 г.

Цель внедрения:

Казанский федеральный университет внедряет новые технологии в образовательный процесс с целью повысить качество подготовки медицинских специалистов.

Что сделано:

Компания "АйТиПроект" внедрила технологию RFID в управление процессом аттестации в Казанском федеральном университете (КФУ). Проект системы контроля и управления аттестацией осуществлялся в рамках реставрации и реконструкции учебно-лабораторного комплекса Института фундаментальной медицины и биологии (ИФМиБ) КФУ.

Роль RFID-технологии в этом проекте – отслеживание перемещения аттестуемых медицинских специалистов во время сдачи экзаменов и инициализация систем видеоконтроля. Аттестуемый получает аттестационный лист и заходит с ним в помещение, в котором ему предстоит сдать экзамен по той или иной дисциплине. Как только метка аттестационного листа считывается установленными в кабинете RFID-ридерами, информация об аттестуемом передается в диспетчерский центр и автоматически включается система видеоконтроля и видеозаписи процесса выполнения аттестационной работы. RFID-система интегрирована с веб-порталом Университета. В процессе сдачи экзамена ведется видеозапись действий аттестуемого и показаний приборов, информация анализируется системой видео-аналитики.

В рамках проекта, специалисты компании "АйТиПроект" осуществляли поставку и монтаж оборудования. Для маркировки аттестационных листов используются метки SmartracFrog 3d. Кодирование происходит с помощью настольного RFID-считывателя Nordic ID Sampoo. В помещениях установлены стационарные RFID-считыватели Impinj с MTA антеннами.

Результаты проекта:

Таким образом, система контроля и управления процессом аттестации позволяет избежать фальсификаций и подтасовок результатов.Информация об аттестации каждого медицинского специалиста привязана к его идентификатору в базе данных и может быть получена по запросу уполномоченным лицом для проверки.

Обучение цифровым технологиям в медицинском вузе

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

с ноября 2018 г.

Цель внедрения:

Сеченовский университет принимает активное участие в цифровизации системы отечественного здравоохранения и решении кадрового вопроса. Учебное заведение поставило перед собой задачу обеспечить всех выпускников университета знаниями в области цифровых технологий и информационных систем, которые используются в здравоохранении.

Что сделано:

С начала учебного 2018 года Сеченовский университет начал подготовку специалистов немедицинского профиля по программе бакалавриата "Информационные системы и технологии" и по программе магистратуры "Информационные системы и технологии в медицине". Выпускник бакалавриата сможет организовать и оснастить телемедицинский центр, телемедицинский кабинет в медицинской организации, внедрить и эксплуатировать информационную систему в организации управления здравоохранением, создавать и сопровождать информационные системы в любых медицинских структурах и пр.

Более углубленную подготовку проходят специалисты, занимающиеся поддержанием применения цифровых технологий, которых отобрали для участия в программе "Профессия будущего" по специальностям ИТ-медик и сетевой врач. ИТ-медик оказывает медицинские услуги с применением информационных технологий, использует математические методы для анализа медицинских данных и управляет медицинскими информационными системами. Такой специалист сможет организовать внедрение информационных систем в медицинскую организацию, обеспечить электронный документооборот, применить данные технологии в лечебном процессе и т.п.

В отличие от ИТ-медика сетевой врач использует в практике телемедицинские технологии, ориентированные, в первую очередь, на пациента. Он способен организовать телемедицинский кабинет или госпиталь на дому, телемедицинскую клинику или мобильную лабораторию, проводить математическую обработку получаемых данных.

Результаты проекта:

Первый выпуск магистратуры состоится в 2020 г., бакалавриата – в 2022 г.

Система управления научно-техническими проектами

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ МИСиС)

ООО "Когнитивные Технологии" (CognitiveTechnologies)

2015 г. – март 2018 г.

Цель внедрения:

НИТУ МИСиС - это не только научно-образовательный центр страны, но и предприятие, деятельность которого связана с коммерциализацией науки. Оно реализует, как внешние, так и внутренние проекты, участвует в конкурсах, имеет большую базу уникального научного оборудования, ведет активную международную деятельность. В процессе выполненных работ накоплен огромный банк данных - информация, которой необходимо эффективно пользоваться внутри МИСиС и обмениваться с внешними партнерами. Университет поставил задачу создать единую систему управления данными.

Что сделано:

Компания CognitiveTechnologies внедрила информационную систему управления научно-техническими проектами (ИС УНТП) на базе платформы "Е1 Евфрат" в НИТУ МИСиС.

На технологической платформе "Е1 Евфрат" функционирует система электронного документооборота, а также программный комплекс для управления закупочной деятельностью. Система вместила весь процесс проведения научных проектов, начиная от подготовки заявок участников, заведения карточек контроля научно исследовательской информации до выгрузки отчетных форм. Вся информация о проектах стала доступной для их участников. Система позволяет давать сводную информацию по сложным и длительным проектам, к которым относится НИОКР, и которые могут длиться несколько лет. В ИС УНТП были добавлены новые функциональные возможности, такие, как управление научным оборудованием. Она заключается в учете наличия этого оборудования и в контроле за его эксплуатацией, включая загрузку и его поверку, что необходимо при выполнении госконтрактов. Функционал также был расширен за счет внедрения модуля "Кабинет ученого". Он позволяет руководителям проектов видеть информацию, которая содержится в этой системе, а также вносить и корректировать ее по мере выполнения проекта, что сокращает объем бумажной работы.Система интегрирована с действующей системой "1С Университет", дополняя ее новым функционалом.

Результаты проекта:

Раньше нужную информацию можно было получать несколько недель. Теперь пользователь может узнать текущий статус проекта по нажатию клавиши.

Программа онлайн-магистратуры "Цифровая экономика"

Московский физико-технический институт (МФТИ), Президентская академия (РАНХиГС)

с июля 2018 г.

Цель внедрения:

Специалист в цифровой экономике - перспективная профессия, которая будет востребована в ближайшем будущем как в бизнесе, так и в государственном аппарате. Цифровизация ведет к фундаментальным изменениям в общественной, экономической и гуманитарной сферах и требует подготовки высококвалифицированных кадров. При этом становится все более востребованным именно формат онлайн-магистратуры.

Что сделано:

Московский физико-технический институт (МФТИ) и Президентская академия (РАНХиГС) запустили программу онлайн-магистратуры "Цифровая экономика". Это первая в России двухгодичная программа для специалистов новой профессии в онлайн-формате, позволяющая получить знания в двух областях - экономике и математике.Экономические дисциплины в рамках программы будут вести преподаватели академии, а за подготовку по точным наукам - математическому анализу, машинному обучению, основам статистики и комбинаторики - отвечают профессора МФТИ. Партнерами программы является Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Институт прикладных экономических проблем.

Среди прочих слушатели магистратуры изучат курсы: большие данные, комбинаторика, математические методы оптимизации, цифровая экономика, теория вероятностей, дискретная математика, теория игр, математическая статистика, случайные процессы, микроэкономика, макроэкономика, эконометрика, финансы, машинное обучение, корпоративные финансы. В целом программа предусматривает 120 зачетных единиц. Образовательная программа состоит из асинхронной части (электронные курсы), в рамках которой студент может варьировать темп обучения, синхронной части (еженедельные вебинары в формате "классных часов"), в которых он может интерактивно взаимодействовать с преподавателем, задавая необходимые вопросы, персональных консультаций по ведению научной работы. Программой также предусматривается, что каждый из студентов будет работать над неким проектом, который впоследствии и будет выступать выпускной квалификационной работой - тем, что раньше называлось магистерской диссертацией.

Несмотря на то, что программа предполагает онлайн-формат, ее форма на сайте МФТИ указана как "очная". При помощи новых образовательных технологий, отработанных на платформах для массового обучения, и подхода "перевернутого обучения" в онлайн-форму переносятся курсы по базовым специальностям, обязательные общеобразовательные курсы (английский язык и философия) и взаимодействие с научным руководителем по написанию научной работы. При этом обучение по программе ведется в формате "перевернутого класса", промежуточные экзамены сдаются при помощи технологий дистанционного подтверждения личности (с удаленным проктором - контроллером). Что касается итоговых квалификационных экзаменов и защиты научной работы, то они проводятся очно.

Результаты проекта:

В июле 2018 г. начался первый набор слушателей. Первые собеседования прошлив августе. Для поступления на программу абитуриентам нужно было сдать вступительные экзамены по математике и экономике в объеме микро- и макроэкономики. Обучение по программе является платным и пока согласно плану составляет 281 тыс. руб. в год.По итогам обучения по программе онлайн-магистратуры "Цифровая экономика" выпускникам будут выдаваться магистерские дипломы МФТИ и РАНХиГС государственного образца.

Умная библиотека

Томский государственный университет

2017 г. – декабрь 2018 г.

Цель внедрения:

Внедрение RFID-технологии в процесс обслуживания читателей – это один из шагов по пути цифровой трансформации библиотеки, превращения ее в smart-библиотеку. Эта технология позволяет добиться полного самообслуживания читателей.

Что сделано:

Научная библиотека Томского государственного университета переходит на RFID-технологию обслуживания пользователей (RadioFrequencyIDentification – радиочастотная идентификация).Читатели самостоятельно, без обращения к сотрудникам библиотеки, могут брать и возвращать книги из читальных залов, используя станцию самостоятельного обслуживания, умные полки и возвратчик книг, доступный круглосуточно.

В любое время, круглосуточно, читатель может самостоятельно вернуть выданную книгу, не заходя в библиотеку, – возвратчик книг будет размещен при входе. С этой же целью на абонементе и в информационном центре 24/7 будут дополнительно установлены умные полки. Они также работают по принципу "пришел – поставил книги – ушел": книга, поставленная на полку, автоматически списывается с электронного формуляра читателя и становится доступной для других.

В 2017 г. RFID- технология была опробована при открытии филиала библиотеки в Институте экономики и менеджмента, к декабрю 2018 г. года планируется запустить полный цикл бесконтактной работы в главном здании библиотеки.

Система вводится поэтапно: по данным на октябрь 2018 г. ведется подготовка фондов читальных залов к использованию по RFID-технологии. Сотрудники библиотеки пересматривают фонд, приклеивают к книгам новые метки, записывают на метку информацию о книге (срок выдачи, название, противокражный знак). Продумывается удобная расстановка оборудования. На втором этаже нового здания, в холле у абонемента, размещена станция самостоятельного обслуживания. Можно воспользоваться двумя ее функциями: просмотреть личный кабинет (список выданных книг, начисления, информация о читательском билете) и продлить выданные книги. В ближайшей перспективе через станцию самообслуживания читатель сможет самостоятельно получить книгу из фонда читального зала.

Результаты проекта:

RFID-технология позволяет экономить время пользователей библиотеки, ликвидировать очереди на абонементе. Это особенно актуально, т.к. в среднем библиотеку в день посещают 1000 человек.

Выпуск дипломов на блокчейне

Московская школа программистов (МШП)

с декабря 2017 г.

Цель внедрения:

В настоящее время мировой рынок поддельных дипломов насчитывает несколько миллионов долларов США, и это только дипломы о высшем образовании. При этом работодателю или приемной комиссии сложно проверить реальные достижения кандидатов. В отличие от бумажных документов, свидетельства, хранящиеся в сети блокчейн, фактически нельзя подделать.

Что сделано:

Резидент "Физтехпарка", Московская школа программистов (МШП) ввела технологию блокчейн для публикации выпускных свидетельств. Система состоит из самого смарт-контракта, Ethereum-узла для отправки транзакций и проверки их статуса, систем публикации внутри EduApp (корпоративная система Школы программистов) и страницы проверки свидетельства на сайте.

Для того, чтобы проверить диплом, достаточно знать фамилию, имя и отчество выпускника, адрес смарт-контракта с сайта МШП и приватный ключ, напечатанный в оригинальном свидетельстве и полученный выпускником в электронном виде. Реестр свидетельств на блокчейн с одной стороны, не дает третьим лицам подделать диплом, а с другой, позволяет легко проверить факт окончания МШП с согласия его выпускника. В блокчейне хранятся зашифрованные записи об окончании школы в виде хеша, при этом не хранятся никакие персональные данные выпускника.

Результаты проекта:

Это первый в мире случай перехода к смарт-контрактам в сегменте школьного образования. Использование блокчейна решает проблему подделки диплома или его отдельных частей и значительно упрощает процесс работы с дипломом третьих лиц - вузов, работодателей.

Цифровой детский сад

Тверской педагогический колледж

с января 2018 г.

Цель внедрения:

Дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Новые технологии открывают много возможностей для развития детей, формирования новых способностей, которые необходимы в условиях развития цифровой среды.

Что сделано:

В Твери на базе Тверского педагогического колледжа реализуется проект в области образования "Цифровой детский сад". В рамках проекта на базе колледжа сформирован учебный кабинет с современным интерактивным оборудованием и учебно-методическими материалами.Он используется для подготовки высокопрофессиональных кадров для системы образования Тверской области по специальности "Дошкольное образование". Студентов колледжа обучают работе с детьми в условиях внедрения инновационных технологий в систему образования.В процессе задействованы интерактивный рабочий стол с дидактическими материалами, сенсорная доска, интерактивные кубы, программируемый лего-конструктор и мобильный планетарий.

В 2017 г. учреждение получило из регионального бюджета грант размером 1 млн рублей на инновационную деятельность, направленную на развитие образования.

Результаты проекта:

Современная образовательная среда способствует развитию познавательных компетенций, мышления и моторики, тренировке памяти дошкольников. Интерактивные устройства обеспечивают доступное и понятное изложение учебного материала, а также возможность индивидуального обучения с учётом особенностей личности, интересов и потребностей ребёнка.

Подготовка специалистов в рамках программы "Москва 4.0"

Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы

Образовательный комплекс "Техноград" на ВДНХ

с ноября 2018 г.

Цель внедрения:

"Техноград" поставил цель подготовить кадры для промышленных предприятий Москвы.

Что сделано:

Образовательный комплекс "Техноград" на ВДНХ запускает серию курсов по востребованным промышленным специальностям. Программа разработана с учетом актуальных требований предприятий "Индустрии 4.0".

Проект имеет социальную направленность, он предназначен для всех жителей Москвы и гостей столицы, вне зависимости от уровня знаний и возраста. Продолжительность курсов варьируется от 16 до 256 часов. Краткосрочные программы будут полезны новичкам, желающим получить начальные навыки. Длительные программы рассчитаны на тех, кто уже определился со специальностью и стремится повысить квалификацию. В "Пром.Технограде" также проводятся мастер-классы с элементами игры для детей от 7 лет, занятия по профориентации школьников и практические занятия для студентов профильных колледжей Москвы.

Учащиеся смогут получить навыки оператора станков с ЧПУ, специалиста по аддитивным технологиям, сварщика, слесаря-механика по ремонту автомобилей, мастера автоматизации процессов и специалиста производства летательных аппаратов на настоящем сварочном оборудовании KEMPI, аппаратах для сварки ESAB, 3D-принтерах EOS и Stratasys J750, единственном в Москве учебном электромобиле-гибриде Exxotest и другом высокотехнологичном оборудовании с управлением через интернет.

Стоимость обучения составит от 300 рублей за занятие. Для людей пенсионного возраста и пенсионеров обучение навыкам работы на высокотехнологичном оборудовании под руководством специалистов из известных компаний проводится бесплатно.

Преподаватели курсов – эксперты-практики, представители известных компаний, которые выступают образовательными партнерами "Технограда". Среди них: Академия ГНФА, Picaso 3D, ОАК, ЦМИТ "Вертикальный взлет", FestoRussia, DMG Mori, Nota-Oil.

Результаты проекта:

По итогам обучения выдаются сертификаты о прохождении мастер-класса, курса, повышении квалификации и профессиональной переподготовки. Партнеры "Технограда" готовы рассмотреть вопрос о зачислении в штат самых успешных слушателей.

Уральская цифровая школа АПК

АО «Корус-АКС» (входит в группу ЛАНИТ), ООО «Тандем.информационные системы»

ноябрь 2017 г.

Цель внедрения:

В образовательных учреждениях РФ стоит задача автоматизации основных административных процессов.

Что сделано:

Аппаратно-программный комплекс (АПК) состоит из оборудования для обработки и передачи данных и специализированного программного комплекса для управления школой. Это решение можно использовать в качестве платформы школьной цифровизации, способной объединить как существующие информационные системы, так и те, которые появятся в будущем.

Аппаратную часть базовой версии продукта составляет необходимый минимум оборудования для современной телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры образовательного учреждения — маршрутизатор, коммутатор PoE, точки доступа wi-fi с управляющим контроллером, сервер, источник бесперебойного питания и компактный монтажный шкаф. В составе программной части АПК - набор программных средств для управления учебным процессом в школе.

В комплекс входят рабочие места директора, завуча, специалиста по кадрам, учителя, а также "личные кабинеты" учеников и их родителей. В состав программного обеспечения управления зданием АПК "Уральская цифровая школа" входит "градиентный свет" — решение для автоматического регулирования освещенности в классе. Разработка позволяет компенсировать недостаток света на рабочих местах школьников в зависимости от того, насколько они удалены от окна. Управление светом в школах является основой создания комфортной и экологичной среды обучения.

Специалисты "Корус-АКС" реализовали в программной части АПК интеграционную платформу, позволяющую выполнить бесшовную интеграцию "Уральской цифровой школы" с уже развернутыми информационными системами – локальными сервисами (бухгалтерией, системой контроля управления доступом, автоматизированной информационной системой "Питание"), федеральными системами (государственной информационной системой "Контингент", федеральной информационной системой "ЕГЭ") и региональными системами.

Результаты проекта:

Решение автоматизирует основные административные процессы в школах и колледжах, а также создает инновационную технологическую платформу для цифрового образования.

Образовательная платформа для школ

АО "Издательство "Просвещение", «Яндекс»

ООО "Яндекс.Просвещение"

с апреля 2018 г. – тестовая эксплуатация

Цель внедрения:

"Яндекс.Просвещение" — это совместное предприятие "Яндекса" и компании "Просвещение", запущенное летом 2017 г. Миссия проекта — помогать учителям повышать образовательные результаты, используя существующие методические комплексы "Просвещения", передовые научные разработки в области цифровой педагогики и технологические образовательные решения "Яндекса".

Что сделано:

В апреле 2018 г. "Яндекс.Просвещение" представило образовательную платформу для школ. С ее помощью ученики могут выполнять задания онлайн и сразу видеть свои успехи, а учителя – следить за прогрессом каждого ребенка.

Платформа позволяет давать задания всему классу или отдельным ученикам. Упражнения проверяются автоматически – благодаря этому у учителя остается больше времени для индивидуальной работы. После того как ученики выполнят задания, учитель может ознакомиться со статистикой по классу и увидеть полную картину для каждого ученика: сколько времени ребенок потратил на то или иное задание, каким путем шел, где допускал ошибки.

В перспективе платформа поможет повысить индивидуальные результаты школьников. Здесь пригодятся технологии "Яндекса" в области обработки больших данных. Анализ статистики, которую собирает платформа, поможет выявить наиболее сложные для учеников темы, предсказывать успеваемость школьников и строить индивидуальные образовательные траектории.

Результаты проекта:

По данным на апрель 2018 г., с платформой работает почти 3 тыс. школьников из 100 классов различных школ, находящихся в Екатеринбурге, Первоуральске, Тюмени, Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Первым предметом, представленным на платформе, стала математика — с начала текущего года в системе доступно более 16 тыс. заданий из этой сферы. Задания рассчитаны на уровень 2-4 класса. Позже на платформе появились также задания по русскому языку.

RFID-система для инвентаризации

Череповецкий государственный университет (ЧГУ)

ПАО "Микрон"

январь – июнь 2018 г.

Цель внедрения:

Использование элементов цифровой экономики в образовательном учреждении создает основу для эффективного использования имущества заведения. Автоматизация процессов в этом направлении позволит ускорить рутинные процедуры и обеспечить необходимую точность операций учета.

Что сделано:

Череповецкий государственный университет для инвентаризации имущества внедрил RFID-системы ПАО "Микрон".Всего инвентаризации подлежали 22 тыс. различных объектов вуза, включая технические средства, приборы и оборудование, а также мебель и сооружения. Все они были промаркированы метками высокочастотного и ультравысокочастотного диапазона. RFID-система автоматизации учёта и инвентаризации имущества включает серверное ПО и мобильное приложение на базе операционной системы Android для обработки данных, отображения информации об объекте и совершения операции по инвентаризации.

По сравнению с аналогами решение является бюджетным, так как в нем задействованы обычные смартфоны с NFC-модулем вместо специализированных считывателей, тем самым обеспечивается равноценное снижение рисков при существенно меньшем уровне затрат.

Решение полностью реализовано на компонентах отечественного производства и программном обеспечении собственной разработки "Микрона".

Проведение плановой и срочной инвентаризации ЧГУ стало возможным без помех текущим бизнес-процессам.

Результаты проекта:

Система позволила идентифицировать наличие объектов учета и исключить дублирование записей в системе учета, сократила временные затраты на инвентаризацию, предотвратила хищения имущества и обеспечила контроль перемещения объектов учета. За счет автоматизации повысилось удобство работы персонала, исключено дублирование записей и ручное вмешательство. Устранение ошибок, связанных с человеческим фактором, обеспечивает достоверную оперативную отчетность и экономию на издержках.