Здравоохранение

Анализ медицинских изображений на основе нейросети

АНО "Третье мнение"

с сентября 2017 г.

Цель внедрения:

Основной задачей медицины будущего становится выявление заболеваний на ранних стадиях, когда лечение наиболее эффективно.Анализ медицинских изображений — одна из наиболее актуальных и важных задач медицинской диагностики. Это рентгенограммы, данные УЗИ, МРТ, анализы крови и многие другие. Современные технологические возможности позволяют оперировать результатами исследований в цифровом формате.

Что сделано:

В сентябре 2017 г. был представлен проект "Третье мнение" – это построенная на основе нейронной сети система приложений для распознавания патологий на диагностических медицинских изображениях. Система представляет собой приложение для смартфона и компьютера.

Решение анализирует снимки и изображения с использованием AI алгоритмов с целью выявления отклонений (патологий) на широком перечне медицинских изображений, среди которых микроскопические снимки крови, УЗИ мочевого пузыря, рентгенография грудной клетки, маммограммы, ОПТГ, КТ, МРТ и снимки глазного дна. Нейронная сеть выявляет патологические состояния на уровне ведущих специалистов, учится непрерывно 24 часа в сутки.

По данным на август 2018 г., медицинская нейросеть способна определять следующие патологические изменения в клетках крови и костного мозга: субпопуляции лейкоцитов, бластные клетки, опухолевые поражения костного мозга, заболевания тромбоцитов и др. При анализе изображений глазного дна определяются патологические состояния организма: диабетические поражения, глаукома, сердечно-сосудистые заболевания и др. Нейросеть также обучена распознавать более 10 состояний на рентгенограммах грудной клетки, в числе которых инфильтрация, характерная при пневмонии; очаг затемнения, характерный при метастазировании, очаговой пневмонии, туберкулезе; кальцинат, характерный при туберкулезе, старом участке пневмофиброза, тромбозе сосудов, азбестозе, силикатозе.

В июле 2018 г. компания "Третье мнение" запустила в тестовом режиме сервис по распознаванию снимков глазного дна. Уже сейчас нейросеть определяет признаки гипертонической болезни (салюсы), глаукомы (экскавация диска зрительного нерва) и близорукости (миопический конус). По мере доразметки изображений и самообучения нейросети, число распознаваемых патологий будет увеличиваться, сейчас в классификаторе сервиса 110 нозологий. В процесс разметки вовлечены высококвалифицированные офтальмологи, что позволяет передать оцифрованный опыт в регионы и объекты с дефицитом этой врачебной компетенции.

В этом же месяце "Третье мнение" запустила в тестовом режиме сервис по распознанию рентгенограмм грудной клетки. Нейросеть уже распознает патологии диафрагмы, позвоночника, очаги затемнения, переломы, кариомегалию, свободную жидкость в плевральной полости и другие виды патологий. Технологии искусственного интеллекта позволяют в режиме онлайн обработать и расшифровать любое число снимков, снизив рутинную нагрузку на врача.

В планах компании – запуск сервисов в области маммографии, КТ/МРТ, УЗИ.

"Третье мнение" ведет программу пилотных внедрений решения в медицинских учреждениях.

Результаты проекта:

В марте 2018 г. в научно-клиническом многопрофильном центре медицинской помощи детям им. З.И. Круглой в г. Орёл успешно завершён первый этап пилотного испытания приложения "Анализатор клеток крови" платформы "Третье Мнение". В ходе пилота специалистами центра загружались оцифрованные изображения гистологических препаратов мазков периферической крови. Были успешно распознаны 82% клеточных элементов в представленных образцах. Специалисты научно-клинического центра подтвердили, что система не допустила ни одного случая ошибочного распознавания клеток крови, системой были исключены цифровые изображения, содержащие элементы, отличные от клеток периферической крови.

В июле 2018 г. к программе пилотного тестирования анализатора клеток крови присоединилась МБУЗ Детская городская клиническая больница №1 в Краснодаре. Внесение данных на сервер не вызвало никаких трудностей, изображения передавались в хорошем качестве и сохраняли реальный вид клеток крови.

В августе 2018 г. к программе тестирования анализатора патологий глазного дна присоединилась КГБУЗ "Городская клиническая больница №10" министерства здравоохранения Хабаровского края.

Проведение программы пилотных внедрений позволяет специалистам медицинского учреждения наладить рабочее взаимодействие с платформой, дать системе профессиональную обратную связь, принять участие в разработке подходов к методологии и стандартам внедрения систем поддержки принятия врачебных решений с применением технологий искусственного интеллекта.

Онлайн-сервис помогает быстрее прийти к верному диагнозу, а пациентам – получать экспертное мнение о результатах исследований.

Сервис онлайн-консультаций на базе ИИ

ООО "Мобильные Медицинские Технологии" (ММТ)

ООО "Мобильные Медицинские Технологии", Московский физико-технический институт (МФТИ)

2017 г. – март 2018 г.

Цель внедрения:

Большинство из существующих диалоговых сервисов, применяемых в телемедицине, пока не способны вести с пользователем "содержательное" общение, то есть распознавать намерение, запрашивать недостающую информацию и достигать поставленную в диалоге цель. Использование искусственного интеллекта (ИИ) в диалоговых сервисах может повысить скорость обработки запросов и доступность качественных консультаций врачей.

Что сделано:

"Мобильные Медицинские Технологии" (владеет сервисами удаленных медицинских консультаций "Педиатр 24/7" и "Онлайн Доктор") внедрила в сервисы онлайн-консультаций смарт-платформу на базе искусственного интеллекта для оптимизации диалога с врачом. Смарт-платформа не только задает вопросы пользователю во время ожидания консультации с врачом, но также помогает при принятии клинических решений.

Пользователь указывает свой пол, возраст и обращение, а также выбирает несколько предложенных симптомов. Затем система задает уточняющие вопросы на основе полученной от пациента информации. После этого формируется сообщение для врача, и пользователь может перейти к удаленной консультации с ним и загрузить файлы.

Специалисты ММТ самостоятельно разработали смарт-платформу и интегрировали ее в сервисы онлайн-консультаций. В декабре 2017 г. компания подписала меморандум о сотрудничестве с лабораторией нейронных систем и искусственного интеллекта МФТИ, которая работает над проектом по созданию разговорного искусственного интеллекта iPavlov. Согласно договору, с 2018 г. команда МФТИ будет помогать совершенствовать диалоговый сервис компании.

Сейчас смарт-платформа доступна дежурным врачам. ММТ планирует в дальнейшем внедрить такую систему и для врачей-специалистов.

Результаты проекта:

Внедрение в сервисы онлайн-консультаций искусственного интеллекта позволило на основе полученных данных управлять нагрузкой врачей и получать информацию об эффективности проведения срочных консультаций.

Медицинский маркетплейс

ООО "Эвотор"

ООО "Бестдоктор" (BestDoctor)

2017 г. – март 2018 г.

Цель внедрения:

Руководство "Эвотор" столкнулось с необходимостью оптимизировать расходы на медицинское обслуживание. Стандартные программы ДМС были дорогими, либо включали ограниченный перечень доступных услуг.

Что сделано:

BestDoctor обеспечила компании-заказчику корпоративное медицинское обслуживание по модели селф-фандинг. Вместо покупки полиса ДМС "Эвотор" оплачивает годовое обслуживание сотрудника в системе BestDoctor (4 тыс. рублей) и процент от реально оказанных медицинских услуг. При этом пациенты не ограничены в выборе клиник — им доступны учреждения различных ценовых категорий. Это возможно благодаря системе дифференциальной франшизы: в зависимости от уровня клиники умный алгоритм BestDoctor рассчитывает процентное соотношение, в котором работодатель и сотрудник будут делить расходы за оказанные услуги. Например, при обращении в клинику со средними по рынку ценами, сотрудник берет на себя 10% от стоимости приема врача, а работодатель — 90%. Далее, в зависимости от уровня учреждения, соотношение может быть 20/80, 30/70 или другим, рассчитанным алгоритмом.

Фактически сотрудники "Эвотор" получили онлайн-витрину медицинских услуг, которые можно отсортировать с учетом различных факторов (ценовая категория, отзывы и т.д.) и почти неограниченным числом доступных клиник.

Результаты проекта:

BestDoctor первым в России реализовал корпоративный медицинский маркетплейс, позволяющий прогнозировать расходы, формировать индивидуальные программы и обеспечить сотрудникам доступ к услугам без нецелевых расходов. Проект позволил компании "Эвотор" оптимизировать расходы на медицинское обслуживание и расширить пакет доступных услуг. Теперь расходы работодателя на одного сотрудника в среднем составляют 12 тыс. рублей в год, что выгоднее покупки расширенного страхового полиса.

Платформа с открытым распределенным реестром данных об оказании медицинских услуг

RobomedNetwork

2016 г. – 2018 г. – разработка, с ноября 2018 г. – пилотное тестирование

Цель внедрения:

Автоматизация процессов и развитие систем искусственного интеллекта будут востребованы в медицинской отрасли в ближайшее время. Такие решения смогут объединить медицинские учреждения и пациентов в единое информационное пространство и обеспечить эффективное медицинское обслуживание.

Что сделано:

Медицинская технологическая экосистема RobomedNetwork запустила первую версию платформы с открытым распределенным реестром данных об оказании медицинских услуг.Процессы оказания медуслуг фиксируются с помощью смарт-контракта, данные в котором невозможно подделать или внести постфактум. Все действия с данными записываются в распределенный реестр, а провайдеры медицинских услуг могут вместе принимать участие в одном умном контракте.

Поставщику медицинских услуг дается исчерпывающий функционал, необходимый для организации процессов и контроля метрик эффективности сервиса. Варианты применения решения могут быть различны. К смарт-контракту можно привязать процедуру оплаты приема, расчет зарплаты врача в зависимости от выполнения процессуальных задач, определяемых медицинским учреждением, или создать систему генерации отчетов для руководителей медучреждения на базе разрозненных МИС-решений любых производителей. Решение Robomed также является быстрым способом валидации качества данных. Смарт-контракты позволяют создать качественный набор данных для тренировки алгоритмов машинного обучения (или искусственного интеллекта). Для этого достаточно включить в дата-сет только данные из полностью исполненных смарт-контрактов. Так решается проблема некачественно заполненных врачами форм, которые искажают общую картину, что в итоге мешает алгоритмам искусственного интеллекта делать анализ и выявлять важные факторы, влияющие на ход лечения. В перспективе подключение к системе искусственного интеллекта нового лечебного учреждения не будет вызывать проблем – все данные в модели будут унифицированы и валидированы.

Благодаря тому, что в публичном реестре хранится только информация об адресах и качестве данных, а медицинские данные остаются на сервере медицинского учреждения в анонимизированном виде (то есть данные очищены от любой информации, которая может служить идентификатором пользователя), поставщики медицинских услуг получают возможность использовать эти данные, например, в научных исследованиях, осуществлять их продажу другим клиникам, фармацевтическим компаниям, исследовательским центрам. При этом обеспечивается максимальная защита конфиденциальности физических лиц, и соблюдаются все положения Федерального закона № 152-ФЗ "О персональных данных". У любых данных, созданных в рамках медицинского учреждения, подключенного к системе RobomedNetwork, в реальном времени проставляется право собственности, которое фиксируется в системе публичного блокчейна.

Любая клиника может протестировать блокчейнRobomed и технологию смарт-контрактов, подключившись по API. За каждый смарт-контракт, созданный на платформе, взимается комиссия в размере 2,5% от стоимости оказанной медицинской услуги.

Результаты проекта:

Благодаря использованию платформы, клиники получили возможность открыто взаимодействовать, контролировать оказание услуг по единым критериям и быстро адаптировать процессы под постоянные изменения. Использование блокчейна обеспечивает полную невозможность кражи данных или присвоения третьими лицами без разрешения правообладателя.

Программно-аппаратный комплекс для проведения автоматизированных медицинских осмотров

ООО"Арциус"

2017 г. – ноябрь 2018 г.

Цель внедрения:

По статистике, около 84 % ДТП происходят по вине водителей из-за человеческого фактора. Часто предприятия, занимающиеся организованными перевозками и выпускающие водителей на линию, не могут обеспечить полноценный медицинский осмотр. Проведение качественных предрейсовых и послерейсовых медосмотров работников, в первую очередь водителей, является одной из важных задач для обеспечения не только их безопасности, но и всех участников дорожного движения.

Что сделано:

Компания "Арциус" разработала программно-аппаратный комплекс MedPoint24 для проведения автоматизированных медицинских осмотров.Решение позволяет проводить медосмотры дистанционным способом. Сотрудник приходит к специальному терминалу или компьютеру для прохождения предрейсового осмотра. На первом этапе, следуя инструкциям на экране автоматизированного рабочего места (АРМ), сотрудник авторизуется в системе. Далее с помощью алкотестера, тонометра и термометра самостоятельно измеряет пульс, давление, наличие или отсутствие паров алкоголя, температуру. Медицинский работник с помощью веб-камеры контролирует процесс измерения, тем самым обеспечивает достоверность результатов. Полученные данные автоматически передаются на АРМ медработника, который анализирует показатели и дает заключение о допуске или недопуске водителя на работу. Диспетчер в свою очередь получает информацию от фельдшера и принимает решение о выдаче путевого листа. Руководитель предприятия или подразделения видит при этом данные медосмотра каждого сотрудника в режиме реального времени, а также всю статистику медосмотров по каждому сотруднику за все периоды. Из любой точки, где есть интернет, руководитель может быстро ознакомиться с медицинским журналом и увидеть всю статистику в удобных аналитических отчетах.

Пользователь услуги имеет возможность проводить медосмотры в любое время. При этом MedPoint24 предоставляет круглосуточную поддержку клиентам, которая включает не только техническое обслуживание комплекса, но и работу квалифицированного медицинского персонала, обучение, а также предоставление резервного канала, который будет гарантировать бесперебойность всего процесса, безопасность передачи и хранения личных данных.

Результаты проекта:

Общее время прохождения медосмотра с помощью MedPoint24 занимает не более трех минут. Комплекс обеспечивает безопасность и легкость процесса прохождения медосмотра, значительно сокращает издержки и оптимизирует расходы: исключаются непрофильные затраты на организацию рабочих мест медработников и закупку медицинского оборудования. Немаловажным является и стопроцентное исключение влияния человеческого фактора на процесс и результаты медицинского осмотра.

Интеллектуальная система продажи рекламы в аптеке

сеть аптек "АСНА"

Addreality, "Яндекс"

2017 г. – июнь 2018 г.

Цель внедрения:

Рекламодатели аптечной сферы заинтересованы в повышении эффективности инвестиций в рекламу, прозрачности процесса закупки рекламы, точной аналитике аудитории, таргетировании контента, оптимизации рекламного бюджета.

Что сделано:

"Яндекс" и Addreality начали продажу indoor-рекламы в сети аптек "АСНА".Рекламодателям доступно заведение рекламных кампаний в "Яндекс.Дисплее". В дальнейшем заводить рекламные кампании можно будет в единой платформе работы со всеми форматами – "Яндекс.Директе". При помощи платформы рекламодатели могут автоматически закупать гарантированные просмотры рекламы целевой аудиторией в момент ее присутствия в торговом зале, точно так же, как это происходит в онлайне.

С помощью технологий распознавания и детектирования лиц система учитывает количество уникальных просмотров, пол, возраст и другие характеристики человека, смотрящего на цифровой рекламный экран. После этого платформа подбирает подходящее для конкретного посетителя рекламное объявление, закупает его на онлайн-аукционе и немедленно транслирует контент на цифровой панели, вне зависимости от их количества. Все это происходит за доли секунд – за то время, пока человек находится в зоне действия экрана. После этого на лицевой счет организации, разместившей у себя рекламу, поступает оплата данного просмотра.Интеллектуальная система также распознает, находится ли перед экраном посетитель или провизор, – во втором случае реклама может не показываться.

За управление инфраструктурой цифровых решений, распознавание лиц и показ рекламных сообщений отвечает Addreality, "Яндекс" обеспечивает их релевантный подбор и закупку. Алгоритм работает обезличено, не идентифицируя покупателей и без использования персональной информации.

Результаты проекта:

Это первый в России опыт применения технологий онлайн-рекламы в офлайн-пространстве. Вместо продажи рекламных поверхностей аптека продает брендам конкретную, заинтересованную в их продуктах аудиторию. Эта технология позволила спрогнозировать затраты на рекламу, более точно определить целевую аудиторию и прицельно с ней работать.

Умная голосовая платформа обработки телефонных вызовов

Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания

АО "Барс Груп" (дочерняя компания ООО "Национальный Центр Информатизации")

октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.

Цель внедрения:

"Барс Груп" разрабатывает интеллектуальную платформу автоматической обработки входящих и исходящих звонков для медицинских организаций, чтобы дополнить существующие сервисы телефонной и онлайн-записи на прием. Такие решения в конечном итоге снижают финансовые и временные затраты и повышают доходность лечебно-профилактических учреждений.

Что сделано:

"Барс Груп" в рамках программы "Бережливое Правительство" интегрировала медицинскую информационную систему Северной Осетии с голосовой платформой обработки телефонных вызовов MedVox.

Интеграция с медицинской информационной системой (МИС) позволяет голосовому роботу автоматически записывать пациента на прием к врачу в режиме реального времени, выдавая актуальную информацию по доступности записи, прикреплению пациента. На основе данных, получаемых от пациента из МИС, MedVox идентифицирует пациента и индивидуально настраивает параметры записи. При звонке пациент называет ФИО и специализацию доктора, а сервисы МИС позволяют подобрать оптимальные дату и время приема, благодаря чему запись происходит быстро.

Роботы-операторы также напоминают о записи, при звонке пациенту подтверждают или отменяют прием. За счет интеграции это происходит в режиме реального времени, что дает возможность оперативно использовать и анализировать полученную информацию, например, записать другого пациента из листа ожидания на освободившееся время.Роботы-операторы приглашают на диспансеризацию и проводят анкетирование по результатам приема в медицинской организации (МО).

"БАРС Груп" также внедрила на территории региона мобильное приложение "Личный кабинет пациента", которое позволяет дистанционно записываться на прием к врачу. Благодаря приложению, пользователь имеет доступ к электронной медицинской карте и в режиме реального времени может выбрать МО, посмотреть историю посещений и рекомендации врачей.

Результаты проекта:

За время апробации голосовой робот МedVox совершил более 10 322 записей, что значительно снизило нагрузку на операторов контакт-центра. Автоматизация также позволила перейти на круглосуточную запись к врачу. 40% ответивших на звонок робота-оператора с приглашением на диспансеризацию соглашаются прийти, что позволяет выполнить план по диспансеризации досрочно.

Система для товарных рекомендаций в аптеке

Сеть аптек "Век живи"

АО "ИнфосистемыДжет"

март – сентябрь 2018 г.

Цель внедрения:

Автоматизированные рекомендации помогают в организации дополнительных продаж без создания существенной нагрузки на сотрудников аптечной сети. Такие инструменты могут выявить скрытые потребности клиентов и предоставить им полезные и достаточно точные рекомендации по индивидуальному списку приобретенных медикаментов.

Что сделано:

Компания "ИнфосистемыДжет" разработала для сети аптек "Век живи" систему на базе алгоритмов машинного обучения для товарных рекомендаций на кассе. Разработанный сервис получает данные о покупках клиента, анализирует их с помощью модели машинного обучения и отправляет сотруднику на кассе перечень рекомендуемых товаров. В него входят топ-3 лекарственных средств, которые клиент с высокой вероятностью добавит к своим покупкам при предоставлении квалифицированной рекомендации. Сервис предлагает конкретные товарные позиции с точностью до артикула (SKU), выбирая их из 27 тысяч наименований медикаментов и парафармацевтической продукции.

Математическая модель сервиса прошла обучение на данных из чекового хранилища компании за длительный период. Сюда входили структура чека, список приобретенных товаров и цены по каждой позиции. Решению открыли доступ и к информации о каталоге медикаментов с разбивкой на отдельные категории лекарственных средств. На основе анализа обширного пула ранее совершенных покупок ML-алгоритмы способны с достаточно высокой точностью рекомендовать дополнительные предложения по каждому чеку, проходящему через систему.

Результаты проекта:

Сотрудники аптеки получили удобную рекомендательную систему, которая подсказывает полезные для покупателя персональные предложения. В итоге увеличился средний чек сети аптек.

Интеллектуальная система для автоматической проверки медицинских назначений

ООО "Доктор рядом"

ООО "Новая Медицина" (Doc+)

июнь – октябрь 2018 г.

Цель внедрения:

Медицинские клиники используют технологии искусственного интеллекта в своей деятельности. Такие решения способствуют оптимизации процессов медучреждений и повышению качества оказываемой медпомощи для клиентов российских клиник.

Что сделано:

Компания "Доктор рядом" и Doc+ завершили совместный проект по адаптации системы для автоматической проверки медицинских назначений на основе технологии искусственного интеллекта, разработанной специалистами мобильной клиники Doc+, и дополнили алгоритм оценки медпротоколов медицинскими данными "Доктор рядом".

В рамках совместного проекта летом 2018 г. "Доктор рядом" передал Doc+ несколько тысяч медицинских протоколов для обучения алгоритма, а Doc+ обучил систему работе с данными из внешних источников и создал API для интеграции решения с информационными системами "Доктор рядом". С октября 2018 г. разработка Doc+ интегрирована в систему контроля качества "Доктор рядом".

Система автоматически проверяет 100% всех карт по 15 параметрам от полноты сбора анамнеза, до правильности назначенных дозировок лекарств. Алгоритм анализирует зависимости между данными, указанными в карте, и выставляет оценки по каждому из критериев. Документы с низкими оценками передаются врачам для дополнительной экспертной оценки.

Кроме медицинских протоколов врачей, работающих в клиниках, "Доктор рядом" планирует автоматически проверять протоколы телемедицинских консультаций.

Результаты проекта:

Внедрение системы позволяет медицинским компаниям контролировать качество всех оказываемых услуг, в реальном времени выявлять возможные ошибки врачей. Решение в несколько раз снижает возможность ошибок в оформлении протоколов, втрое сокращает участие врачей в проверках медицинских документов, а также делает проверку беспристрастной. Система также может собирать статистику для обратной связи и формирования программ обучения врачей. Результат совместного проекта Doc+ и "Доктор рядом" позволяет упростить и ускорить внедрение системы в информационные системы других медицинских клиник, что может оказать существенное влияние на рынок медицинских услуг, так как пополнение системы новыми данными будет постоянно улучшать и уточнять алгоритм оценки медицинских протоколов для всех пользователей системы.

Цифровая ветеринария

ООО "Евросеть-ритейл"

ООО "ВетЭксперт"

январь-декабрь 2017 г. – разработка, с января 2018 г. – коммерческая эксплуатация

Цель внедрения:

Круглосуточные ветеринарные клиники есть не во всех городах и районах. А в некоторых случаях легче воспользоваться удаленной консультацией, чем вести домашнее животное в ветклинику.

Что сделано:

"ВетЭксперт" и "Евросеть" запустили услугу телемедицины для животных"Любимый питомец". Специалисты поделятся информацией о лечении, содержании и кормлении домашних животных, перепроверки диагноза и др. В рамках сервиса предоставляются также правовые ветеринарные консультации о перевозке и транспортировке животных.

Для доступа к сервису в магазинах "Евросети" нужно купить конверт со страховой картой, после активации которой клиент получает доступ к онлайн-консультациям ветеринаров с безлимитной экстренной поддержкой. Обращения владельцев животных принимаются по телефону, через личный кабинет на сайте, а также в Telegram и во "ВКонтакте". Доступны также видеоконсультации через мобильное приложение для Android.

У каждого клиента "ВетЭксперта" есть личный онлайн-кабинет. В нем хранятся карточки питомцев и вся история обращений, включая записи телефонных консультаций, что расширяет возможности оказания таргетированной помощи и позволяет давать консультации исходя из истории состояния здоровья животного.

Цена услуги составляет 999 руб. за три консультации ветеринаров, 1500 руб. – за пять и 2500 руб. – за двенадцать. Срок действия абонемента – 1 год.

Результаты проекта:

На первом этапе реализации проекта услуга доступна в более чем 600 магазинах "Евросети". В зависимости от спроса будет зависеть дальнейшее расширение географии продаж сервиса.

Пока услуга доступна в Москве и области, в Казани, Уфе, Самаре, Саратове, Оренбурге, Нижнем Новгороде и Ижевске. Телемедицина для животных позволяет их владельцам получать необходимую помощь мгновенно, при этом экономить время и деньги.

Онлайн-продажа полисов ДМС

СПАО "Ингосстрах"

с июля 2018 г. – коммерческая эксплуатация

"Ингосстрах" уделяет большое внимание технологическому развитию и цифровизации страховых услуг, особенно в сфере организации медицинской помощи. Благодаря доступности новых продуктов онлайн больше клиентов смогут получить качественные медицинские услуги, доступ к современному оборудованию и квалифицированным специалистам.

Что сделано:

"Ингосстрах" первым на рынке запустил онлайн-продажи классических полисов ДМС для физических лиц.Страховой полис может быть оформлен сроком на 1 год и включает базовую опцию "поликлиника". Клиент самостоятельно может расширить покрытие за счет включения в него услуг скорой помощи и стационара при экстренной госпитализации, стоматологического обслуживания, а также аптечного обеспечения. Максимальный лимит по договору установлен в размере 3 млн рублей, что по оценкам компании покроет более 95% запросов клиентов в данном сегменте.

Процесс оформления состоит из нескольких этапов: необходимо ввести данные о возрасте и поле застрахованного, а также указать город, в котором будет оказано лечение. Сайт предложит все доступные варианты страхования и отобразит расчетную стоимость по каждому из них. Останется заполнить информацию о застрахованных лицах, а для ряда регионов ответить на медицинский опросник о наличии или отсутствии истории болезни. После оплаты полис будет направлен на e-mail клиента, размещен в его личном кабинете и мобильном приложении, а также отправлен в медицинские учреждения.

В страховой полис ДМС по умолчанию входят круглосуточные онлайн-консультации врачей (телемедицина), вызов врача на дом, линия психологической помощи, массаж и физиотерапия, а также лабораторные и инструментальные исследования любой сложности (по назначению врача).

В рамках программы ДМС "Ингосстрах" сотрудничает более чем с 2 800 медицинскими центрами по всей стране. Клиенты смогут ознакомиться с полным списком учреждений, доступных в их городах проживания, на сайте во время оформления полиса. Порядок получения медицинских услуг зависит от конкретной программы страхования. К примеру, по программам поликлинического и стоматологического обслуживания застрахованный самостоятельно обращается в лечебное учреждение из списка доступных, а в случае экстренной госпитализации обследование и лечение будут организованы через медицинский контакт-центр в наиболее подходящем стационаре.

Результаты проекта:

Для получения полиса не потребуется посещать офис или отправлять документы в компанию, заключить договор можно онлайн. Продукт рассчитан на широкую аудиторию и представлен для всех регионов России.

Платформа для диагностики и оценки рисков развития заболеваний

Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина

ООО "Интеллоджик"

с марта 2018 г. – пилотное тестирование

Цель внедрения:

Использование технологий искусственного интеллекта помогает выявлять заболевания на ранних стадиях и оценивать риски их развития. Применение таких решений может повысить эффективность медицинской помощи в России.

Что сделано:

ООО "Интеллоджик" разработало платформу для диагностики и оценки рисков развития заболеваний с использованием технологий искусственного интеллекта Botkin.AI. Платформа основана на технологии создания математических моделей представления пациентов на основе различных медицинских данных: биомедицинских изображений, структурированных данных из электронных медицинских карт, неструктурированной медицинской информации.

С марта 2018 г. "Интеллоджик" запустил пилотный проект по внедрению платформы поддержки принятия врачебных решений в Мурманской области. Первым этапом пилота в Мурманске будет внедрение автоматического ретроспективного скрининга КТ-изображений грудной клетки для выявления признаков рака лёгких на ранних стадиях. Далее планируется расширять количество нозологий и модальностей, а также проводить анализ рисков развития заболеваний, анализируя данные электронных медицинских карт.

Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина является базой центрального архива медицинских изображений. В ней и запущена новая технология.

Результаты проекта:

Проект Botkin.AI помогает выявлять онкологию на ранних стадиях, прогнозировать риски развития заболеваний и предсказывать момент, когда пациент должен обратиться к врачу. Разработанная технология позволяет также контролировать соблюдение клинических рекомендаций и снизить затраты на клинические исследования.

Платформа для дистанционных консультаций с врачами

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС)

АО "Группа компаний "Медси"

с апреля 2018 г.

Цель внедрения:

МТС считает телемедицину перспективным направлением в деятельности компании и занимается разработкой нескольких продуктов и сервисов в этой сфере. Согласно проведенному МТС совместно с НИУ ВШЭ исследованию, более 80% россиян хотят получать удаленные консультации врачей, также 97,5% хотели бы получать результаты анализов и другие медицинские документы в электронном виде. Благодаря телемедицинским технологиям можно оказывать высококвалифицированную и своевременную медицинскую помощь удаленным больным в любое время.

Что сделано:

МТС и "Медси" запустили телемедицинскую платформу SmartMed для дистанционных консультаций с врачами.Через приложение SmartMed можно получать консультации с врачами "Медси" по видеосвязи или в чате, вызывать врача на дом, записываться на очные приемы в клиники и хранить медицинские данные в смартфоне. В приложении есть актуальная информация о клиниках и врачах, история обращений за консультациями онлайн и офлайн (с момента регистрации в SmartMed), все сохраняемые пациентом или направляемые врачом документы, включая назначения и результаты анализов. Стоимость онлайн-консультации в приложении составляет 550 руб.Персональные данные клиентов SmartMedхранятся в защищенном сегменте облачной инфраструктуры Cloud MTC.

Проект SmartMed стал результатом синергии между компаниями, входящими в АФК "Система". МТС инвестировала в разработку проекта около 30 млн руб.

Оператор планирует сотрудничать с технологическими компаниями для развития инновационных решений на базе платформы SmartMed, со страховыми компаниями - для включения телемедицины в программы ДМС. МТС также изучает возможность внедрения системы распознавания и автоматического анализа медицинских данных, удаленного мониторинга состояния пациентов с помощью носимых устройств, создания набора справочных инструментов, таких как симптом-чекер, справочник взаимодействия лекарств, экспертная система исследований и диагнозов и др.

Результаты проекта:

К телемедицинской программе МТС и "Медси" уже подключены терапевты, педиатры, аллергологи, лоры, гастроэнтерологи, эндокринологи, кардиологи и др. Создатели платформы будут увеличивать этот список.

Интеграционная шина для частного здравоохранения

ООО "Нетрика"

2017 г. – октябрь 2018 г. – разработка, с ноября 2018 г. – тестовая эксплуатация

Цель внедрения:

Важная задача цифровизации частной медицины – предоставлять новые возможности пациентам, врачам, а также менеджменту медицинских и страховых организаций. Разные участники медицинского рынка пока еще не умеют эффективно обмениваться данными о пациенте — например, результаты лабораторных анализов, диагностических исследований, консультаций узких специалистов не поступают напрямую к лечащему врачу в медицинском центре. Собственную историю болезни собирает человек сам, храня записи в виде фотографий на телефоне. Такая же ситуация с обслуживанием застрахованных по программам ДМС: для того, чтобы записать пациента к врачу сотрудникам страховой компании может потребоваться несколько дней. Сервис для обмена информацией позволит медицинским организациям и страховым компаниям экономить время, а пациентам — получать более удобную и оперативную помощь.

Что сделано:

Компания "Нетрика" разработала интеграционную шину для частного здравоохранения - комплексное решение, которое интегрирует информационные системы частных медицинских организаций, лабораторий и страховых компаний, организуя между ними корректный обмен данными. Новый облачный сервис "Нетрики" N3.Health предназначен для того, чтобы организовать эффективный обмен данными в режиме онлайн между всеми участниками медицинского рынка.

"Нетрика" также запустила пилотный проект по интеграции работы медицинских организаций, лабораторий и страховых компаний. Пилотной зоной выбран Санкт-Петербург. В проекте принимают участие более 30 коммерческих организаций, в том числе компании федерального уровня. Первые результаты позволят выявить наиболее востребованные функции и дальше развивать возможности единой интеграционной шины для частного медицинского рынка России.

Результаты проекта:

Пациент получает возможность переносить историю болезни в любую удобную ему клинику, результаты анализов поступают из лаборатории к лечащему врачу без участия пациента, а страховая компания по ДМС записывает человека на прием в клинику в момент обращения. Таким образом пациенты получают удобный сервис, а медучреждения снижаются время и трудозатраты на обработку данных.

Отслеживание оборота лекарств с помощью блокчейна

правительство Новгородской области, Новгородская областная клиническая больница

Объединенная медицинская корпорация (ОМК), Внешэкономбанк (ВЭБ)

декабрь 2017 г. – декабрь 2018 г. – пилотное тестирование

Цель внедрения:

Правительство РФ и региональные власти планируют использовать технологию блокчейн для борьбы с фальсификатом и перепродажей дорогих рецептурных препаратов, купленных на бюджетные деньги, а также с несанкционированным внесением изменений в схемы лечения пациентов.

Что сделано:

Новгородская область выбрана пилотным регионом для запуска проекта по учету и выдаче лекарств с использованием технологии блокчейн.

В пилотном проекте участвуют три отделения Новгородской областной клинической больницы, в дальнейшем к нему подключится сеть аптек "Новгородфармация".

С целью реализации проекта был создан единый реестр электронных рецептов, к которому присоединены внутренняя информационная система Новгородской областной больницы и программа "1С:Предприятие" для учета лекарств. Все три части интегрированы в блокчейн-среду Ethereum — между ними будет происходить информационный обмен данными о больных, наличии препаратов на складе и их движении.

Подлинность лекарств будет проверяться в системе маркировки. Те, кого врачи определят в стационар, получат "Планшет пациента" и смогут контролировать весь ход лечения и назначения лекарств. Устройство нельзя будет выносить из больницы. Для тех, кто лечится амбулаторно, предусмотрены рецепты с QR-кодом, содержащим информацию о больном, его враче, схеме лечения, дозировке, месте и времени выдачи препарата. Пациент будет знать, есть ли лекарство на складе, его срок годности и производителя.

Предполагается, что отчетность из блокчейн-системы будут получать областной Росздравнадзор, департамент здравоохранения, территориальный Фонд обязательного медстрахования и управление ФАС по Новгородской области.

На базе Новгородской областной клинической больницы была продемонстрирована возможность интеграции системы контроля медицинских назначений и препаратов в ИТ-инфраструктуру медицинских учреждений, а также запущена опытная эксплуатация.

Полностью проект должен быть реализован в конце 2018 года. По итогам пилота будет приято решение о его тиражировании в масштабах региона и шире.

Результаты проекта:

Применение технологии блокчейн в этом проекте строго фиксирует этапы взаимодействия врача и пациента от момента обращения в медицинское учреждение, постановки диагноза, стационарного лечения до выписки и самостоятельного приобретения льготных лекарственных препаратов в аптечной сети. Данные всей логистической цепочки "назначение-аптека-пациент" вводятся в систему и обрабатываются с помощью блокчейна, гарантируя их неизменность. Контроль за движением льготных лекарственных препаратов снижает риски фальсификации и уменьшает влияние человеческого фактора. Кроме того, учет оптимизирует бюджетные расходы медицинских учреждений благодаря созданию точной картины норм потребления лекарственных средств каждым пациентом.

В целом блокчейн-проект позволит снизить риски для самых уязвимых категорий пациентов — льготников и людей, которым требуется дорогое лечение за счет бюджета.

Система по борьбе с онкозаболеваниями с помощью ИИ

ООО СК"Сбербанк страхование жизни"

IBM

декабрь 2017 г. – май 2018 г.

Цель внедрения:

ООО СК "Сбербанк страхование жизни" — дочерняя компания Сбербанка, которая специализируется на программах рискового, накопительного и инвестиционного страхования жизни.Развитие экосистемы здоровья – один из приоритетов стратегии страховой компании до 2020 г. А одна из главных целей в этом направлении– сделать новейшие технологии с применением искусственного интеллекта в сфере здоровья доступными массовому клиенту.

Что сделано:

"Сбербанк страхование жизни" в партнерстве с российскими онкологами провели верификацию системы WatsonforOncology разработки IBMна применимость выдаваемых искусственным интеллектом вариантов протоколов лечения онкологических заболеваний к российским реалиям. Пилотный проект прошел экспертизу в партнерстве с Клиникой амбулаторной онкологии и гематологии, кафедрой онкологии и лучевой терапии Московского медико-стоматологического университета, клиникой "Меланома Юнит".

Система IBM WatsonforOncology, обученная клиникой "Мемориальный онкологический центр им. Слоуна-Кеттеринга" (MSK), дополняет работу онкологов и поддерживает их при принятии клинических решений, предоставляет врачам персонализированные варианты лечения, основанные на данных из более чем 300 медицинских журналов и 200 учебников, а также почти 15 миллионов страниц текста. В результате, врачу дается понимание и подробная информация о различных вариантах лечения, включая ключевые параметры для выбора лекарств. При этом WatsonforOncology не заменяет медицинское заключение: эта система помогает онкологу, путем предоставления ему на рассмотрение рекомендации по лечению, включая подтверждающие доказательства.При анализе протоколов искусственный интеллект учитывает информацию из медицинской карты больного и анализирует до 75 показателей.

В мае 2018 г. "Сбербанк страхование жизни" заключила первый в России договор с IBM по использованию системы WatsonforOncology.

Результаты проекта:

Исследования, проведенные в разных клиниках мира, показали, что рекомендации WatsonforOncology соответствуют мнениям онкологов в 93% случаев. По итогам пилотного тестирования в России клиническая практика в области онкологии в большинстве случаев соответствовала рекомендуемым WatsonforOncology протоколам лечения.

Информационная система для лечения диабета

ФГБУ "НМИЦ им. В. А. Алмазова" Минздрава России

ООО "ТехЛАБ"

декабрь 2017 г. – май 2018 г.

Цель внедрения:

Центр Алмазова – многопрофильное научно-клиническое и научно-исследовательское учреждение России, оказывающее, в том числе, высокотехнологичную медицинскую помощь. Использование систем поддержки принятия врачебных решений – распространенная во всем мире медицинская практика. Она позволяет медицинским организациям повышать качество помощи и экономить существенные ресурсы за счет исключения нерелевантных лабораторных исследований и назначения неэффективных препаратов.

Что сделано:

Специалисты Института эндокринологии НМИЦ им. В. А. Алмазова в результате многолетней работы сформировали самую большую в стране базу данных в области лечения эндокринологических заболеваний, в том числе клинические сведения о пациентах и результаты научно-исследовательских работ. В связи этим было принято решение разработать "Автоматизированную информационную систему выбора персонифицированной терапии сахарного диабета 2 типа" на платформе Galenos и дать доступ к этой системе врачам-эндокринологам в регионах. Для апробации выбрана одна из самых популярных нозологий — сахарный диабет. Разработчиком системы выступила компания "ТехЛАБ".

В системе содержатся сведения о препаратах, предикторах (прогностических параметрах) заболевания, референтных значениях показателей здоровья, антропометрических характеристиках, алгоритмах определения оптимальных препаратов. Врачи-эндокринологи могут использовать эту информацию как руководство, то есть сверяться с тем, все ли характеристики заболевания и пациента были учтены при выборе препаратов, и какое воздействие они оказали на пациента. В решении, разработанном специалистами "ТехЛАБ", реализованы механизмы обучения путем создания алгоритмов подбора антидиабетических и снижающих вес препаратов. По данным на июль 2018 г. в нем реализована поддержка восьми фармакологических групп лекарственных средств.

Все данные хранятся в обезличенном виде — таким образом, информация об успешных прецедентах лечения в дальнейшем может быть использована для развития точности рекомендательного алгоритма и доступна различным специалистам.

Алгоритмизация процесса лечения пациентов позволяет использовать систему и для обучения молодых специалистов.

Результаты проекта:

По итогам проекта эндокринологи Центра Алмазова и врачи из регионов получают доступ ИТ-решению, которое работает в автономном режиме и может по результатам анализа данных о каждом пациенте предложить оптимальный вариант терапии или выявить необходимость проведения дополнительных диагностических исследований.

Внедрение системы в Центре Алмазова позволяет врачам "не терять пациентов из виду". Истории болезней содержатся в едином хранилище и могут быть подняты в любой момент по запросу. Планируется реализация возможности обмена данными с внешними медицинскими и лабораторными информационными системами.

Роботизированные лечебно-диагностические комплексы

Министерство здравоохранения Тульской области

НПО "Сплав", концерн "Техмаш" (госкорпорация "Ростех")

2016-2018 гг.

Цель внедрения:

Использование роботизированных решений в здравоохранении расширяет возможности медицинских учреждений, повышает качество и доступность оказания медицинской помощи населению.

Что сделано:

С 2016 г. в нескольких медицинских учреждениях Тульской области проходила апробация автоматизированных лечебно-диагностических комплексов поддержания жизнедеятельности человека "Ангел". Комплексы разработаны НПО "Сплав" совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова в мобильном и стационарном вариантах. Роботизированная система сочетает функции нескольких профильных медицинских специалистов. "Ангел" при помощи шприцевых и перистальтических насосов вводит лекарственные препараты по четко определенной дозировке и сформированному алгоритму медикаментозного лечения.

Комплекс оптимизирует процесс постановки диагноза, выбора и коррекции терапии, повышает качество оказания медицинской помощи наиболее уязвимой категории пациентов – пациентам в критическом состоянии. Специальная программа обеспечивает в режиме реального времени информационную поддержку диагностики и коррекции терапии неотложных состояний и принятия медперсоналом решений.

В ноябре 2018 г. концерн "Техмаш" начал поставки автоматизированных комплексов"Ангел" в медучреждения Тульской области.Комплексами оснастят палаты интенсивной терапии районных больниц и санитарные автомобили областного Центра медицины катастроф. Всего Министерство здравоохранения области планирует приобрести 3 стационарных и 7 мобильных комплексов общей стоимостью более 8 млн рублей. До конца 2018 г. автоматизированные решения должны быть переданы в медучреждения, после чего специалисты проведут обучение медперсонала на местах.

Заинтересованность в закупке "Ангелов" такжи проявили многие регионы России.

Результаты проекта:

Результаты тестирования в медучреждениях Тульской области подтвердили, что "Ангел" позволяет медперсоналу быстрее и качественнее оказывать помощь пациенту. Применение комплекса снизило количество ошибок, связанных с неправильным выбором лекарств или неправильной дозировкой.

Автоматизация предрейсовых медосмотров

Сеть АЗС "Газпромнефть" (ПАО "Газпром нефть"), ООО "Яндекс.Такси"

DigitalAutomedSystems

с июля 2018 г. – пилотное тестирование

Цель внедрения:

Автоматизация предрейсовых медосмотров поможет повысить их прозрачность и наладить контроль их прохождения. Это позволит повысить качество сервиса и безопасность пассажирских перевозок на дорогах.

Что сделано:

Сеть АЗС "Газпромнефть"и ООО "Яндекс.Такси" реализуют проект по автоматизации предрейсовых медосмотров водителей. В ходе пилота на некоторых АЗС устанавливаются автоматизированные терминалы для прохождения предрейсовых медосмотров водителей партнеров сервиса "Яндекс.Такси".

Система, которой располагает терминал, идентифицирует человека и исключает подмену результатов. Аппарат измеряет такие показатели, как давление и пульс, определяет наличие алкоголя или наркотических веществ в крови, а также позволяет выявить признаки хронической усталости. Полученные сведения автоматически отправляются врачу. Данные медицинского осмотра, пройденного благодаря терминалу, хранятся на сервере медицинской организации.

Разработчиком и поставщиком автоматизированных терминалов для прохождения предрейсовых медосмотров является группа компаний DigitalAutomedSystems.

Ежедневно порядка 100 водителей партнеров "Яндекс. Такси" смогут проходить предрейсовые медосмотры на АЗС. В дальнейшем автоматизированные терминалы появятся в разных медучреждениях, офисах таксопарков, на станциях техобслуживания.

Результаты проекта:

Первый терминал был установлен на автозаправочной станции сети на Беломорской улице в Москве в июне 2018 г., а к концу августа 2018 г. появилось еще семь пилотных пунктов медосмотра. Применение цифровых технологий для предрейсовых медосмотров сокращает время на процедуру до 2-5 минут и позволяет хранить данные в электронном виде.

Система структурированного учета ревматологических пациентов

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая ревматологическая больница №25" (СПБ ГБУЗ КРБ №25)

ООО "ТехЛАБ"

май – октябрь 2018 г.

Цель внедрения:

По данным Министерства здравоохранения РФ за 2017 г, в России ревматологическими заболеваниями страдает около 1 млн человек. Существует около 100 диагнозов, относящихся к категории ревматологических. Большинство из них очень опасно – ежегодно до 80 тыс. ревматологических пациентов получают инвалидность. Чтобы добиться ремиссии при ревматологии, необходима ранняя диагностика заболевания и терапия под жестким врачебным контролем. Однако большинство ревматологических болезней проявляет себя скрыто. Из-за этого пациенты нередко не обращаются к врачам, или же им ставят неправильные диагнозы. В итоге фактическое число ревматологических пациентов отличается от учетных данных.

Что сделано:

СПБ ГБУЗ КРБ №25 приняло решение внедрить автоматизированную базу данных о пациентах, чтобы усовершенствовать их сбор и вести непрерывный учёт пациентов с ревматологическими диагнозами. Для реализации проекта был выбран ИТ-разработчик "ТехЛАБ".Компания создала систему структурированного учета ревматологических пациентов на базе платформы Galenos. В этом решении был разработан дополнительный модуль, включающий автоматизированное рабочее место врача, справочники НСИ, отчеты и сервисы для обмена с информационными медицинскими системами специализированных ревматологических организаций с использованием электронных медицинских карт.

ИТ-решение представляет собой автоматизированный регистр пациентов, структура полей которого была разработана с учётом особенностей параметризации каждой из выбранных нозологий с участием докторов медицинских наук и врачей КРБ №25. Для каждого ревматологического пациента в регистре создан полный цифровой паспорт. Это позволит врачам отслеживать изменение состояния пациента и адаптировать терапию с учетом регулярно дополняемых данных. Система объединяет отдельные медицинские случаи в общую картину заболевания пациента, анализирует эффективность применяемого лечения и планирует дальнейшее лечение с учётом значительного числа факторов.

По данным на ноябрь 2018 г. в системе 10 пользователей, их число существенно вырастет в ближайшее время. Планируется также настройка взаимодействия установленного ИТ-решения с другими информационными системами ревматологических и общетерапевтических медицинских центров – система сможет обмениваться клиническими данными с ними с помощью подсистемы "ИЭМК" ГИС РЕГИЗ.

Результаты проекта:

По итогам проекта для "Клинической ревматологической больницы №25" создан регистр пациентов с ревматологическими заболеваниями. Структурированное хранение комплексных данных и создание "паспорта пациента" позволяет вести учёт многих параметров заболевания и анализировать эффективность применяемой терапии. В результате повышается качество управления услугами и ресурсами организации.