Электроэнергетика

Цифровой ветропарк

АО "Янтарьэнерго"

ООО "Ветротехника"

2016 г. - июнь 2018 г.

Цель внедрения:

Возобновляемые источники электроэнергии являются неотъемлемой частью цифровой энергетики. Калининградская область обладает значительным потенциалом ветра и, учитывая географическое положение региона, имеет хорошие предпосылки для развития ветроэнергетики.Внедрение цифровых технологий в создание ветропарка повысит эффективность и надежность электроснабжения потребителей.

Что сделано:

В июне 2018 года "Янтарьэнерго" ввела в работу новый ветропарк – Ушаковскую ВЭС.

Ветряная электростанция расположена в Гурьевском районе Калининградской области. Она полностью цифровая, управление ей ведется дистанционно. ВЭС состоит из трех ветроустановок Enercon E70 стометровой высоты, экологически безопасных и бесшумных. Их общая мощность составляет 6,9 мегаватт, этого достаточно для обеспечения электроснабжением небольшого города. Для включения ветропарка в действующую энергосистему региона построены воздушные линии электропередачи, трансформаторные подстанции и распредпункты.

Ушаковская ВЭС запитает потребителей Мамоновского, Багратионовского, Гурьевского районов и части Калининграда.

Новый ветропарк интегрирован в цифровой район электрической сети (РЭС) Мамоновский и является одним из элементов цифровой сети. Таким образом, в Мамоновском РЭС присутствуют главные составляющие цифровой энергетики: возобновляемые источники электроэнергии, умные сети, интеллектуальный учет электроэнергии.

Для строительства ветропарка "Янтарьэнерго" заключила договор с подрядной организацией ООО "Ветротехника". Предельная итоговая стоимость договора составляет 908,23 млн руб. без НДС, договор рассчитан на 15 лет.

Результаты проекта:

Ветропарк уже в июне начал выработку электроэнергии и обеспечил "зеленой" энергией инфраструктуру футбольного ЧМ-2018, часть игр которого прошла в Калининграде. Он способен вырабатывать до 12 миллионов киловатт-час в год и улучшить энергоснабжение близлежащих районов области и части Калининграда.

Система для цифрового производства "Призма"

ГК "Росатом"

ФГУП "ВНИИА им. Н.Л. Духова", ООО "Цифра"

август 2017 г. – апрель 2018 г.

Цель внедрения:

ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Духова — предприятие госкорпорации "Росатом" - крупнейший научно-исследовательский и производственный центр. Предприятие разрабатывает и производит высокоемкую продукцию. Ему необходим оперативный мониторинг многономенклатурного производства с позаказным учетом затрат и их детализацией по плановым заданиям для повышения эффективности работы технологического оборудования, увеличения производительности труда и снижения затрат. Необходимым условием для организации на предприятии Цифрового производства является создание на единого информационного пространства, с помощью которого все автоматизированные системы управления предприятием, а также промышленное оборудование могут оперативно и своевременно обмениваться информацией.

Что сделано:

ФГУП "ВНИИА им. Н.Л. Духова" разработало систему для цифрового производства "Призма", использующую технологию IIoT.

"Призма" — автоматизированная система управления дискретным производством (АСУДП). Это инструмент управления предприятием, в том числе производством изделий, научными и опытно-конструкторскими разработками, хозяйственной деятельностью и материальным обеспечением всех этих видов деятельности.

Решение разработано для управления процессами на крупных и средних предприятиях с единичным, мелкосерийным и серийным производством. В "Призме" реализована замкнутая многоуровневая система планирования. Система создавалась как импортонезависимый продукт под потребности российских предприятий. Она использует отечественную разработку для мониторинга станков и персонала "Диспетчер" от компании "Цифра".

"Призма" внедрена на четырех промышленных площадках ГК "Ростатом": ФГУП "ВНИИА им. Н.Л. Духова" (Москва), ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина" (Снежинск), ФГУП "ПО "Маяк" (Озерск), ФГУП "УЭМЗ" (Екатеринбург"). В рамках этих проектов к системе мониторинга оборудования "Диспетчер" подключено более 300 станков, что является одним из крупнейших цифровых парков промышленного оборудования в рамках госкорпорации "Росатом".

Результаты проекта:

Внедрение системы на производстве ФГУП "ВНИИА им. Н.Л. Духова" увеличило время работы станков с ЧПУ (числовое программное управление), в течение которого они что-то производят, на 27%. За счет контроля загрузки оборудования и повышения дисциплины операторов время простоя, когда оборудование не используется, снизилось в среднем на 428 часов в месяц, что составляет примерно 4 дополнительных смены на один станок. Оборачиваемость запасов сократилась со 149 дней до 109 за счет перехода к системе формирования заказов по принципам бережливого производства.

Системы телеуправления с применением автоматизированных программ переключений (АПП)

филиал ПАО "ФСК ЕЭС" МЭС Северо-Запада и Ленинградское ПМЭС

филиал АО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Северо-Запада" (ОДУ Северо-Запада)

январь – август 2018 г. – комплексные испытания

Цель внедрения:

Оснащение подстанций современными АСУ ТП, поддерживающими автоматическое дистанционное (теле-) управление, является важным шагом к цифровой трансформации энергетики. Использование в электроэнергетике цифровых технологий позволяет получить значительный системный эффект за счет построения на их базе более эффективных моделей управления технологическими процессами.

Что сделано:

Филиал АО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Северо-Запада" (ОДУ Северо-Запада) совместно с филиалами ПАО "ФСК ЕЭС" МЭС Северо-Запада и Ленинградское ПМЭС провели комплексные испытания автоматизированных систем дистанционного (теле-) управления оборудованием подстанций 330 кВ Василеостровская и Завод Ильич в энергосистеме Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

При проведении испытаний были проверены функциональные возможности оперативно-информационного комплекса СК-11, разработанного ЗАО "Монитор-Электрик" по принципам сервис-ориентированной архитектуры и поддерживающего широкий набор международных цифровых стандартов интеграции, таких как МЭК 61850, МЭК 60870−5-104, TASE 2 ICCP, OPC, FDST.

Для обеспечения проведения испытаний специалисты Системного оператора и ПАО "ФСК ЕЭС" выполнили настройку оперативно-информационных комплексов в диспетчерском центре и ЦУС, пересмотрена и введена в действие необходимая нормативно-техническая документация, проведено дополнительное обучение диспетчерского и оперативного персонала.

Успешное завершение испытаний позволило приступить к опытной эксплуатации в диспетчерском центре ОДУ Северо-Запада и центре управления сетями (ЦУС) Ленинградского ПМЭС систем телеуправления с применением автоматизированных программ переключений (АПП). АПП — это алгоритм, заранее составленный для каждого вида переключений и интегрированный в АСУ ТП подстанции и оперативно-информационные комплексы диспетчерского центра и ЦУС. Он предполагает выполнение определенной последовательности действий, включающих проверку фактического эксплуатационного состояния оборудования на основе анализа топологии сети, формирование и реализацию команд телеуправления оборудованием из диспетчерского центра и ЦУС, а также контроль правильности исполнения команд в автоматическом режиме. При этом персонал имеет возможность запустить одну из АПП в зависимости от цели выполняемых переключений.

Результаты проекта:

Новая технология, основанная на контролируемой программными алгоритмами последовательности действий и обмене телеметрической информацией по цифровым каналам связи между диспетчерским центром либо центром управления сетями и подстанцией, позволяет кардинально (до нескольких минут) сократить длительность производства оперативных переключений по сравнению с традиционным выполнением этих операций по отдельным командам диспетчерского или оперативного персонала. В результате повышается эффективность управления электроэнергетическим режимом, снижаются затраты на производство переключений, сокращается время отклонения режима работы электростанций от планового диспетчерского графика для выполнения режимных мероприятий на время производства переключений и, соответственно, уменьшаются суммарные затраты потребителей электрической энергии. Кроме того, применение АПП улучшает качество переключений, снижая влияние человеческого фактора и предотвращая ошибочные действия персонала, а также служит важным фактором повышения безопасности работы персонала электросетевых объектов.

Установка системы индикаторов коротких замыканий

ПАО «МРСК Центра»

ПАО «МРСК Центра» — «Белгородэнерго»

с августа 2018 г. –тестовая эксплуатация

Цель внедрения:

"МРСК Центра" реализует проекты по цифровизации предприятий. Применение индикаторов коротких замыканий(ИКЗ) является одной из составляющих диджитализации электросетевого комплекса. Оно позволяет сократить самую значительную составляющую времени ликвидации устойчивого повреждения – период его поиска, который в отдельных случаях достигает несколько часов. Это позволит значительно повысить надежность электроснабжения потребителей.

Что сделано:

"МРСК Центра" — "Белгородэнерго" приступил к реализации нового проекта цифровизации электрической сети. Специалисты предприятия установили на воздушной линии ВЛ 10 кВ подстанции 35 кВ "Октябрьская" в Белгородском районе пять комплектов ИКЗ.

Индикаторы коротких замыканий предназначены для определения места повреждения на линии, вызванного межфазным коротким замыканием или однофазным замыканием на землю. Их главное преимущество заключается в том, что диспетчер дистанционно получает точную информацию о месте повреждения сети и оперативно принимает меры по его локализации.

При обнаружении повреждения информация оперативно передается на сервер сбора данных и далее транслируется в оперативно-информационный комплекс (ОИК) диспетчера Белгородского РЭС. При этом в нижней части корпуса прибора, установленного на проводе ВЛ, начинают вспыхивать сверхъяркие светодиоды. В зависимости от режима мигания различаются устойчивое и неустойчивое КЗ.

Результаты проекта:

Испытания системы специалисты проводили под напряжением в режиме работы сети 10 кВ с однофазным замыканием на землю и под нагрузкой. В результате была отмечена высокая эффективность нового оборудования при регистрации изменений параметров сети и определении поврежденного участка. После доработки программного обеспечения сервера сбора данных система будет принята в промышленную эксплуатацию.

Система интеллектуального учета электроэнергии на основе IoT

ПАО "ВымпелКом"(бренд "Билайн")

ООО "ЭльстерМетроника"

с октября 2018 г. – пилотные испытания

Цель внедрения:

Технологии интернета вещей (IoT) могут стать одним из ключевых факторов, поддерживающих рост электроэнергетической отрасли. Их применение позволит поменять подход к учету электроэнергии и повысить его эффективность.

Что сделано:

"ВымпелКом" и "ЭльстерМетроника" запустили пилотный проект по созданию системы интеллектуального учета электроэнергии. Решение реализовано на базе сети нового стандарта интернета вещей - NB-IoT (NarrowBandInternetofThings).

Сеть работала на территории "Умного квартала" в районе Марьино города Москвы. Для ее организации были использованы частоты 800 МГц (LTE): "Билайн" установил две базовые станции, охватывающие площадь порядка одного квадратного километра жилой застройки.

Компания "ЭльстерМетроника" поставила трехфазные интеллектуальные счетчики AS3500 с NB IoT модемами "Метроника 150" и программное обеспечение для сбора и обработки данных "Альфа Смарт". Данные со счетчиков автоматически передавались на сервер с помощью специальных сим-карт NB IoT, установленных в модемах.

Технология NB-IoT продемонстрировала сбор данных со счетчиков электроэнергии (средняя скорость передачи данных составляет около 20-30 кб/с) с проникновением сигнала даже в труднодоступные места - подвалы, стояки, подземные парковки.

Система интеллектуального учета электроэнергии позволяет видеть реальный баланс электроэнергии: сколько пришло на трансформаторную подстанцию и сколько отпущено в каждый конкретный дом и в квартиру. Жителям, или управляющей компании не приходится каждый месяц подавать данные о потребленной электроэнергии – все данные в автоматическом режиме передаются в расчетный центр снабжающей организации.

Благодаря системе видны расходы электроэнергии на общедомовые нужды (освещение на лестничных площадках, в подъездах, тамбурах, подвалах и на технических этажах, работа домофона, работа лифта, работа камер видеонаблюдения), что позволяет управляющей компании выявлять и устранять возможные незаконные подключения к общедомовой сети.

Результаты проекта:

Системы интеллектуального учета электроэнергиипозволяют сократить затраты на поддержание инфраструктуры электросетевой компании на 12-15%, сократить себестоимость средней точки учета до 30% за счет исключения промежуточных устройств сбора и передачи, а также снизить затраты, связанные с ремонтом, эксплуатацией и нетехническими потерями.

Энергосервисный контракт для снижения потерь в электросетях

АО "Екатеринбургская электросетевая компания" (ЕЭСК)

ООО «Современные Радио Технологии» ("Стриж"), ООО "Компания Микронет"

февраль 2018 г. – май 2019 г.

Цель внедрения:

Электросетевые компании заключают энергосервисные контракты для экономии эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.

Что сделано:

АО "Екатеринбургская электросетевая компания" (ЕЭСК) заключила первый энергосервисный контракт по снижению потерь электроэнергии в сетях. Исполнитель контракта обязуется на вверенных участках электрических сетей в высокопотерных районах города минимизировать потери до допустимого уровня (пока на таких участках он превышен в разы).

В феврале 2018 года в рамках первого контракта с ЕЭСК начался монтаж 3 тысяч автоматизированных счетчиков на опорах воздушных ЛЭП 0,4 кВ, от которых подключены частные жилые дома и юридические лица.

Потребителю будет выдан дисплей, на котором он сможет отслеживать текущие показания прибора учета и расход электроэнергии. Интеллектуальная система учета интегрирована в программное обеспечение энергокомпании и передает данные на сервер ЕЭСК в режиме реального времени с последующей передачей гарантирующему поставщику для выставления счетов. Потребителю не надо будет дополнительно сообщать показания для выполнения расчетов.

Прибор будет также следить за показателями качества электроэнергии, и если они выходят за пределы нормы, сигнализировать об отклонениях на сервер ЕЭСК для дальнейшего анализа поступившей информации. Также в случае значительного превышения разрешенной максимальной мощности, прописанной у каждого потребителя в договоре электроснабжения, в приборах учета реализована функция временного автоматического отключения электроэнергии. Это позволит стабилизировать уровень напряжения и повысить качество электроэнергии на данном участке сети. Дистанционно обесточить объект смогут и сами энергетики - в случае неоплаты электроэнергии или попытках вмешательства в прибор учета.

Реализация второго контракта предполагает установку в частном секторе Екатеринбурга 6056 счетчиков с LPWAN-радиомодемами. Полностью закрыть договор планируется в мае 2019 года, когда будет достигнут эффект от полученной экономии в размере инвестируемой суммы.

Результаты проекта:

Реализуемая схема учета не позволяет манипулировать с объемами потребляемой электроэнергии, а энергетикам не нужно осуществлять обходы потребителей для снятия показаний. Ожидаемый эффект от внедрения автоматизированной системы учета электроэнергии на технологии "Стриж" — снижение потерь на 100 млн.кВт*ч, или 300 миллионов рублей.

Автоматизация воздушных линий электропередач

ПАО "МРСК Центра"

ПАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго"

2017 г. – ноябрь 2018 г.

Цель внедрения:

"Белгородэнерго" последовательно реализует программу по внедрению современного оборудования и автоматизированных систем. Она позволит эффективно управлять и оперативно реагировать на все, что происходит в энергосистеме, и в конечном итоге повысить надежность энергоснабжения жителей региона.

Что сделано:

Филиал ПАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго" построил активно-адаптивную сеть с применением инновационных технологий и цифровых решений в Корочанском районе Белгородской области.

В основе проекта — реконструкция двух воздушных линий электропередачи (ВЛ) 10 кВ в комплексе с их автоматизацией на основе интеллектуальных коммутационных аппаратов. Общая протяженность линий, проходящих реконструкцию, составляет 17 км. Порядка 1,4 км сетей реконструировано с применением инновационных опор из композитного материала, конструктив которых разработан в рамках НИОКР "МРСК Центра", еще порядка 3 км — с применением защищенного провода марки СИП-3, отличающегося низким уровнем аварийности, высокой надежностью и безопасностью как для обслуживающего персонала, так и для сторонних лиц.

Автоматизация ВЛ выполняется на базе трех вакуумных реклоузеров и двух управляемых элегазовых выключателей нагрузки, интегрированных в оперативно-информационный комплекс Центра управления сетями "Белгородэнерго" и диспетчерского пункта Корочанского РЭС. В случае аварийных ситуаций интеллектуальные коммутационные аппараты будут мгновенно отключать поврежденный участок сети и резервировать большую часть нагрузки. Таким образом, отключится не вся линия, а лишь небольшой участок. Остальные потребители в течение нескольких секунд будут перезапитаны по резервным схемам. Контролировать состояние и параметры работы реклоузеров, а также управлять ими в дистанционном режиме будет диспетчер Корочанского РЭС.

На реализацию проекта направлено 44 млн руб. без НДС.

Результаты проекта:

Количество воздушных линий 6-10 кВ с автоматическим резервированием нагрузки в филиале увеличится до 49 штук, число реклоузеров - до 85 аппаратов. По расчетам специалистов, реализация проекта позволит более чем в 1,5–2 раза два раза сократить эксплуатационные затраты на поиск повреждений и в 2 раза снизить недоотпуск электроэнергии.

Перевод оборудования защиты подстанций на цифровые устройства

ПАО "МРСК Северного Кавказа"

"Карачаево-Черкесскэнерго", филиал ПАО "МРСК Северного Кавказа"

2017 г. – февраль 2018 г.

Цель внедрения:

"Карачаево-Черкесскэнерго" проводит замену устаревшего оборудования защиты подстанций для повышения надежности энергоснабжения потребителей региона и своевременного реагирования на внештатные и аварийные ситуации

Что сделано:

Энергетики филиала МРСК Северного Кавказа - "Карачаево-Черкесскэнерго" на четырех подстанциях 35-110 кВ завершили замену устаревших устройств релейной защиты и автоматики (РЗА) на микропроцессорные терминалы, сочетающие функции защиты, автоматики, управления и сигнализации. Устройства релейной защиты и автоматики, выполненные на микропроцессорной базе, по многим показателям превосходят электромеханические устройства.

На подстанции "Усть-Джегута" заменили панель делительной защиты автоматики, на подстанции "Карачаевск" произвели замену панели релейной защиты и автоматики двух линий электропередачи 110 кВ, на питающих центрах "Адыге-Хабль" и "Кардоник" обновили 12 ячеек.

Кроме того, специалисты службы релейной защиты и автоматики филиала проводили работу по техобслуживанию устройств релейной защиты и автоматики и противоаварийной автоматики на подстанциях 35-110 кВ и воздушных линиях электропередачи различного класса напряжения. В общей сложности было проведено техобслуживание 440 единиц подобного коммутационного оборудования, в том числе устройств релейной защиты и автоматики, частотной разгрузки и противоаварийной автоматики, общеподстанционного оборудования, в ходе которого проверена их готовность к работе и устранены выявленные дефекты.

Результаты проекта:

Новое оборудование позволяет за минимально короткое время определять и локализовать поврежденные участки энергосистемы, при этом уменьшается время трудозатрат на его обслуживание.

Единая платформа оперативного мониторинга соблюдения правил техники безопасности

АО "Концерн Росэнергоатом"

Кольская АЭС

с мая 2018 г. – тестовая эксплуатация, с мая 2019 г. – промышленная эксплуатация

Цель внедрения:

Атомные электростанции уделяют большое внимание контролю за соблюдением правил техники безопасности на территории предприятий. Использование новых технологий повышает защищенность самих работников и компании в целом.

Что сделано:

Кольская АЭС реализует пилотный проект по внедрению Единой платформы оперативного мониторинга соблюдения правил техники безопасности с использованием методов машинного зрения.

На атомной станции во многих производственных помещениях установлены видеокамеры, с которых постоянно пишется видеопоток. Работник, который заходит в такое помещение, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты (СИЗ). В силу человеческого фактора сотрудник предприятия может забыть про СИЗ. В этом случае система напомнит ему о необходимости использовать средства индивидуальной защиты звуковым или световым сигналом.

Система машинного зрения может не только контролировать наличие и комплектность СИЗ для определенного участка производства работ. Она способна идентифицировать работника по фотографии в базе системы, произвести видеофиксацию нарушения правил техники безопасности и направить соответствующее уведомление диспетчеру.

К середине 2019 г. планируется начать промышленную эксплуатацию системы.

Результаты проекта:

Использование камер видеонаблюдения, объединённых в единую систему машинного зрения, фиксирует и анализирует нарушения, информирует о них работника и тем самым предотвращает ситуации, которые могут повлечь несчастные случаи на производстве.

Платформа для приема и обработки сообщений

АО «Мособлэнерго»

Naumen

март – август 2018 г.

Цель внедрения:

"Мособлэнерго" предоставляет услуги по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения потребителей к электрическим сетям в 60 муниципальных образованиях Московской области. Клиенты компании часто обращаются в организацию по различным вопросам. Раньше обращения поступали по нескольким телефонным номерам, и у"Мособлэнерго" не было инструментов для сбора статистики и получения отчетности. Для решения этих задач компания решила создать контакт-центр.

Что сделано:

Naumen реализовала проект по внедрению платформы Naumen Contact Center в энергосетевой компании "Мособлэнерго".

Позвонив в контактный центр "Мособлэнерго", клиенты попадают в IVR-меню, где они могут выбрать интересующую их тематику, после чего система маршрутизирует вызов либо на оператора, либо на соответствующий сервис самообслуживания.

В рамках проекта оптимизировано рабочее место оператора. При переводе входящего вызова на специалиста контактного центра в рабочем окне оператора автоматически открывается карточка, в которой содержится вся история взаимодействия с клиентом. Приняв звонок, специалист контакт-центра консультирует клиента по интересующим его вопросам, при необходимости переключает звонок на профильные подразделения. По завершении разговора клиенту проигрывается сообщение с просьбой оценить качество обслуживания по пятибалльной шкале (нажатием соответствующей цифры в тональном режиме). Вся информация, включая оценку клиента и запись разговора, сохраняется в системе и доступна в отчётах. Если звонок поступил в нерабочее время, система предлагает оставить заявку на обратный звонок.

Для оптимизации работы с дебиторской задолженностью была выполнена интеграция платформы контакт-центра с бизнес-системой 1С, в которой содержатся все данные по контрагентам. Решение позволяет выполнять автоматический обзвон должников без участия операторов. Автообзвон производится с учетом заданных правил и приоритета: разрешенное время звонка, тип номера телефона (рабочий, домашний, мобильный) и т.д. При соединении с клиентом автоинформатор называет сумму текущей задолженности и номер абонентского договора. В случае неудачи (если вызов отклонен, номер занят, нет ответа, и т.д.) система автоматически перезванивает клиенту через заданный тайм-аут.

Дополнительно была проведена интеграция с сайтом. Все заявки на обратный звонок, оставленные клиентами на сайте, автоматически импортируются в Naumen Contact Center. В зависимости от времени подачи заявки (в рабочее или нерабочее время) задание на обратный звонок формируется сразу или в начале следующего рабочего дня.

Результаты проекта:

Платформа Naumen Contact Center позволила полностью автоматизировать процесс предобработки входящих обращений. Повысилась эффективность работы с должниками: как с точки зрения количества проинформированных о задолженности, так и в отношении поступающих после этого платежей. В целом, внедрение системы позволило систематизировать отчетность предприятия, оптимизировать обработку входящих обращений, повысить оперативность действия аварийных служб при нарушениях на ЛЭП.

Решение для оперативно-технологической связи и диспетчерской телефонии

Московская объединенная энергетическая компания (ПАО "МОЭК")

Avaya, TTC Marconi

январь-ноябрь 2017 г.

Цель внедрения:

Компании, использующие диспетчерскую связь, создают группы диспетчеров, которые осуществляют управление и контроль текущих операций на объектах и инфраструктуре предприятия. В крупных и территориально распределенных компаниях таких групп может быть много, это требует максимальной оптимизации рабочего процесса. Возможность интеграции специализированных средств связи в единое коммуникационное пространство позволяет повысить скорость реакции и расширить возможности диспетчерских служб.

Что сделано:

Компания Avaya в партнерстве с TTC Marconi разработала решение для оперативно-технологической связи и диспетчерской телефонии. Оно внедрено в МОЭК, обеспечивающей централизованное отопление и горячее водоснабжение Москвы и ряда городов ближайшего Подмосковья.

В основе решения лежит коммуникационная платформа Avaya, а в качестве диспетчерского терминала используется оборудование KONOS-DOT производства TTC Marconi. В рамках инфраструктуры американская и чешская компании задействовали несколько компонентов.

Avaya Communication Manager и Session Manager выступают в качестве ядра телефонии, платформа Avaya Breeze обеспечивает управление входящими и исходящими вызовами, Avaya AES предоставляет статусы внешних линий и обеспечивает интеграцию статусов абонентов, AvayaContactRecorder гарантирует централизованную запись разговоров".

Диспетчерская консоль KONOS-DOT является ядром линейки продуктов KONOS и предназначена для комплексных задач диспетчеризации, быстрой связи и обработки телефонных звонков, сбора конференций, отработки заранее запрограммированных сценариев. Снаружи терминал KONOS-DOT оснащен усиленным металлическим корпусом и ударопрочным экраном, внутри помещено коммуникационное устройство на базе OS Linux с кастомизируемым интерфейсом.

Результаты проекта:

Благодаря решению Avaya и TTC Marconi каждый диспетчер может всегда видеть статусы абонентов, отслеживать их на карте, совершать исходящие вызовы в один клик, собирать заранее настроенные конференции и связываться с абонентом, даже если он на звонке, путем вмешательства в разговор. Кроме того, решение позволяет подключать и использовать радиосвязь и камеры видеонаблюдения, а также обладает централизованной системой записи переговоров. Это позволяет осуществлять эффективную координацию действий специалистов в любых штатных и экстренных ситуациях, обеспечить высокую эффективность использования каналов передачи данных в рамках МОЭК и предоставить новые возможности по взаимодействию персонала.

Цифровая подстанция "Слобода"

ПАО «Россети»

ПАО "МОЭСК"

июль 2018 г. – декабрь 2019 г.

Цель внедрения:

Подстанция "Слобода" была введена в эксплуатацию в 1998 г. в селе Павловская Слобода Истринского района Московской области. Истринский район – один из самых динамично развивающихся в области, отличается высоким электропотреблением и наибольшим приростом новых абонентов. Особенностью подстанции является наличие оборудования четырёх классов напряжения – 220 кВ, 110 кВ, 10 кВ, 6 кВ, что позволяет обеспечивать переток мощности в зависимости от уровня нагрузки. Исходя из этих данных, подстанция выбрана пилотной площадкой для развития цифровизации электросетей в Московском регионе.

Что сделано:

В июле 2018 г.в Истринском районе электрических сетей начался пилотный проект по реализации комплексарешений в рамках реализации стратегии построения цифровой сети на территории России до конца 2030 года.

Цифровой район распределительных электрических сетей позволяет дистанционно управлять сетью и электрооборудованием в режиме реального времени, непрерывно отслеживать параметры процесса передачи и потребления электроэнергии, обладает функциями самодиагностики. Программный комплекс управления наделен функцией самообучения, позволяя с применением технологии BigData, на основе прогнозных моделей, накапливать и анализировать данные по местам вероятных повреждений в сети и применять наиболее эффективные схемы их устранения и резервирования. Вся необходимая информация преобразуется в цифровой сигнал и выводится на диспетчерский щит.

В одном из залов подстанции "Слобода" установлено комплектное распределительное устройство с элегазовой изоляцией 220 и 110 кВ, предназначенное для осуществления приема и распределения электрической энергии. Применение элегаза в качестве изоляционной среды дает оборудованию ряд преимуществ: безопасность для персонала, повышенную надежность, компактность, пожаро- и взрывобезопасность.

В рамках реализации проекта особое внимание будет уделено установке умных приборов учета, которые позволят энергетикам в автоматическом режиме отслеживать реальное потребление электроэнергии. Помимо этого, на подстанции будет внедрено решение "Цифровой электромонтер". Оно предполагает оснащение аварийно-восстановительных бригад мобильными устройствами со специальным программным обеспечением. Это позволит энергетикам дистанционно получать задания на выполнение работ, в электронном виде оформлять необходимые разрешающие документы и допуски, фиксировать факт начала и окончания работ. С помощью мобильного устройства можно будет производить фотофиксацию неполадок оборудования и оперативно размещать информацию о них в базе данных с целью ускорения организации работ по ликвидации дефектов. Диспетчеры и менеджеры смогут видеть расположение бригад на электронной карте, что позволит назначать аварийные заявки ближайшим к месту технологического нарушения бригадам.

Результаты проекта:

За счёт внедрения новых технологий качественно улучшены показатели надёжности. Контроль за сетью возрос практически до 100%. За счет автоматизация управления снизился уровень энергопотерь. Раньше на выявление и исправление поврежденного участка у бригад уходило до 2 часов, которые потребители проводили без света, после полной реализации проекта на обнаружение проблемы и перевод абонентов на резервную схему питания потребуются минуты.

Цифровой учет электроэнергии

ОАО "МРСК Урала"

ПАО "Ростелеком"

Цель внедрения:

Система интеллектуального учета электроэнергии является одним из основных элементов программы по построению цифровой электросетевой инфраструктуры в РФ. Такие решения позволяют экономить электроэнергию и снижать потери в сети.

Что сделано:

ОАО "МРСК Урала" и ПАО "Ростелеком" реализуют масштабный проект по установке интеллектуальных приборов учета.

В июле 2018 г. в Пермском крае был завершен первый этап работ. Оператор проекта "Ростелеком" завершил предпроектное обследование объектов электрической сети, по итогам которого специалисты компании разработали схему организации и модернизации системы учета электроэнергии с удаленным сбором и хранением данных, определили технические решения для монтажа и наладки системы учета, сформировали проектную документацию с адресной привязкой типовых вариантов установки приборов учета электроэнергии.

Всего было обследовано более 35 тысяч узлов учета электроэнергии у бытовых потребителей и юридических лиц. Обследование осуществляли 14 бригад в Краснокамском, Ильинском, Добрянском, Кунгурском, Очерском, Пермском районах края и в Перми.

В сентябре 2018 г. в рамках энергосервисного контракта, заключенного с энергетиками филиала ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго", в 28 населенных пунктах было установлено 7492 умных прибора учета электроэнергии. Счетчики установлены в жилых помещениях, на промышленных объектах и общегородских линиях электропередачи. Датчики защищены от постороннего вмешательства и негативных погодных условий (ветра, дождя, солнечных лучей), они максимально точно учитывают количество потребленной электроэнергии и автоматически передают данные в ресурсоснабжающую компанию. При этом сами потребители теперь могут быстро получить актуальные показания счетчика при помощи пульта дистанционного управления. Данные приборов учета сохраняются в единой базе.

Следующий этап – строительно-монтажные работы и интеграция новых приборов учета в уже существующую систему. В рамках проекта будет также установлена специальная закодированная система идентификации пользователей и передачи данных по сети. Полностью проект планируется реализовать до конца 1 квартала 2019 года.

Все работы "Ростелеком" выполняет за счет собственных инвестиций, а затраты будут окупаться за счет экономии, получаемой после внедрения энергосберегающих решений.

Результаты проекта:

Новое оборудование снизило потери электрической энергии, сократило неучтённое потребление, повысило качество электроснабжения потребителей за счет исключения стороннего вмешательства в работу сети, стимулировало энергосберегающее поведение у потребителей.

Цифровой район электрических сетей в Новгородской области

правительство Новгородской области

филиал МРСК Северо-Запада «Новгородэнерго»

апрель 2017 г. – август 2018 г. – первый этап, сентябрь 2018 г. - 2019 г. – второй этап

Цель внедрения:

Проект научно-технологической инициативы "Энерджинет" - "Цифровой район электрических сетей" реализуется в Новгородской области с 2017 г. Цель внедрения технологий SmartGrid (умная сеть) - повысить надежность и качество энергоснабжения потребителей.

Что сделано:

В сентябре 2018 г. специалисты филиала МРСК Северо-Запада "Новгородэнерго" приступили к реализации второго этапа проекта "Цифрровой РЭС" в Новгородской области. Энергетики готовят к запуску в эксплуатацию интеллектуальную распределительную сеть в Боровичском районе. Параллельно ведется расширение цифровой распределительной сети в Валдайском районе, пуск которой состоялся в конце 2017 г.

В плане работ "Новгородэнерго" по внедрению распределенной автоматизации в распредсетевом комплексе в этих районах – реконструкция 87 км воздушных линий электропередачи с применением самонесущего изолированного провода, оптимизация схем энергоснабжения, модернизация 45 высоковольтных ячеек на подстанциях. Управлять энергообъектами будут интеллектуальные приборы – 42 реклоузера и 67 индикаторов короткого замыкания. Информация о состоянии оборудования, объеме потребления и качестве электроснабжения будет передаваться в режиме реального времени с помощью 298 модулей энергомониторинга, интегрированных в сети. В случае сбоев на линии автоматика без участия персонала отключит поврежденный участок, сохраняя питание на других промежутках цепи.

По данным на сентябрь 2018 г., в производственном отделении "Валдайские электрические сети" действует современный диспетчерский пульт, куда в режиме онлайн поступает информация о работе энергообъектов Валдайского района. Такая же диспетчерская появится и на базе производственного отделения "Боровичские электрические сети".

Объем инвестиций по второму этапу составит 430 млн рублей. В общей сложности объем инвестиций, направленный "МРСК Северо-Запада" на реализацию этого проекта, уже достиг 488 млн руб. В проекте применяются компоненты отечественного производства.

Результаты проекта:

Преимущества цифровой сети уже ощутили жители Валдайского района – на модернизированных участках ЛЭП существенно повысилась надежность энергоснабжения потребителей, сократилось время устранения неисправностей.

Умная система автоматизации учета электроэнергии

АО "Новосибирский механический завод "Искра"

АО "Новосибирскэнергосбыт"

2017 г. – июнь 2018 г.

Цель внедрения:

На Новосибирском механическом заводе "Искра" ранее существовала система технического учета электроэнергии на базе радиомодемов, но из-за больших расстояний между объектами на территории завода, эта система работала нестабильно. Для расчета балансов, контроля за электропотреблением производственных подразделений приходилось производить обходы и вручную снимать показания счетчиков.

Что сделано:

АО "Новосибирскэнергосбыт" завершил инновационный проект в области автоматизации учета электроэнергии для АО "Новосибирский механический завод "Искра".

Энергокомпания сдала в опытную эксплуатацию АСКУЭ (автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии), при создании которой были использованы технологии беспроводной передачи данных.

Специалисты АО "Новосибирскэнергосбыт", чтобы автоматизировать учет энергоресурса, развернули локальную сеть, состоящую из одной базовой станции с антенной и оконечных устройств, подключенных к существующим приборам учета. Сбор данных по локальной сети осуществляется на выделенный сервер, а информация предоставляется пользователям по web-интерфейсу, без необходимости покупки и установки дополнительного программного обеспечения.

Энергетики продолжат развивать и совершенствовать АСКУЭ на заводе "Искра", уже идет разработка новых отчетных и графических форм, а к системе учета и контроля в дальнейшем будут подключаться новые объекты и узлы учета различных энергоресурсов.

Результаты проекта:

Опытная эксплуатация показала, что система способна в сложных производственных условиях работать стабильно, и данные об электропотреблении регулярно поступают в центр сбора и обработки данных.

Диагностика ЛЭП с помощью беспилотников

"Пермэнерго", филиал ОАО "МРСК Урала"

ООО "Березниковские электрические сети"

Цель внедрения:

"МРСК Урала" использует беспилотники для ведения работ по осмотру воздушных линий электропередачи и поиску повреждений в условиях лесистой и болотистой местности и на участках с особой сложностью рельефа.

Что сделано:

"Березниковские электрические сети" филиала ОАО "МРСК Урала" - "Пермэнерго" " внедряет диагностику ЛЭП с применением беспилотных авиационных технологий. Специалисты службы линий электропередачи отделения используют квадрокоптер DJI Phantom.

Квадрокоптер оснащен усовершенствованным подвесом со съемочной аппаратурой. Беспилотник может перемещаться в воздушном пространстве в нескольких режимах. Комплекс объединенных в одну систему специальных сенсоров позволяет дрону точно ориентироваться в окружающем пространстве и избегать столкновения с препятствиями, что немаловажно при приближении к электросетевым объектам. Кроме того, система позволяет БПЛА вернуться в точку старта даже при потере сигнала с пульта управления.

Квадрокоптер будут применять при выявлении точного объема по расчистке и расширению просек ЛЭП, а также при определении соответствия габаритов электроустановок нормам.

В будущем беспилотник можно применить для формирования трехмерной цифровой модели высоковольтной линии с указанием высоты точек крепления проводов и стрел провеса, а также расстояний от проводов линии до различных пересекаемых объектов.

Результаты проекта:

БПЛА с одной подзарядки выполняет полет со скоростью до 70 км/ч в течение 30 минут. Квадрокоптер обладает повышенной курсовой устойчивостью, благодаря которой выдерживает резкие порывы ветра. Аппаратура на устройстве позволяет получить фото- и видеоизображения даже в условиях реально сниженной естественной освещенности.

портал "Светлая страна"

ПАО "Россети"

май-декабрь 2018 г. – тестовая эксплуатация, с января 2019 г. – коммерческая эксплуатация

Цель внедрения:

"Россети" разрабатывает новые сервисы для упрощения взаимодействия сетевого комплекса с потребителями, каждый из которых может простым способом и в свободной форме сообщить об имеющейся у него проблеме, связанной с электроснабжением.

Что сделано:

"Россети" запустила всероссийский интернет-портал "Светлая страна". С помощью ресурса пользователи могут сообщить об отключениях электроэнергии, низком уровне напряжения и дефектах электрооборудования. Сообщения поступают напрямую специалистам компании и сразу обрабатываются.

В рамках работы портала "Светлая страна" также будет создан отдельный сервис для проведения опроса населения, где потребители смогут оценить работу энергетиков, в том числе, во время устранения последствий массовых отключений электроэнергии. На ресурсе будет открыт подраздел, где в электронном виде можно будет направить заявку на техприсоединение.

Верстка сайта адаптирована для использования на мобильных устройствах и планшетных компьютерах, что позволяет отправить запрос практически из любой точки.

Подключение регионов к новому сервису производятся поэтапно. Внедрение проекта во всех регионах присутствия "Россетей" ожидается с 1 января 2019 года.

Результаты проекта:

Срок ответа при обращении на портал составляет 8 рабочих дней с момента публикации сообщения, что значительно повышает качество и оперативность отработки проблемных ситуаций, возникающих у потребителей электроэнергии.

Интеллектуальный разъединитель

ОАО "Сетевая компания"

МНПП "Антракс"

2017-2018 гг. – разработка и испытания, с августа 2018 г. – опытная эксплуатация

Цель внедрения:

ОАО "Сетевая компания"оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям компании в Республике Татарстан. Предприятие реализует программу по интеллектуализации электросетей. Внедрение новых цифровых решений повысит надёжность электроснабжения потребителей.

Что сделано:

"Сетевая компания" начала внедрение первого в России опытного образца интеллектуального разъединителя. Инновационный продукт установлен на воздушной линии 10 кВ.

Умный разъединитель был разработан в МНПП "Антракс" (г. Фрязино). Идея объединения функции выключателя нагрузки и индикатора короткого замыкания в одном устройстве принадлежит сотрудникам отдела новой техники и технологий ОАО "Сетевая компания". Они разработали техническое задание интеллектуального разъединителя, который с учётом его невысокой стоимости, позволяет одновременно экономить средства на реконструкцию воздушных линий и решать задачи по выявлению и локализации поврежденных участков воздушных линий наравне с более дорогими аналогами.В 2017 г. проект был одобрен на заседании координационного научно-технического совета компании и включен в план НИОКР 2018 года.

С августа 2018 г. началась опытная эксплуатация новой техники. В целом до конца года в Камско-Устьинском РЭС запланирована установка семи интеллектуальных разъединителей.

Результаты проекта:

Первый опытный образец был смонтирован около деревни Ишимово (Республика Татарстан). Здесь проходит воздушная линия, которая обеспечивает электричеством 4 населенных пункта. Линия не сильно загружена, но находится на пересеченной местности со множеством оврагов. Обход линии, общая протяженность которой составляет 34 км, занимает 8 часов. Новое оборудование значительно облегчает работу персонала компании, снижает производственные затраты и продолжительность аварийных отключений.Интеллектуальный разъединительспособен самостоятельно определять повреждённый участок воздушной линии и сообщать об этом диспетчеру, после чего может быть принято решение об отключении поврежденного участка и переключении потребителей на резервные источники электроснабжения.

Важной особенностью интеллектуального разъединителя является автоматический привод. Если раньше бригада энергетиков выезжала на место и управляла приводом вручную, то сейчас это делает диспетчер, т.к. привод управляется дистанционно.

Система прогностики состояния оборудования

АО «Татэнерго»

АО "Ротек"

май 2017 г. – август 2018 г.

Цель внедрения:

Казанская ТЭЦ-1является филиалом АО "Татэнерго" и поставляет электрическую и тепловую энергию жителям и промышленным предприятиям южной и центральной частям города Казани. На ТЭЦ ввели в эксплуатацию два новых цифровых энергоблока. "Татэнерго" внедряет технологии для своевременной диагностики оборудования этих энергоблоков, которые позволят выявлять дефекты на ранней стадии.

Что сделано:

К системе "Прана" подключено основное энергетическое оборудование строящейся Казанской ТЭЦ-1. Система, разработанная компанией "Ротек", представляет собой инструмент для цифровизации промышленности и внедрения методик предиктивного технического обслуживания. Для прогнозирования состояния оборудования решение создает математическую модель объекта на основе эталонных параметров работы исправных установок. В дальнейшем с ней сравнивается поведение установки.

К "Прана" подключили две турбины PG6111FA фирмы GeneralElectric, две паровые турбины Т-40/50-8,8 производства Уральского турбинного завода, а также два котла-утилизатора "ЭМАльянс" и три дожимных компрессора энергоблоков ATLAS Copco.

Специалисты Центра прогностики "Ротек" обеспечивают круглосуточный мониторинг, консультационную поддержку, а также экстренное оповещение и реагирование при возникновении внештатных ситуаций. Ежемесячно персонал Казанской ТЭЦ-1 будет получать отчеты о качестве эксплуатации оборудования с рекомендациями по его обслуживанию и ремонтам. С помощью мобильного приложения системы "Прана" менеджмент энергокомпании сможет удаленно контролировать эксплуатацию дорогостоящего оборудования в режиме реального времени.

Результаты проекта:

Система выявляет развитие дефектов за 2 3 месяца до обнаружения их штатными автоматизированными системами управления, что позволяет снизить затраты на приобретение запчастей до 30 %. "Прана" делает техническое состояние оборудования объективно измеримым параметром, позволяет контролировать действия персонала и подрядчиков, повышает эффективность и культуру эксплуатации производственных активов.

Цифровая подстанция "Тобол"

ООО «ЗапСибНефтехим» (группа «Сибур»)

ПАО "ФСК ЕЭС"

2016 – апрель 2018 г.

Цель внедрения:

"ЗапСибНефтехим" — строящийся в Тобольске нефтехимический комплекс группы "Сибур".Реализация проекта направлена на развитие глубокой переработки побочных продуктов нефтегазодобычи Западной Сибири, в том числе попутного нефтяного газа (ПНГ). Для обеспечения электроснабжением "ЗапСибНефтехима" были введены в строй два крупных ключевых объекта, построенных с использованием новейших цифровых технологий.

Что сделано:

В апреле 2018 г. состоялся запуск комплекса объектов для электроснабжения строящегося комплекса "ЗапСибНефтехим".

Ключевой элемент энергетической инфраструктуры комплекса — подстанция (переключательный пункт) ПАО "ФСК ЕЭС" 500 кВ "Тобол" стоимостью 5,3 млрд руб., являющаяся первым в России энергообъектом высокого класса напряжения, в котором комплексно реализованы цифровые технологии преимущественно российского производства. Их использование позволит повысить надежность и эффективность работы оборудования. Одновременно состоялся пуск центральной распределительной подстанции 500 кВ "ЗапСиб" "Сибура".

Новая инфраструктура позволяет осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств "ЗапСибНефтехима" максимальной мощностью 300 МВт к Единой национальной электрической сети (ЕНЭС). На двух воздушных линиях, связывающих энергообъекты, впервые в стране в таком классе напряжения применены двухцепные опоры. Это позволяет обеспечить их резервирование, снизить расход металла и сократить ширину занимаемого коридора.

Подстанция 500кВ "ЗапСиб" напряжением 500/110кВ и главные понизительные подстанции (ГПП), расположенные на территории комплекса "ЗапСибНефтехим", будут осуществлять энергоснабжение всех подстанций и распределительных устройств, расположенных на территории общезаводского хозяйства и технологических установок комплекса "ЗапСибНефтехим".

Проектированием подстанции 500кВ "ЗапСиб" и ГПП занимались ОАО "Энекс" и АО "НТЦ ФСК ЕЭС". Комплекс строительно-монтажных работ выполнило АО "ЦИУС ЕЭС". Всего в возведении объектов были задействованы 512 строителей и 46 единиц спецтехники.

Результаты проекта:

После проведения комплексного опробования электроэнергия будет подана на основные объекты"ЗапСибНефтехима", на которых планируется в будущем начать пусконаладочные работы. Запуск электроснабжения предприятия обеспечит готовность для начала пусконаладочных работ на объектах, которые идут первыми по графику реализации проекта.

Реконструкция подстанции "Семеновская"

ПАО "ФСК ЕЭС"

АО «Инжиниринг»

март 2017 г. – август 2018 г.

Цель внедрения:

Подстанция 220 кВ "Семеновская" была введена в работу в 1961 году, в настоящее время ее мощность составляет 356 МВА. Она обеспечивает электроэнергией потребителей севера Нижегородской области, в том числе объекты Горьковской железной дороги. ФСК ЕЭС приняло решение расширить подстанцию "Семеновская" для выдачи мощности производителю трубопроводной арматуры - Литейно-механическому заводу, в том числе с использованием цифровых технологий.

Что сделано:

В августе 2018 г. была завершена реконструкция подстанции ФСК ЕЭС 220 кВ "Семеновская" в Нижегородской области. Проведена реконструкция линейной ячейки 10 кВ — ее укомплектовали вакуумным выключателем, ограничителем перенапряжения и четырьмя трансформаторами тока российского производства. Кроме того, были установлены терминал микропроцессорной защиты и автоматики, цифровые приборы учета, фототиристорные датчики дуговой защиты, обладающие высокой скоростью реагирования.

На подстанции были отремонтированы четыре выключателя 110−220 кВ. До конца 2018 года будет установлен еще один выключатель и высоковольтные вводы, завершена модернизация системы оперативной блокировки с заменой механических устройств на электромагнитные.

Разработку рабочей документации, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы и поставку оборудования выполнила компания "Инжиниринг".

Результаты проекта:

В результате реконструкции подстанции обеспечена возможность выдачи 1,7 МВт дополнительной мощности Литейно-механическому заводу, расположенному в городе Семенов. Новое оборудование позволило снизить риск возникновения нештатных ситуаций.