Дмитрий Свиридов,
технический директор "АлмаТел"
© ComNews
11.09.2017

С развитием цифровой экономики неизбежен рост количества и размеров площадок, на которых располагаются серверы. Вопрос выбора стратегии поведения на этом рынке становится все более актуальным.

С одной стороны, растет и количество компаний, которые начинают пользоваться IT-ресурсами, и спрос на услуги ЦОДов.

С другой стороны, мы видим большое количество незаполненных площадок. Как правило, это огромные ЦОДы, построенные в расчете на компании-гиганты. В таких дата-центрах установлено дорогостоящее оборудование от именитых вендоров, и площадки эти зачастую простаивают, потому что аренда в них является неподъемной для старапов. При этом именно от развития малых и средних компаний зависит успех цифровой трансформации в нашей стране.

Электроэнергия, трудозатраты на качественное обслуживание, инфраструктура – это все дорого стоит, а заказчик ждет услугу по конкурентоспособной цене.

Последствия экономического кризиса таковы, что большинство заказчиков идут по пути оптимизации расходов. Так что операторы вынуждены повышать свою эффективность, снижать себестоимость и повышать качество услуг.

Надежность vs скорость развития 

В этой ситуации строить IT-системы, которые не на 98%, а на 100% защищены от любых простоев, по сути, означает создавать заградительные барьеры на пути цифровой трансформации. Дорогостоящие решения ведут к заградительным тарифам, которыми не смогут воспользоваться подавляющее большинство начинающих предпринимателей.

В дата-центры можно вливать миллионы долларов, выстраивая IT-системы, которые многократно защищены от сбоев. Но эта гонка за стопроцентной отказоустойчивостью делает ценник непомерно высоким, а заказчику нужна услуга по доступной цене, чтобы иметь возможность быстро развиваться и гибко реагировать на вызовы времени.

В то же время многие крупные компании, например, банки, с точки зрения IT- инфраструктуры остаются консервативными. Они доверяют только дорогому вендорскому оборудованию от известных брендов, стоимость которого в рублях после кризиса выросла в разы. Внутри дата-центров они выстраивают IT-системы, которые многократно защищены от сбоев, а это очень дорого.

В IT-политике, например, крупного банка продолжает доминировать философия "надежным бывает только дорогое". Казалось бы, почему нет, если банк может себе позволить сколь угодно дорогое решение? Но этим он увеличивает себестоимость своих услуг, перекладывая затраты на клиентов. А деньги, которые банк мог бы потратить на развитие, он тратит на поддержание своей жизнедеятельности. Тем самым банк тормозит развитие собственной цифровой трансформации.

В то же время на рынке уже давно есть альтернативные системы, в том числе и ЦОДы, основанные на достаточно простых решениях, с гораздо меньшими капитальными затратами. Там оборудование не стоит заоблачных денег, но при этом обеспечивает достаточно высокий уровень надежности. Они тоже применяют системы защиты от сбоев, но не перезакладываются избыточно в системы резервирования.

Таким образом, ЦОДы, которые предлагают недорогие решения, поддерживают цифровую экономику, так как делают сервисы более доступными и открывают доступ к IT-ресурсами большему числу компаний.

Тренд на развитие недорогих решений, скорее всего, сохранится и получит продолжение.

Опыт "АлмаТел"

Для "АлмаТел" вопрос создания и работы качественных и экономически оправданных ЦОДов тем актуальнее, что нам надо содержать на высоком уровне и свою инфраструктуру, и серверы заказчиков, которые у нас размещаются. Недавно, например, "АлмаТел" запустил в коммерческую эксплуатацию облачный сервис интеллектуального видеонаблюдения. Он требует наличия мощных систем хранения данных: нужны серверы, которые будут обслуживать аналитику видеопотока.

Один из путей сокращения расходов на ЦОДы – это перенесение их за пределы Москвы. Например, в Московскую область и другие регионы. Но и здесь не все однозначно. С одной стороны, аренда и кадры в регионах дешевле. С другой - туда надо ещё проложить надёжные каналы связи, доходящие до точек обмена трафиком с Москвой, а затем обслуживать эти каналы, что само по себе недёшево.

Однако опыт и практика "АлмаТел", у которой есть возможность размещать оборудование на имеющихся площадках в Москве и Московской области, показывает, что размещать ЦОДы за пределами Москвы, дешевле, чем в самой столице. К тому же, более низкая стоимость эксплуатации позволяет нам повышать уровень надёжности за счёт создания и содержания резервирующих каналов. Такое решение не только жизнеспособно, но и успешно: оно позволило снизить возможные расходы в полтора-два раза и при этом сохранить высокое качество услуги.