Павел Гонтарев: "Время пилотов подходит к концу, и я надеюсь, что скоро начнутся большие программы по масштабному освоению технологий IoT".
© ComNews
18.09.2017

По данным британской консалтинговой компании Ovum, в 2019 г. энергетика и коммунальные службы станут лидерами в области IoT по числу устройств, подключенных к интернету. Эксперты прогнозируют, что 120 млн устройств во всем мире помогут решать задачи цифровой энергетики. В России в сфере внедрения интеллектуальных технологий в электроэнергетике наступил переломный момент. Генеральный директор SAP СНГ Павел Гонтарев рассказал корреспонденту ComNews о том, какие перемены происходят в отрасли, какие сценарии применения IoT в энергетике SAP реализует в России и развитием каких технологий SAP будет заниматься в этом году.

- Идеи интернета вещей давно меняют электроэнергетику в России. Расскажите, пожалуйста, на каком этапе эволюции сейчас находится российская отрасль электроэнергетики с точки зрения применения в ней IoT-решений?

- Эта отрасль "умная" по определению, и сейчас в электроэнергетике явный переходный период. Электроэнергетические компании уже осознали потребность в технологиях. Это не только IoT, но и обработка больших данных, предиктивная аналитика, машинное обучение. Кроме того, уже есть понимание, в каких сферах и функциональных областях они могут получить эффект от современных технологий.

Сейчас в отрасли завершается период проведения пилотных проектов, и начинается старт коммерческого внедрения в ряде регионов. Думаю, что уже в следующем году можно будет говорить и о коммерческом эффекте.

- Какие сценарии применения интернета вещей (уход от ремонта по нормативам, минимизация расходов на свет и др.) предпочтительны в отрасли энергетики?

- Я бы говорил именно о комплексе решений из интернета вещей и больших данных, потому что это две взаимосвязанных технологии, особенно в электроэнергетике.

Первый сценарий - это управление активами и ремонтами. Электрогенерация и электросети - очень капиталоемкие сферы, где управление активом - одна из ключевых задач. Комплекс современных ИТ-решений позволяет собирать с сенсоров и датчиков данные о состоянии оборудования, о режиме его работы, о состоянии отдельных узлов, затем анализировать их в режиме онлайн. На основе полученных данных строятся прогнозные модели по возможным поломкам оборудования, стратегии реагирования и воздействия на это оборудование. Эта работа радикально повышает эффективность использования актива, снижает стоимость владения и дает большую выработку. В компаниях распределительного комплекса, по данным проектов SAP, резервы составляют порядка 20%. При правильном распределении этот "запас" позволяет минимизировать аварии.

Еще один сценарий используется на розничном рынке. Энергосбытовые компании собирают данные об энергопотреблении клиентов (показания счетчиков), чтобы анализировать в том числе, как потребляет электроэнергию конкретный клиент в конкретный момент времени.

Технологии IoT также используются для борьбы с потерями электроэнергии в электросетевых компаниях. Согласно исследованию North East Group, основная доля краж энергии приходится на развивающиеся страны - $58 млрд. Доля России в этом объеме - $5,1 млрд. По нашей оценке, с помощью интернета вещей коммерческие потери в отдельных населенных пунктах могут быть сокращены с 40% до 3%. При этом потенциал экономии в масштабе только одного региона - миллиард рублей в год. Электросетевым и энергосбытовым компаниям нужно локализовывать потери электроэнергии. В нескольких энергосетевых компаниях SAP уже ведет такие пилоты. А МРСК Сибири уже установила и активно развивает такую систему. Несколько других компаний также с интересом смотрят на эту технологию.

Пока чуть менее востребован в отрасли сценарий, связанный с мониторингом выработки электроэнергии на электростанциях.

- По всем сценариям у SAP есть реализованные проекты?

- По всем перечисленным сценариям у нас есть пилоты, часть из них уже переходит в опытную эксплуатацию. Они реализуются в ряде МРСК России. Сейчас с точки зрения ИТ практически никто кроме нас предложить такое решение клиенту пока не может.

- Какие физические объекты при этом задействованы в сценариях по применению интернета вещей в отрасли?

- Если говорить об управлении активами, то, конечно, это турбины, котлы, насосы - в общем, электрогенерирующее оборудование. Если говорить про электросети, то это трансформаторы. В сценарии про сбыты - это счетчики электроэнергии.

- Энергетики нередко обращают внимание на сильный износ электрогенерирующего оборудования. Сценарии интернета вещей нужны для того, чтобы снимать данные по большей части с такого оборудования? Либо на сферу применения технологий IoT надо смотреть шире?

- В электрогенерации есть разное оборудование. Ремонты и замены техники - это почти непрерывный процесс. В последние годы очень много средств было вложено в замену морально устаревшего оборудования, строительство современных электростанций. Кроме того, оборудование "умнеет" на глазах, и оно способно давать данные о своей работе. Сейчас важно качественно собирать эти данные и строить прогнозные модели. Поэтому мы зачастую предлагаем клиентам комплексную систему: с одной стороны, собираем данные с оборудования, строим прогнозные модели ремонтов, с другой стороны, помогаем управлять стоимостью владения этим оборудованием. Наша система, с одной стороны, включает в себя сбор данных, их анализ и составление графика прогнозных ремонтов, а с другой стороны - весь классический функционал ERP, связанный с финансовым учетом, учетом материально-технического обеспечения, учетом ремонтов, персонала и др.

Ведь чтобы оценить стоимость владения оборудованием, нужны данные бухгалтерского учета, рыночная стоимость оборудования, стоимость сервисных работ подрядных организаций или внутренних специалистов. Такая оценка влияет на всю экономику предприятия. Если решение об обслуживании, ремонте или замене оборудования принято, то интеллектуальные системы оценивают стоимость работ и учитывают этот показатель в будущем, когда электроэнергетическому предприятию вновь придется принимать такое решение.

- Насколько в России распространено использование smart grid ("умных" сетей)?

- Smart grid - это технология, методология и идея, связанная с управлением электросетевым хозяйством. "Умная" сеть - двухсторонняя. Она ориентирована не только на "умное" распределение электроэнергии, вырабатываемой большими электростанциями, но и на "умное" потребление. Сеть получает информацию о потребителе энергии, что позволяет скорректировать использование электроприборов в течение дня. "Умная" сеть может забирать излишнюю электроэнергию обратно в сеть и перераспределять энергию так, чтобы это стало эффективнее для всех участников энергорынка. Smart grid непосредственно связан с технологиями IoT.

Идея развития smart grid не сегодняшняя и не вчерашняя. В России она обсуждается последние 10 лет. И хотя smart grid заключает в себе потенциал повышения эффективности, к сожалению, для внедрения этих технологий не хватает инвестиционной активности. Это дорогостоящие и большие проекты, которые нужно делать во всем электросетевом хозяйстве. Финансировать такие проекты можно либо через тарифы для пользователей, либо через инвестиционные программы. Пока идея smart grid развивается только в формате небольших пилотных проектов в отдельных регионах.

- SAP ведет пилотные проекты по smart grid ?

- Конечно. Такие системы в первую очередь развиваются покомпонентно. Чтобы реализовать концепцию smart grid на предприятии, требуется усовершенствовать много технических решений - и оборудование, и трансформаторы, и сети, и учет электроэнергии. Наше отраслевое решение для электросетевого хозяйства как раз позволяет вести учет электроэнергии в "умной" сети и управление счетчиками. Учет нужен для локализации потерь: мы можем показать, на каком конкретно участке сети теряется электроэнергия. Причем решение SAP уникально тем, что позволяет проводить такую локализацию учета без тотального оснащения счетчиками всех трансформаторов в сети. Это позволяет колоссально снизить потери электроэнергии и затраты на установку датчиков.

- С какими компаниями Вы ведете такие проекты?

- Конкретно этот сценарий мы реализуем с МРСК Сибири. Фидерный анализ и учет мы делаем в МРСК Центра и в МРСК Юга. Они уже вовсю используют этот элемент концепции smart grid.

- Какие еще у SAP есть кейсы в электроэнергетике, связанные с IoT?

- Приведу в пример глобальные кейсы. Например, распределительная сетевая голландская компания Aliander собирает данные с трансформаторов, обрабатывает онлайн данные с 22 тыс. датчиков и 300 сетевых подстанций, потом заносит их в SAP HANA. В результате компания анализирует износ трансформаторов, прогнозирует их состояние и ремонт. Кроме того, Aliander онлайн наблюдает за каждой точкой подключения к сети и анализирует энергопотребление. Всего у них 6 тыс. клиентов и 85 тыс. таких точек.

Другой пример -  немецкая EnBW, которая помимо прочих видов электроэнергии производит ветряную энергию. Ветряками - в отличие от ТЭС - можно управлять более гибко. В зависимости от силы ветра и загрузки ветряков можно давать больше или меньше энергии в сеть. С помощью ИТ-решения SAP EnBW балансирует загрузку ветряков, 140 турбин и сеть, исходя из того, какое идет потребление энергии со стороны пользователей. Этот проект помогает дольше использовать ветряки и постепенно наращивать долю ветряной энергии в общем объеме генерации.

Еще один пример - это проект американской CenterPoint Energy. Они рассчитывают индекс технического состояния оборудования на основе онлайн-данных, полученных с сенсоров. Кстати, этой темой очень интересуются и российские электрогенерирующие компании. Мы нередко обсуждаем такие проекты вместе с производителями оборудования. Например, в России работают глобальные компании, General Electric и Siemens, которые предлагают и турбины, и решения по их мониторингу, прогнозированию состояния и др. Есть и отечественные компании - "Силовые машины" и РОТЕК, которые пока только производят турбины. Мы сотрудничаем с российскими производителями с точки зрения сервисной составляющей. Речь идет о том, чтобы производитель оборудования предоставлял клиентам новую услугу по обслуживанию и ремонту собственных турбин. Для российских компаний это уникальная возможность: предоставить тот же уровень сервиса, что и зарубежные вендоры. И вопрос конкурентоспособности того же "Силмаша" или РОТЕКа - это во многом вопрос возможности дать качественный сервис тому оборудованию, которое они производят. Сейчас мы работаем над построением такого сервиса.

- Что касается сотрудничества с элетроэнергетическими компаниями, SAP реализует в России проекты в этой области сам или через интеграторов?

- Ни одна компания не сможет реализовать такие масштабные проекты в одиночку. Во внедрении таких технологий участвует сам SAP, системный интегратор, производитель необходимого железа для счетчиков и сенсоров, методологи, которые строят модели прогноза, компании, которые занимаются паспортизацией оборудования и сбором информации. То есть над проектами в отрасли электроэнергетики работает целый пул компаний. SAP часто выступает как генератор основных идей по реализации проекта, и в этом мы видим свою роль.

- Какие страны активнее всего используют технологии IoT и BigData в электроэнергетике? На Ваш взгляд, опыт каких государств лучше перенять России?

- Меня больше всего привлекает европейский опыт - немецкой EnBW и итальянской Enel. Если говорить про сетевые компании, то это британская British Grid. Канадский, американский и корейский опыт тоже показателен. Эти страны хорошо продвинулись в сфере автоматизации в производстве и распределении электроэнергии и схожи с нами по географии и разности погодных условий.

- Можно ли утверждать, что российские компании запаздывают в развитии по сравнению с мировым рынком?

- В первую очередь, Россия немного запаздывает в сфере производства оборудования, если говорить про электрогенерацию. Тот уровень сервиса, который дают европейские и американские компании, наши - пока не могут предоставить клиенту. Это угроза для них, потому что, с одной стороны, у них нет качества сервиса, которое дают конкуренты, с другой - они не могут дать той же цены, как, например, китайские компании. Но, как я говорил, мы помогаем российским игрокам развивать сервисную модель.

- Какова стратегия SAP в области развития интернета вещей в энергетике в России на ближайшие годы?

В России SAP работает уже 25 лет. Первым нашим клиентом в 1992 г. стала компания "СвердловЭнерго" - на тот момент уральская "дочка" РАО ЕЭС. Она начала использовать решение SAP R/2. И все 25 лет, как мы работаем в России, мы идем бок о бок с российскими энергетиками. В этом году мы можем сделать очередной прорыв в этой отрасли, связанный именно с этапом перемены в восприятии новых технологий электроэнергетическими компаниями. Время пилотов подходит к концу, и я надеюсь, что скоро начнутся большие программы по масштабному освоению этих технологий.

Помимо развития ключевых сценариев в отдельных сегментах рынка электроэнергетики, о которых я говорил, мы будем предлагать новые сервисы в области машинного обучения. Это один из следующих векторов нашего развития. Мы уже умеем собирать данные со счетчиков, сенсоров и строить прогнозные модели. Следующий шаг - обучать эти модели так, чтобы они сами развивались и совершенствовались. К концу года мы можем начать первые пилоты в России по машинному обучению в энергетике.

Наша стратегия - развивать ключевые направления, добавляя новые технологии, и при этом сохранять комплексность этих систем с точки зрения охвата бизнес-процессов на предприятии.