© ComNews
16.01.2018

Российский разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств "Когнитивные технологии" (Cognitive Technologies) впервые представил на международной выставке электроники и робототехники CES в Лас-Вегасе технологию понимания дорожной ситуации Cognitive smart situation capture. Разработка позволяет повысить безопасность на дорогах до 30%.

"Cognitive smart situation capture позволяет не только детектировать объекты дорожной сцены, но и делать точный прогноз развития дорожной ситуации для всех участников дорожной сцены, формировать сценарии безопасного движения, в том числе и в критических дорожных ситуациях. Это является обязательным элементом управления для того, чтобы езда в беспилотном режиме была безопасной", — комментирует руководитель департамента развития беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин.

Примером работы Cognitive smart situation capture может быть случай, когда в отсутствии видимых помех для движения попутные транспортные средства с правой или левой стороны начинают снижать скорость. Система при этом понимает, что причиной снижения скорости может быть появление на дороге опасного объекта (например, человека, переходящего трассу в недозволенном месте). Поэтому системе необходимо снизить скорость, дополнительно просмотреть нужный сектор, чтобы убедиться, действительно кто-то пересекает дорогу или нет, и т. д. Если человек действительно пересекает дорогу, то система предпринимает безопасное торможение.

"Cognitive smart situation capture позволяет безопасно управлять в непредвиденных ситуациях, которые не решаются "в лоб". Мы научились определять области, в которые тот или иной объект дорожной сцены может (или не может) переместиться и с какой вероятностью, а также опасные и безопасные зоны для маневра", — заявляет Юрий Минкин. Эти зоны рассчитываются также исходя из текущих физических характеристик объекта (траектории движения, линейной и угловой скоростей, ускорения и т.д.). При этом учитываются естественные ограничения физических законов и возможностей объекта, а также иные признаки, косвенно подтверждающие намерения того или иного участника дорожной ситуации. На основе таких прогнозов могут строиться конкретные сценарии поведения беспилотного автомобиля.

Для прогнозирования ситуаций также могут использоваться инструменты нейронных сетей. В случае если прогнозируемая ситуация совпадает с реальной, то эти данные могут быть направлены на вход нейронной сети, которая на правильных прогнозах будет самообучаться в процессе движения авторобота. "Это позволит повышать точность прогнозирования и в итоге, понимать смысл дорожных ситуаций", — говорит президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. "Фактически, мы в своих исследованиях подошли ко второму уровню развития искусственного интеллекта. Первый – это распознавание окружающих объектов, а второй - понимание смысла текущей ситуации", — отмечает она. В комбинации с технологией Cognitive low level data fusion, позволяющей одновременно обрабатывать на нижнем уровне данные, получаемые с различных сенсоров (камер, радаров и т.д.), решение позволяет повысить безопасность движения до 30%.

"По - сути, в этом году на CES в разделе automotive не было представлено серьезных технологических новинок, и мы реально выделялись на общем фоне. Интерес к нашим решениям ведущих автопроизводителей и Tier-компаний мира был огромен. Нами уже подписано более 10 NDA с известными западными и азиатскими брендами", — комментирует Ольга Ускова.

Досье ComNews

Компания Cognitive Technologies создана в 1993 году на базе лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН. Компания специализируется на разработке систем искусственного интеллекта и управления предприятиями.