Илья Рогов: "Новая формула, которая будет работать как минимум 3 года: "успех сервиса = попадание в marketplace + партнёрство с провайдером + надежность решения"."
Илья Рогов,
директор по маркетингу Xelent
© ComNews
19.03.2018

16 марта в немецком городе Руст завершилось самое крупное в мире мероприятие, посвященное облачным технологиям — CloudFest 2018. Организаторы называют его "фестивалем": в этом формате объединены международная конференция, обширная экспозиция, хакатон и развлекательная программа в крупнейшем парке Германии. Здесь в непринужденной обстановке знакомятся будущие партнеры и заключаются контракты. На CloudFest в этом году не представлены супергиганты Microsoft Azure, Amazon Web Services и Google: скорее всего, корпорации просто не хотят составлять конкуренцию своим партнерам во всем мире. Зато за несколько дней можно увидеть буквально весь остальной мировой рынок на 90 гектарах "Европа-парка".

Но самое интересное — именно здесь можно своими глазами увидеть, какими будут облачные решения через год или три. Мы с коллегами прошли весь CloudFest 2018 с первого до последнего дня, и сформулировали несколько тенденций, которые будут определять развитие облаков во всем мире — а значит, во многом и в России.

Веб-хостинг умирает, да здравствует облако!

В этом году мероприятие впервые называется не World Hosting Days, а CloudFest. Изменился и состав участников: стало значительно меньше поставщиков услуг чистого веб-хостинга, зато прибавилось облачных провайдеров. Перенос внимания организаторов с хостинга на облачные технологии отражает общую тенденцию рынка: веб-хостеры, которые пока еще не перепрофилировались в облачные провайдеры воспринимаются как динозавры, а сама услуга – как атавизм. В этом году впервые на выставке можно было услышать слова "блокчейн" и "туманные вычисления". Изменилась и тональность переговоров: в отличие от прошлого года, сегодня участники больше говорят не о расплывчатых перспективах, а о конкретных бизнес-моделях, схемах взаимодействия и инструментах реализации.

Растёт интерес к гибридным облакам

В первую очередь, бенефициаром этого тренда станет Microsoft: слова Azure Stack звучали на каждом стенде на выставке и в каждой второй презентации на конференции. Впрочем, обсуждались и решения, похожие на Azure Stack, при этом не принадлежащие Microsoft.

Меняется бизнес-модель взаимодействия между разработчиком сервиса и облачным провайдером

Раньше разработчики предлагали сервис-провайдеру купить и кастомизировать продукт, а затем предложить своим конечным клиентам. Такая парадигма перестает работать. Провайдеры получают множество предложений, относятся к ним скептически и не заинтересованы в значительных инвестициях в продукт, имеющий туманные перспективы на рынке. Настало время, когда сервис-провайдеры серьезно задумываются над минимизацией капитальных (CAPEX) и операционных (OPEX) затрат.

Из-за этого большинство новых продуктов на выставке продавались по схеме RevShare, предполагающей разделение прибыли между поставщиком и разработчиком услуги. Появилось много продуктов с минимальной стоимостью внедрения или вовсе без нее, когда все затраты на внедрение берет на себя разработчик. Работая по модели реселлинга, облачный провайдер получает возможность предложить своим клиентам максимально широкий спектр облачных сервисов, актуальных именно для них. В новой бизнес-модели инфраструктура провайдера превращается в marketplace облачных сервисов, бизнес-приложений, услуг и технологий, из которых конечный заказчик выбирает для себя именно то, что ему нужно.

Отсюда новая формула, которая будет работать как минимум 3 года: "успех сервиса = попадание в marketplace + партнёрство с провайдером + надежность решения".

На рынке все больше мелких игроков

Стенды на выставке стали меньше, но их количество увеличилось. Тому есть причина: появилось очень много предложений от небольших компаний, в основном из Германии, Франции, Голландии. Российских участников по-прежнему много, и в этом году к ним прибавился, например, блокчейн-стартап с российскими корнями SONM. Кстати, многие зарубежные стартапы проявляли живой интерес к российскому рынку.

Быстрее всего будет расти сегмент IaaS

Компания Dell EMC огласила результаты глобального исследования. По их прогнозам, весь облачный рынок к 2020 году достигнет объема в 441 млрд долларов, а более 70% выручки будет генерироваться через партнеров и брокеров. Самый быстрый рост аналитики обещают в сегменте IaaS — он вырастет как минимум на 26%.

Это связано с тем, что перед большинством клиентов по-прежнему остро стоит вопрос трансформации традиционной IT-инфраструктуры в облачную, а для этого требуется множество виртуальных ресурсов, которые предоставляются по сервисной модели.

Звучали на выставке и цифры от глобального аналитического агентства IDC. По их опросам уже в этом году 73% технических директоров компаний по всему миру обозначили переезд инфраструктуры своей компании в облако как первоочередную задачу.

Искусственный интеллект — уже здесь

IBM представил кейс с обработкой Big Data для Walmart, в рамках которого ретейлеру удалось на основе анализа больших данных и смены маркетинговой политики увеличить продажи в некоторых товарных категориях в 7 раз.

Компания HPE — "железное" подразделение HP — разработала алгоритм рекомендаций на основе искусственного интеллекта, который в будущем должен привести к созданию автономного дата-центра. В его основе лежит механизм похожий на тот, что ежедневно помогает нам выбрать дорогу на работу в объезд всех пробок; подобный применяется и в разработке беспилотных автомобилей.

Этот алгоритм лег в основу концепции "автономного" дата-центра. В 2017 году компания инвестировала в программу более 1,2 млрд долларов, и сегодня готова к предварительному внедрению в работу дата-центров по всему миру.

Вот в чем суть: в дата-центре устанавливается более миллиона датчиков, которые контролируют его работу на всех уровнях. Если программа фиксирует аномальную ситуацию (например, как пик потока данных или задержку в обмене данными), система не только диагностирует проблему, но и на основе алгоритма рекомендаций выдает пути ее максимально быстрого и эффективного решения. Затем она формирует пакет рекомендаций для предотвращения такой ситуации в будущем и оптимизации IT- инфраструктуры. Система работает на трех уровнях: программном, аппаратном и инженерном. Ее глобальная цель — позволить оператору ЦОД перейти в полностью автономный режим. Так что возможно, в отдаленном будущем в дата-центрах также появятся сотрудники, у которых искусственный интеллект "отобрал работу".

Автоматизируй это

Неожиданно много, особенно по сравнению с прошлым годом, появилось платформ для автоматизации продаж облачных продуктов и сервисов, а также для создания marketplace сервисов и приложений для облачных провайдеров. Разработчики этих продуктов с цифрами в руках доказывают, что эффективность продаж через такой инструмент является недостижимой для провайдеров, не успевших автоматизировать предоставление своего сервиса. При этом каждая платформа включает в себя широкий функционал инструментов маркетинга, продаж, управления, поддержки, аккаунтинга и, наконец, биллинга облачных продуктов.

В отличие от прошлого года, когда такие платформы были представлены крупными глобальными игроками, в этом году это в основном небольшие компании. Разработчики платформ имеют самое разное происхождение: от Болгарии до Саудовской Аравии, от Индии до Голландии и России. Нередко такие платформы являются внутренними разработками самих дата-центров или облачных провайдеров, которые вначале автоматизируют собственные продажи, а затем предлагают свое решение широкому рынку.