Максим Дьяченко: "Информационная волна вокруг блокчейн привлекла и наше внимание. Блокчейн решает проблему с электронным документооборотом и разрозненностью баз еще более эффективно. Блокчейн и есть совершенный современный ЭДО, для которого не нужен ни дополнительный софт и провайдер, ни какая-то дополнительная интеграция".
Елена Свижевская
© ComNews
26.03.2018

В феврале 2018 года компания "Петролеум Трейдинг" провела первую в мире сделку на рынке нефтепродуктов с использованием блокчейна. Об особенностях рынка нефтепродуктов, опыте внедрения блокчейна в компании и планах в этом направлении в интервью заместителю руководителя проекта "Цифровая экономика" Елене Свижевской рассказал управляющий партнер ООО "Петролеум Трейдинг" Максим Дьяченко.

- В чем особенность рынка нефтепродуктов РФ? Чем он отличается от мирового?

- Российский рынок - самый большой по капитализации и обороту. Если сравнивать рынок России и США, то наш в 4 раза меньше, менее прозрачен и более монополизирован. У нас олигопольный рынок, в большей степени контролируется государством, а транспортировка осуществляется ж/д транспортом. Трубопроводным транспортом в основном пользуются нефтяные компании в своих целях и в экспортном направлении. Для независимых участников рынка трубопроводный транспорт доступен в незначительной степени, хотя у него есть свободные мощности.

В то время как в США, благодаря разветвлённой системе хабов (пунктов хранения), которые соединены общей системой трубопроводов с НПЗ, действует большое количество добывающих, перерабатывающих компаний и в том числе НПЗ, которые имеют равный доступ. По сути можно прийти со своим ресурсом нефти на эти НПЗ, переработать ее, прокачать на хабы и реализовать. Вся информация о ценообразовании и наличии ресурса находится в открытом доступе. Более того, сейчас уже все процессы автоматизированы и информация интегрируется в автоматические программы снабжения АЗС, то есть не человек осуществляет заказ, а программа находит лучшее ценовое предложение от поставщиков и формирует заказ, когда видит, что на заправке недостаточно сформировано запасов.

Мы, конечно, сильно отстаем по уровню развития. Информация об остатках на хабе недоступна, она закрыта. У нас, с моей точки зрения, существуют признаки манипулирования биржевым и внебиржевым ценообразованием, помимо этого все сделки осуществляются не по долгосрочным контрактам. Именно эта особенность и подтолкнула нас к более оперативному внедрению блокчейн.

- Какое влияние может оказать внедрение блокчейн технологий на рынок нефтепродуктов?

- Влияние в некотором роде ограничено. Рынок нефтепродуктов России характеризуется большим количеством однообразных и идентичных операций. Связанные с этим затраты составляют порядка 10% постоянных затрат для нашей компании. Блокчейн безусловно способен привести к сокращению этих затрат, те компании, которые смогут внедрить блокчейн и начнут более оперативно использовать его, конечно получат преимущество и смогут выиграть в конкурентной борьбе. Если будет использоваться открытая платформа, то решится и проблема прозрачности. Блокчейн явно прорывная и интересная технология, но предположить насколько рынок изменится после ее введения я пока не могу. Но то что мы на пути изменений - могу сказать с уверенностью.

- Каковы правовые аспекты применения блокчейна в РФ?

- Вопрос очень интересный и щекотливый. Сейчас нет никакого урегулирования. На данный момент разрабатывается закон, который я пока не видел. Мой опыт связанный с нововведением в области государственного урегулирования каких-либо областей пока не позволяет с оптимизмом смотреть на эти изменения. Скорее всего, примут решения, которые приведут к ограничению внедрения блокчейн. Мы сами заключили уже первые сделки и планируем пойти в суд для подтверждения их правомочности. После их подтверждения уже можно будет что-то говорить о правовых аспектах применения блокчейн в России.

- Как обеспечивается безопасность сделок на блокчейне?

- Сам блокчейн подразумевает отсутствие возможности подделки информации и открытый доступ к ней. Насколько мы защищены от хакеров, этот протокол нельзя прописать, а может ли контрагент отказаться - риск контрагента никак не защищен. Пока то, как мы его можем использовать в России - упросить документооборот и не более того. Когда появятся smart-контракты и возможность автоматических расчетов в криптовалюте, тогда появятся новые требования к безопасности, так как сама программа будет осуществлять операции со значительными суммами и этот вопрос станет более актуальным, пока я не готов на него ответить.

- Расскажите об опыте внедрения блокчейна в вашей компании.

- В процессе автоматизации, мы опирались на решение двух ключевых проблем по работе с клиентами - запрос цен и документооборот. Вопрос документации мы решили с помощью электронного документооборота (ЭДО), ведь все компании в РФ сдают отчетность в налоговую через ЭДО. Регистрация и обмен данным с новым контрагентом занимает 10 минут вместо 60 дней при отправке бумажной почты.

Для решения второй задачи, в 2016 году компания создала инновационное решение – Бота в мессенджере Telegram (@ptomskbot), который предоставляет лучшие цены на нефтепродукты с учетом ж/д тарифа. На все расчеты уходит не более 5 секунд, в то время как раньше на подобную операцию специалисты тратили 20 минут. Сегодня более 50% участников топливного рынка пользуются этим сервисом.

Информационная волна вокруг блокчейн привлекла и наше внимание. Блокчейн решает проблему с электронным документооборотом и разрозненностью баз еще более эффективно. Блокчейн и есть совершенный современный ЭДО, для которого не нужен ни дополнительный софт и провайдер, ни какая-то дополнительная интеграция. Схема позволяет заключать сделку в течение 10 секунд. Алгоритм Бота по запросу клиента подбирает цену, если цена устраивает клиента, он нажимает "купить", сразу же формируется смарт-контракт, данные фиксируются в кошельке Ethereum – и у нас, и покупателя.

21 февраля 2018 года мы совершили прорыв на нашем рынке – были проведены сделки с нефтепродуктами на блокчейн. Покупателями бензина "Регуляр-92" стали независимая розничная сеть автозаправочных станций "Топлайн" и компании "Рс-Ойлопт", "Траст ТЭК". Поставки будут осуществлены с Омского НПЗ, Астраханского ГПЗ и ЯНОСа в Омскую, Ростовскую и Ленинградскую области.

- Какие планы у компании в этом направлении?

- Сейчас мы готовим более глубокое описание проекта, проводим исследование рынка, с помощью которого сможем оценить текущее состояние, возможности для масштабирования и количество необходимых инвестиций, которые должны быть направлены. В идеале к 2020 году мы планируем осуществлять 50% следок в автоматическом режиме. А оптимистичный – мы сможем сделать этот проект совместно с крупными нефтяными компаниями и банками. Результатом совместных усилий станет платформа – маркетплейс, где есть финансовые организации, которые занимаются финансированием сделок, и есть крупные участники, которые через эту систему реализуют продукцию и покупатели.

Реализуя успешный проект, "Петролеум Трейдинг" планирует идти дальше и вслед за внедрением блокчейн запустить ICO. Сделки на блокчейн с нефтепродуктами – прорыв. Та простота решения и низкая стоимость, как мы это сделали – уникальны. После реализации ICO мы сможем замахнуться на глобальный масштаб проекта, полностью изменить российский рынок нефтепродуктов, а затем и международный. Если мы примем решение о реализации проекта в таком масштабе, то в конце 2018 года мы будем проводить уже первый раунд привлечения инвестиций.