Николай Зенин: "Современный телеком-оператор – это целая экосистема, которая предполагает базис – стандартные услуги по подключению к сетям, и надстройка – у «Ростелекома» это IT-направления инновационного характера, которые мы развиваем"
Николай Зенин,
вице-президент – директор макрорегионального филиала "Сибирь" ПАО "Ростелеком"
© ComNews
07.05.2018

Сибирские регионы активно внедряют элементы цифровой экономики на своих территориях. Об этом шла речь почти в каждом выступлении и во время дискуссий на прошедшем в середине апреля в Новосибирске X Сибирском форуме индустрии информационных систем, где обсуждались темы и проблемы, связанные с построением "Умных регионов". Практически все субъекты Федерации в Сибири занимают проактивную позицию в этом вопросе. Она выражается в том, что многие из них внедряет пилотные цифровые проекты, которые затем масштабируются на всю страну. "Ростелеком", как инфраструктурный партнер госпрограммы "Цифровая экономика", также является непосредственным участником этого процесса. 

Наша компания в течение нескольких лет реализует решения в области общественной безопасности с применением механизмов государственно-частного партнерства в Забайкальском крае, Омской, Томской, Кемеровской области и др.

Именно в Сибири "Ростелеком" заключил один из первых контрактов на условиях ГЧП. Три года назад, в мае 2015, компания, пройдя жесткий конкурсный отбор, подписала концессионное соглашение с правительством Забайкальского края о создании автоматизированной системы видеоконтроля дорожной ситуации. Руководство края одними из первых воспользовались возможностью снизить нагрузку на бюджет и сделать первые шаги по направлению к "Умному региону". Прогнозируемый социальный эффект от реализации проекта – снижение смертности и травматизма на дорогах региона — оценивался не менее 15 процентов. Сегодня фрагменты системы "Безопасный город" построены практически во всех сибирских регионах.

Возможно, это движение в сторону цифровой экономики идет не так быстро, как нам бы хотелось. Главное все же в том, что это движение есть, есть понимание, что это не отдаленное будущее, а реальность. Цифровая реальность, которую мы строим как на уровне государства, так и на уровне обычного человека.

Говорить о переходе к цифровой экономике можно только тогда, когда критическая масса и абонентов, и подключенных к каналу связи устройств достигнут определенных значений. На сегодняшний день у одного только "Ростелекома" в Сибири около 900 тысяч физических абонентов, подключенных к интернету по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС), и больше 100 тысяч подключенных по оптике юрлиц. Последние три года сибирский филиал показывает прирост по абонентской базе примерно на 10% в год, и, думаю, мы сохраним этот темп.

Сибирский рынок широкополосного интернет-доступа достаточно развит. Уровень проникновения, например, в Новосибирской области доходит до 80 процентов. Несмотря на это, рынок цифровых услуг находится в начальной стадии развития, большая часть наших абонентов среди физических лиц пока еще пользуются базовыми услугами: скоростным интернетом и цифровым ТВ. Число пользователей-новаторов, которые подключили сервисы "Умного дома", всего около 15 процентов.

Если говорить о бизнес-клиентах, которые сегодня активно пользуются именно новыми услугами, среди наших абонентов таких от 5 до 10 процентов в зависимости от региона, в Новосибирской области – около 7 процентов. Но мы видим, что потребитель зреет, меняется его ментальность. Несколько лет назад предпринимателю сложно было даже представить, что вся его информация, включая почту, бухгалтерию и клиентскую базу, будет храниться где-то там, в "облаке". В последнее время наши клиенты все активнее оптимизируют бизнес-процессы, внедряя инновации с помощью "облачных" решений, которые делают возможными удаленную работу сотрудников, создание общих центров пользования, проектных офисов и многое другое. Чтобы остаться конкурентоспособным в своей сфере, предприниматель вынужден делать этот выбор: либо самому содержать "железо", специалистов, обновление ПО и качественное сопровождение всему этому хозяйству, либо купить это как услугу на стороне у оператора. Цифровизация для бизнеса – это вопрос выживания. Им всегда движет экономическая эффективность, а внедрение цифровых технологий – это прямой путь к экономии издержек, модернизации и развитию.

В начале года "Ростелеком" объявил о завершении большого проекта по строительству волоконно-оптических линий связи для предприятий рудника АО "Хиагда" в Бурятии. Общая протяженность новой ВОЛС составила 218 километров. Но кроме базовых услуг в виде Wi-Fi, VPN-канала, конференцсвязи между объектами и видеомониторинга производственных площадок, мы разрабатываем для "Хиагды" проект создания "Умного рудника", основанный на системе интеллектуального сбора и анализа данных с разных участков производства. В частности, в концепции есть опция, контролирующая безопасность труда – "Умная каска". Она предполагает оборудование касок рабочих видеоустройствами и датчиками контроля падения, распознавания алкоголя, геопозиционирования. И надо отметить, что проект уже заинтересовал руководство компании.

В настоящее время внедрена и тестируется система распознавания лиц на основе биометрической платформы для холдинга "Сухой". В активной фазе взаимодействие по индивидуальным проектам в области энергетики, касающимся интеллектуального анализа тепловых сетей и внедрению программы автоматического сбора показаний общедомовых приборов учета – МРСК Сибири, "СибЭКО". Есть крупные проекты с банками по подключению "Управляемого Wi-Fi" – Сбербанком, ВТБ. Банки, кстати, проявляют большой интерес к нашей биометрической системе. Запуск Единой биометрической системы в коммерческую эксплуатацию назначен на 1 июля 2018 года. На сегодняшний день уже более 20 российских банков приступили к тестированию.

Современный телеком-оператор – это целая экосистема, которая предполагает базис – стандартные услуги по подключению к сетям, и надстройка – у "Ростелекома" это IT-направления инновационного характера, которые мы развиваем. В арсенале нашей компании как масштабная инфраструктура и вычислительные мощности, так и решения по кибербезопасности, биометрическая платформа, интеллектуальный анализ данных, услуги по предоставлению платформы как сервиса, программное обеспечение, элементы промышленного индустриального интернета, электронное правительство и так далее. И это именно то, что позволяет нам говорить: да, мы движемся к цифровой экономике. И мы готовы поддержать, стать партнером государства, бизнеса и населения на этом пути.