Иван Покровский: "Чтобы регулирование рынка государственных закупок заработало, требования к производителям оборудования должны быть реалистичны, а процедура получения статуса - простой, четко формализованной и прозрачной"
Иван Покровский,
исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ)
© ComNews
20.08.2018

В существующем виде меры по поддержке отечественного производителя электроники неэффективны. В августе 2018 года было подписано Постановление Правительства РФ №920, которое расширяет Постановление №719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ" от 2015 года. Вместо прозрачных механизмов стимулирования промышленности рынок получил сложный и забюрократизированный процесс доказательства российского происхождения.

Постановление Правительства №719 и дополнения к нему в №920-П устанавливают весьма жесткие требования по допустимой доли комплектующих зарубежного производства. Так, в системах хранения данных, претендующих на статус российского происхождения, доля иностранных комплектующих в 2019 году не должна превышать 45%. С некоторыми натяжками это еще можно себе представить. Но к 2025 году доля должна быть сокращена до 15%. Это уже недостижимый уровень, так как означает, что микросхемы памяти должны быть российскими.

Выход на конкурентоспособный уровень в производстве микросхем памяти требует инвестиций в десятки миллиардов долларов. Сейчас в Правительстве только обсуждаются инвестиции примерно в $1 миллиард до 2023 года в строительство небольшой по глобальным меркам фабрики 28 нм. На рынок памяти для СХД она не сможет выйти ни по техническим, ни по ценовым параметрам. Отдельный большой вопрос – удастся ли построить такую фабрику за 1 миллиард и обеспечить ее устойчивую работу с учетом действующих ограничений на поставки технологического оборудования и материалов.

Если требование 85% доли российских комплектующих в СХД лоббировали отдельные производители микросхем, то добьются лишь эффекта "собаки на сене" - Постановление Правительства РФ не окажет никакого регулирующего воздействия – производители оборудования не смогут получить статус российского происхождения, не нарастят свою долю на рынке, соответственно они не создадут дополнительный спрос на те комплектующие, которые в России производятся.

Чтобы регулирование рынка государственных закупок заработало, требования к производителям оборудования должны быть реалистичны, а процедура получения статуса - простой, четко формализованной и прозрачной. Мы направляли предложения нашей ассоциации, к сожалению, они не были учтены.

В свете цифровизации экономики для регулятора более важной должна быть задача повышения информационной безопасности, доверенности систем хранения, передачи, обработки данных. Это не одно и то же, что локализация производства продукции, которую пытаются стимулировать №925-П и №719-П с №920-П. Статус российского происхождения не означает, что оборудование доверенное, а для обеспечения необходимого уровня доверенности не нужно 85% доли комплектующих. Более важно использование российского ПО, в том числе встроенного, использование небольшого ряда доверенных микросхем.

Вот несколько рецептов эффективного регулирования рынка госзаказов и заказов госкомпаний на ИТ-обрудование. Во-первых, реалистичные критерии и простая процедура получения статуса российского происхождения для тех, кто занимается локализацией производства и хочет получить 15% ценовую преференцию на торгах. Во-вторых, повышение требований государственного регулятора к информационной безопасности ИТ-систем, что будет стимулировать совместную работу заказчиков и российских разработчиков по созданию и внедрению доверенных решений.