Александр Красавин: "Зачастую иностранные компании пользуются услугами российских разработчиков, чьи услуги стоят в несколько раз дешевле, чем услуги их американских коллег"
Александр Красавин,
венчурный инвестор
© ComNews
17.09.2018

Венчурное инвестирование является одним из двигателей развития экономики, ориентированной на инновации. Несмотря на то, что Кремниевая долина по масштабу не превосходит московского пригорода, именно она является "месторождением" технологий, широко используемых во всем мире. Россия же переживает период становления венчурного инвестирования. Что стоит знать начинающим предпринимателям?

Наличие венчурных денег

Первое, что отличает российский и западный рынки ― структура и объем венчурных средств. На западе существуют венчурные фонды и множество инвесторов, вкладывающих деньги в венчурные проекты. В России же институциональных инвесторов практически нет, большинство фондов маленькие. По количеству сделок на любом этапе США в разы превосходит любой регион мира. Несмотря на огромный потенциал российского рынка и большое количество талантливых людей, объемы рынка пока несопоставимы с западными.

Менталитет

Полноценная венчурная инфраструктура подразумевает наличие у людей определенного менталитета, стойкого к неудачам. На западе люди говорят о своих неудачах так же открыто и спокойно, как и об успехах. Этому есть объяснение ― венчурное инвестирование взрастило целое поколение специалистов на базе сильных университетов, таких как Стэнфорд и Гарвард.

В России уровень толерантности к риску гораздо ниже, о неудачах говорить у нас не принято ― реакция общества всегда негативна. Несмотря на наличие специализированных центров на базе МГУ, венчурная инфраструктура имеет огромный резерв роста. Именно поэтому стартапов в России не так много, а инвестиции в них менее объемные.

Поиск клиентов

В США технологии стартапов чаще используют большие корпорации и даже госструктуры. Конечно, всегда учитывается готовность к риску ― далеко не все могут позволить себе использовать продукт от компании, которая завтра может закрыться. В России также нет барьеров для поиска клиентов в госструктурах, однако есть риск коррупции, которая нередко сопровождает тендеры.

Стартап, имеющий контракт с крупным заказчиком ― знак качества в любой стране, ведь мало кто хочет быть первым и брать на себя риск. Поэтому заключение большого контракта нужно максимально освещать — это повышает вероятность найти новых клиентов.

Поиск покупателей

Инвесторам стартапа всегда нужно понимать стратегию "выхода". У большинства стартапов есть два пути развития ― быть купленными другой компанией или закрыться.

Типичный покупатели стартапов на западе ― крупные компании уровня Apple и Facebook. Большинство сделок не афишируется, однако каждая из названных компаний покупает по 1-2 стартапа в неделю. В России же рынка "выходов" практически не существует. Даже такие компании, как "Яндекс" и Mail.Ru Group вкладывают очень мало по сравнению с инвестициями западных гигантов.

Стоимость ведения бизнеса

Главный минус ведения бизнеса в США ― дороговизна. Издержки на стартап являются одними из самых высоких в мире, что приводит к аутсорсингу разработки. В России же стартап делать дешевле. В первые годы для технологического проекта главное – это разработка. Зачастую иностранные компании пользуются услугами российских разработчиков, чьи услуги стоят в несколько раз дешевле, чем услуги их американских коллег.

Конечно, сравнивать стартап-инфраструктуры России и запада непросто. Существует множество недочетов в функционировании венчурной системы инвестирования с обеих сторон, несмотря на очевидное преимущество США. Российская система на данном этапе развития не совершенна ― для формирования сбалансированной венчурной системы предстоит проделать длинный путь и решить множество вопросов, однако перспективы развития страны велики. Стоит заметить, что положительная динамика очевидна ― еще 20 лет назад в нашей стране мало кто знал, что такое венчурные инвестиции.