Максим Наумкин: "Пока есть время на создание автоматизированных площадок в незанятых нишах, лучше не затягивать со стартом, иначе лидирующие позиции займут другие игроки"
Максим Наумкин,
основатель и директор по развитию eСommerce-агентства Compo
© ComNews
24.09.2018

Торговые eCommerce-площадки развиваются столь стремительно, что буквально через 10 лет отрасль онлайн-покупок и доставки товаров может измениться до неузнаваемости. Перемены коснутся как самих торговых площадок, так и систем хранения и распространения продукции.

Оптимизация доставки

Весь процесс доставки товаров для потребителей условно разделен на два этапа: перемещение с ближайшего склада в нужный город/район и доставка "последней мили" – непосредственно покупателю. И если первая часть пути практически неизменна в каждом случае, то для выбора способа преодоления "последней мили" есть варианты.

На сегодняшний момент, по данным исследования McKinsey, 70% покупателей онлайн выбирают самый дешевый способ доставки из предложенных, 23% – хотят получить товар в день заказа, еще 5% – предпочитают выбор временного интервала для доставки, и лишь 2% – выбирают мгновенную доставку (до одного часа). Скорость доставки напрямую влияет на ее стоимость.

Высокотехнологичные ритейлеры работают над вопросом снижения цены "последней мили". Вот несколько разработок, существующих сегодня:

- Дроны – дистанционно управляемые летательные аппараты, их использование позволяет сократить время доставки до нескольких часов. Этот вид доставки активно применяет Amazon и другие компании с 2013 года.

- AGVs – автоматическая транспортная робосистема. Такой автономный грузовик с ячейками на кодовом замке, в которых хранятся посылки, позволяет тратить на доставку меньше топлива, что в итоге удешевляет ее.

- Автономные роботы – хранилища на колесах, с одной ячейкой. Подобных роботов  тестирует компания Starship Technologies. Время с момента заказа до его получения при тестировании роботов заняло от получаса до трех часов.

- Сочетание склада на колесах и доставки дронами. Такой грузовой электрокар с курьером-водителем и двумя дронами на борту разработала компания Mercedes-Benz.

- Подземная система труб была опробована компанией Mole в качестве способа доставки в загруженных транспортом городах. Предполагается, что такая доставки больше подходит для постоянных B2B-заказов (например, деталей и комплектующих для изделий).

Большинство из способов доставки будущего использует технологию беспилотного или удаленного управления. В России использование дронов пытаются регулировать: все беспилотники свыше 250 грамм подлежат обязательной регистрации, но в силу отсутствия установленных правил регистрации, пока собственникам БПЛА до 30 кг разрешено их не регистрировать. Перемещение беспилотного автотранспорта вообще не разрешено. Вопрос о регулировании БПТС обсуждали в декабре 2017, но пришли к выводу, что к этому не готовы ни дороги, ни люди, ни страховщики. Правительство считает, что реальный срок выхода беспилотных авто на дороги России – через 20 лет.

Выходит, что будущее российской высокотехнологичной доставки под вопросом, пока беспилотные транспортные средства не получат четкого законодательного регулирования. Без разрешительных мер прогресс в этой сфере будет невозможен.

Персонализация предложений

Предложения для каждого покупателя становятся все более персональными: они учитывают предпочтения клиента, любимые бренды, производителей и виды товаров, предсказывают покупательское поведение и объем спроса. Все это становится возможным благодаря аналитике с использованием искусственного интеллекта и обработке больших данных.

Таким ритейлерам как Amazon не нужно больше гадать, какое количество товара заказать: для этого есть умный анализатор покупательского спроса. В итоге, компания экономит деньги на распродажах (их не придется устраивать, так как товара не будет слишком много), и не упускает выгоды (исключается out-of-stock – недостаток запасов при наличии спроса).

Подобные технологиииспользует не только популярный американский маркетплейс, но и Alibaba, и e-Bay, и Rakuten. Из этого можно сделать вывод, что все "козыри" - у крупных площадок-агрегаторов и выгоднее размещаться на них...

Но кроме плюсов у сторонних площадок есть и ряд нюансов, затрагивающих продавцов: высокая конкуренция внутри маркетплейса, необходимость оплаты комиссии, стандартизированные странички всех товаров. В рамках площадки сложнее выделиться. Гораздо больше перспектив открывает собственный проект, при условии достаточного вложения средств и сил в разработку, автоматизацию и технологии.

Со временем недоступные сегодня широкому кругу компаний дорогостоящие технологии станут дешевле и окажутся в свободном доступе. Так происходит практически с любой технологией: высокая цена на этапе разработки постепенно снижается, пока технология не становится массовой. Однако те, кто приступят с освоению искусственного интеллекта и обработке больших данных раньше других, могут завоевать рынок уже в ближайшие 5 лет. Так что, пока есть время на создание автоматизированных площадок в незанятых нишах, лучше не затягивать со стартом, иначе лидирующие позиции займут другие игроки.

Рост числа складских помещений

Чем больше ритейл будет уходить из офлайна в онлайн, тем больше у бизнеса будет потребность в складах, а не торговых площадях. Тенденция увеличения доли интернет-покупок заметна уже сейчас. Поданным Statista, в 2015 году доля розничных продаж онлайн в мире составляла всего 7,4%, в 2017 году этот показатель увеличился до 10,2%, а прогноз выручки онлайн-ритейлеров в 2021 году – на уровне 17,5%. Онлайн-покупателями в 2017 годустали более 2 миллиардов человек по всему миру.

В какой-то момент все доступные складские помещения окажутся занятыми, и перед ритейлерами встанет вопрос: строить новые площади или переоборудовать имеющиеся? В пользу второго варианта – разнообразие складских технологий будущего.

Программное обеспечение для управления складом позволяет перейти от бумажных накладных и беспорядка в размещении товаров к автоматизации документооборота и умной логистике. В этом также помогают технологии сканирования и RFID-меток, ускоряющие идентификацию и поиск товаров. Так, в августе 2018 года появился проект создания системы маркировки, охватывающей все группы товаров. Введение системы маркировки должно упростить учет товаров и подтвердить их подлинность.

Роботы-погрузчики снимают с людей физическую нагрузку. Складские роботыиспользуют в Amazon, британских магазинах Ocado и др. Однако роботам неподвластны сложные нетиповые операции, такие как перемещение пакета с фруктами или ягодами, распаковка, быстрое перемещение тяжелых составных грузов. Умные роботы используют искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы обучаться действиям людей (как вEmbodied Intelligance). Другие же управляются человеком.

Одним из первых в онлайн-рознице автоматизацию на складах запустил Ozon, а в июле 2018 года ритейлер объявил о планах по созданию умных систем по управлению складом и логистикой. И если в розничной торговле передовые технологии быстро берут на вооружение, то в сфере опта уровень технологичности компаний пока еще в зачаточном состоянии – российской оптовой торговле есть куда развиваться и расти.

Автоматизированные магазины

Автоматизация оплаты и бескассовое обслуживание – уже не фантастика. В начале 2018 года Amazonоткрыл офлайновый магазин без касс и продавцов. Здесь покупатели могут просто сложить продукты в корзину и идти домой, а оплата проходит автоматически через аккаунт клиента в Amazon. Умные камеры магазина идентифицируют покупателей, а виды продуктов в корзине определяют специальные сенсоры.

Если подобные магазины распространятся по всему миру, рынок офлайн-торговли ждут массовые сокращения. Если в магазине не нужны больше кассиры, а на складах не требуются грузчики, то что будет с персоналом? Один из вариантов – переквалификация. Так, крупная китайская интернет-площадка JD.COMотправляет работников службы доставки на обучение профессии оператор дрона, всего их в компании 7 типов. Также одним из новых направлений работы для людей в JD.COM стала услуга "белые перчатки": посылку доставляет мужчина в деловом костюме и белоснежных перчатках. К слову, популярность новой услуги оказалась чрезвычайно высокой.

Тем не менее, с приходом роботов на складские помещения человеческий труд все еще востребован: техника нуждается в починке, за ней нужно следить и ухаживать. К этому виду деятельности постепенно переходят и сотрудники Amazon – большинство из них отмечают, что такая работа безусловно увлекательнее подъема и перемещения тяжестей

Поданным исследования ОЭСР, из-за роботизации и развития искусственного интеллекта около 14% профессий находятся под угрозой исчезновения. Так, только в Британии в ближайшие 15 лет могут быть автоматизированы около миллиона рабочих мест. Другие аналитики рынка считают, что люди не останутся без работы, но профессии разделятся на два неравных лагеря с большим зарплатным разрывом: высококвалифицированные с хорошей оплатой и низкоквалифицированные с минимальным окладом.

Еще одно предположение – создание общества с базовым минимальным доходом на каждого. Если человек не будет работать, этого дохода будет достаточно для удовлетворения базовых потребностей. Экономист Марк Пол в книге "Не бойтесь роботов" предлагает вместо сокращения 20% работников сократить их рабочий день на те же 20%. Институт McKinsey видит выход в субсидировании государством обучения и переквалификации сокращенных работников. Какой из путей выберет наше общество, покажет только время.