Максим Захаренко: "Чтобы поддерживать весь спектр технологий потребуется много очень дорогих специалистов, помимо собственных команд разработки цифровой платформы"
Максим Захаренко,
генеральный директор компании "Облакотека"
© ComNews
29.10.2018

ИТ-инфраструктура — набор информационных систем любой организации, с помощью которых компании автоматизируют свою деятельность. Традиционная ИТ-инфраструктура является монолитной и представляет собой серверную часть, настольные устройства сотрудников и локальную сеть, объединяющую их. Она размещается непосредственно в офисе, аппаратной комнате или ЦОДе компании. В последнее время все больше фирм стало использовать внешние коммерческие ЦОДы, где арендуют стойки и подключение к интернету, но остальной стек: провода, оборудование, программное обеспечение, — принадлежит компании, и управление всем этим осуществляется сотрудниками самой фирмы за редким исключением. Сути дела этот вынос в ЦОД не меняет, потому что сохраняется натуральное хозяйство, при котором вся автоматизация производится непосредственно внутри компании.

Цифровая трансформация — это более чем модный термин на замену "автоматизации". Если автоматизация помогает выполнять существующие процедуры в предприятии, то цифровая трансформация меняет саму суть этих процессов. Например, автоматизированная банковская система учитывает клиентов, платежи, рассчитывает проценты по вкладам и кредитам, но суть процесса ― явиться клиенту в банк и совершить операцию — она не меняет. Интернет- и мобильный банкинг полностью отвязали клиента от офиса, дали ему возможность самостоятельного и круглосуточного управления своими финансами. Такого рода принципиальные изменения процессов с использованием информационных технологий и принято называть цифровой трансформацией.

В эпоху цифровых преобразований традиционный подход к организации ИТ-инфраструктуры уже не годится. Требуется принципиально другой метод, при котором информационные системы компании будут соответствовать окружающему рынку и не только не отставать от конкурентов, но и опережать их.

Главные задачи, которые уже не сможет решать традиционная ИТ-инфраструктура: гибкость, сложность и масштабность.

Гибкость означает быстрое внедрение новых систем и апгрейд существующих — не многомесячные проекты через бюджетирование, закупку, настройку, инсталляцию и т.д., то есть выполнение всего стека ИТ-задач, а недельные спринты с появлением новых значимых фич, их тестирование и дальнейшее развитие.

Чем дальше, тем больше компании используют ещё какие-то системы кроме учетных. Речь и про CRM, и про универсальные интегрированные коммуникации, и про различную аналитику. Чтобы поддерживать весь спектр технологий потребуется много очень дорогих специалистов, помимо собственных команд разработки цифровой платформы. Дорого и очень неэффективно, поэтому компании сосредоточат в штате ключевые для бизнеса компетенции, а остальное будут стараться передавать на аутсорсинг.

Ну и, в конце концов, модная Big Data, что в переводе означает накопление и анализ имеющихся корпоративных данных без учета имеющихся в своей ИТ-инфраструктуре мощностей. Но и своих данных станет в скором времени недостаточно, потребуется использование неограниченных по объему внешних данных. Каждая традиционная ИТ-инфраструктура либо лопнет, либо станет слишком неэффективной финансово. К тому же нагрузка на нее может быть не постоянная, а закупать придется на пиковый максимум. Облачные же хранилища оплачиваются в режиме PayAsYouGo и строятся по максимально эффективной технологии.

Хорошим примером является партнер "Облакотеки" — компания Manzana. Они строят системы лояльности для крупного ритейла. Если раньше, когда у Manzana заказывали многофункциональный софт, устанавливали его в ЦОДе корпорации, маркетологи клиента занимались его обслуживанием, выдумыванием программ, расчетами бонусов и т.д., то несколько последних лет появилась тенденция к получению от Manzana комплексного сервиса обеспечения лояльности с показателями бизнес-уровня (рост чека, возвратность). Маркетологи в некоторых ритейловых сетях просто не обладают необходимыми аналитическими компетенциями и не могут "выдумать" программу лояльности сложнее линейной, тогда как Manzana наращивает именно эти компетенции и способна делать точечные индивидуальные предложения каждому покупателю, основанные на его потребительском поведении. Понятно, что при таком подходе Manzana использует удобные для себя платформы, в том числе облачные сервисы "Облакотеки", и клиент зачастую даже не знает, где и как обрабатываются его данные (персональные данные ― отдельная интересная история).

Как разделение труда и промпроизводство совершили в своё время технологическую революцию, так и облачные технологии сметут натуральное ИТ-хозяйство большинства компаний.

Очень вероятно, что особый потенциал имеет концепция распределения информационных ресурсов по различным специализированным облачным платформам с обязательной глубокой интеграцией систем из разных облаков, так называемый мультиклауд. Например, "Облакотека" для своей внутренней деятельности использует ресурсы своей коммерческой облачной платформы для размещения биллинговой системы, хелпдеск-системы, 1С и рабочих столов сотрудников, платформу Office 365 от Microsoft для коммуникаций и Битрикс24 для управления отношениями с клиентами и партнерами. Все интегрируем, но далеко не все платформы достаточно зрелы для наших потребностей.

Руководителям компаний, которые начали чувствовать давление цифровой трансформации на свой рынок, имеет смысл задуматься, насколько их ИТ соответствует этому вызову.