Максим Березин: "Новые потребители ждут от компаний мгновенного удовлетворения своих запросов. Они выбирают наиболее быстрые каналы связи и не желают тратить время на ожидание"
Максим Березин,
директор по развитию бизнеса "КРОК Облачные сервисы"
© ComNews
29.10.2018

Индустрия 4.0 и новое поколение клиентов, потребляющее информацию и заказывающее услуги преимущественно онлайн – это серьезный вызов для традиционных компаний, которые привыкли к жизни в старой парадигме. Чтобы двигаться вперед, недостаточно предлагать услуги не хуже, чем у конкурентов. Нужно быть на голову выше и реагировать в несколько раз быстрее на запросы потребителей, предлагать пользователям привычные услуги, но через цифровые инструменты.

Как показывает наш опыт и сложившаяся практика, к этому готовы в большей степени молодые компании, которые не обросли большой, неповоротливой и сложной инфраструктурой. Корпорациям, рожденным десять и более лет назад, приходится сложнее: степень зависимости от устоявшихся ИТ слишком велика, а их изменения зачастую длительны и сложны для рывка. И единственное, что остается – пересмотреть свою стратегию развития в пользу более активного использования цифровых инструментов, иначе в конкурентной гонке в диапазоне 5-10 лет могут победить более юркие игроки, несмотря на ресурсы и лидерские позиции нынешних гигантов.

Этот тренд видят, в частности, на Западе и подстраиваются под него. Свежий пример – история крупнейшего американского банка Morgan Stanley, который отказался от эксплуатации собственной инфраструктуры и приступил к процессу переноса всех сервисов в публичное коммерческое облако. Пример не единственный, но показательный, так как более консервативную отрасль, чем банковский сектор, сложно представить. Как правило, финансовые организации предпочитают строить собственные инфраструктуры, отдавая на аутсорсинг в лучшем случае непрофильные функции или резервирование отдельных бизнес-процессов.

Тем не менее, ситуация меняется и тому есть несколько причин.

Значимость time-to market

Иногда лучше сделать на четвертку, но сделать быстро. Клиенты хотят пользоваться новыми сервисами, и некоторые ошибки в их работе (по крайней мере первое время) уже не столь критичны. Пользователи готовы их прощать. Главное – выпустить свой продукт или услугу быстрее конкурентов, застолбить место и привлечь новых пользователей. Кроме того, деятельность компаний, ориентированных на "цифру" — это в принципе непрекращающаяся спираль разработок и улучшений. Например, наш клиент – портал по продаже билетов "Туту.ру" – не менее двух раз в неделю вносит обновления в архитектуру своего сайта, чтобы клиенты были постоянно удовлетворены скоростью поиска и полнотой выдачи информации. При этом используются облачные ресурсы, благодаря гибкому масштабированию которых заказчик может быть уверен, что даже серьезные обновления, требовательные к производительности инфраструктуры, не повлияют на работу портала.

Переход от функции управления  инфраструктурой к функции управления подрядчиком

Концепция Run&Change в полной мере применима к работе ИТ-департамента. Под Run понимается администрирование сложившейся инфраструктуры. В крупных компаниях с наследием в виде неповоротливых ИТ на этот процесс  приходится тратить порядка 80% времени людей, внимания руководства и денег компании.

Под Change имеется в виду претворение в жизнь изменений и стимулирование инноваций, а также реализация всех инициатив в области цифровизации. В компаниях, нацеленных на цифровую трансформацию, за счет активного использования аутсорсинга в целом и облачных услуг в частности, на Сhange уходит не менее 60% времени и ресурсов. В результате компании получают больше возможностей для развития, увеличивают скорость изменений в своих компаниях, могут сконцентрировать на стратегических задачах и не тратить время на непрофильные задачи. Поддержкой инфраструктуры, вплоть до уровня прикладного ПО, в таких организациях занимается сервис-провайдер. И основная функция заказчика в этом случае – управление подрядчиком, а не инфраструктурой. По нашим оценкам, это занимает в 3 раза меньше времени, не говоря уже о сокращении потребности в квалифицированных инженерах и уменьшении фонда оплаты труда. Фактически это реализация концепции управляемых сервисов, при которой услуги по профессиональной поддержке и администрированию оказываются по требованию, их стоимость гибко варьируется в зависимости от объема услуг и потребленных ресурсов. По такой схеме мы поддерживаем работоспособность онлайн-каталога Castorama и инфраструктуры Avon, мигрируем сервисы заказчиков в облако.

Встраивание в процессы уберизации и совместного потребления

Новые потребители ждут от компаний мгновенного удовлетворения своих запросов. Они выбирают наиболее быстрые каналы связи и не желают тратить время на ожидание. Одновременно с этим растет популярность временного использования привычных вещей, взять хотя бы в качестве примера аренду автомобилей, услуги такси. В ответ многие компании стремятся встроиться в эти процессы уберизации, разрабатывая собственные цифровые платформы или подключаясь к существующим. Это происходит в неразрывной связи с применением облачных технологий, которые выступают в данном случае инструментом шеринговой экономики. Что становится первопричиной использования именно облака, каждый наш заказчик объясняет по-своему. Кто-то акцентирует внимание на отсутствии капитальных затрат на ИТ, кто-то - на возможности быстрого старта проекта без серьезных первоначальных инвестиций. Но практически все наши клиенты, которые запускают новые сервисы либо же решаются на разработку принципиально новых услуг, отмечают такое преимущество облака, как минимизацию рисков. Как бы ни сложилась судьба начинания, заказчики могут застраховать себя от немотивированных трат на тяжелые инфраструктуры, которые при самом плохом раскладе просто лягут мертвым грузом минимум на три года.