Олег Кирьянов: "Российские архитектурные бюро и проектные институты не уступают передовым зарубежным странам, использующим BIM-технологии. Этого пока нельзя сказать об использовании технологии на стройке: здесь мы ещё лишь делаем первые шаги"
Олег Кирьянов,
руководитель архитектурно-строительного направления САПР компании "Системный софт"
© ComNews
11.03.2019

Развитие цифровой экономики приводит к необходимости цифровизации как государства, так и бизнеса, занятого в приоритетных отраслях. Строительная сфера – не исключение: в апреле 2017 года Минстрой России подготовил дорожную карту по внедрению информационного моделирования (BIM) на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. Как используют технологию в России, и что мешает ее развитию?

Зачем нам BIM?

С каждым днем строительные проекты становятся все сложнее, при этом они требуют вовлечения большего числа специалистов. Информационное моделирование зданий (BIM) – новый уровень в строительстве и эксплуатации объектов, так как BIM-модель – это, по сути, цифровая копия будущего объекта строительства.

Информационное моделирование позволяет обнаруживать, анализировать и устранять проблемы с коллизиями до начала строительства. По нашим подсчетам, применение технологий BIM только в процессе проектирования и строительства позволит сэкономить 20% средств на возведение объекта, снизить административные барьеры и сократить сроки строительства.

При этом концепция BIM позволяет использовать достоверную информацию всем участникам процесса строительства: появляется возможность оптимизировать совместную работу, избежать потери информации, ускорить реализацию проекта и снизить риски. Сейчас технология активно апробируется многими российскими компаниями. Организации, успешно внедрившие BIM по собственной инициативе, располагаются не только в Москве и Санкт-Петербурге. География обширна, ведь концепция позволяет работать удаленными командами, а это значит, что организации из разных городов России смогут подключаться к крупным проектам.

Конечно, в первую очередь информационное моделирование интересно инвесторам коммерческих объектов, требование применения данной технологии всё чаще появляется в условиях тендеров. И это закономерно – благодаря BIM строительство становится прозрачным, появляется возможность определить точную стоимость строительства и сроки реализации проекта.

Государству BIM интересен тем, что технология минимизирует коррупцию при строительстве объектов на бюджетные деньги. Принятая Минстроем России дорожная карта по внедрению BIM-технологий в строительстве предусматривает разработку национальных стандартов информационного моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), эксплуатации и сноса объектов капитального строительства, приведение нормативно-технических документов и сметных нормативов, применяемых в строительстве, в соответствие с классификатором строительных ресурсов.

Максимально упростить переход на информационное моделирование предполагается при помощи интеграции национальной платформы BIM c интегрированной автоматизированной информационной системой обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Президент РФ дал поручение Правительству по обеспечению BIM в строительстве до 1 июля 2019 года, но на волнующий всех участников рынка вопрос "когда BIM начнут требовать?", это поручение ответа не дает.

Что может тормозить развитие BIM в России?

Российские архитектурные бюро и проектные институты не уступают передовым зарубежным странам, использующим BIM-технологии. Этого пока нельзя сказать об использовании технологии на стройке: здесь мы ещё лишь делаем первые шаги. Согласитесь, пока сложно представить строительную площадку, на которой летают высокотехнологичные дроны, установлены датчики системы безопасности, а сотрудники в обязательном порядке носят с собой планшеты. Более того, до сих пор нет четкого понимания, что делать со всеми данными информационной модели при строительстве, и уж тем более при эксплуатации зданий и сооружений. Тормозит развитие и устаревшая нормативная база, отсутствие государственных BIM-стандартов и национальных классификаторов.

При переходе на BIM должен меняться и подход к бизнес-процессам компании. Например, если при проектировании в CAD-программах проектировщики работают в своих отдельных файлах с чертежами, то при применении BIM-технологий они работают в файлах, связанных между собой единой информационной средой. В первом случае при сопоставлении файлов сложно выявить нестыковки между чертежами из-за отсутствия централизованной системы хранения данных, их скорости передачи между участниками проекта и использования старых версий файлов.

А вот если в компании оптимизирована совместная работа между участниками проекта, BIM, в режиме реального времени поможет предвидеть и устранить все ошибки. Поэтому специалисту компании, применяющей BIM, недостаточно навыков выполнения чертежей: он должен понимать процессы совместной работы, обладать трёхмерным мышлением и профессиональными знаниями в своей области. 

Отсюда вытекает еще одна проблема – отсутствие достаточного количества высококвалифицированных специалистов. В основном технологию осваивают самостоятельно, на интернет-ресурсах, платных курсах в учебных центрах. Совсем немногие работодатели готовы вкладывать деньги в обучение своих кадров, а программы по подготовке специалистов в сфере информационного моделирования еще только планируются к появлению в строительных вузах.