Антон Немкин: "Чаще всего свежие идеи нужны IT- и телеком-корпорациям, которые уже заняли нишу на рынке и понимают, что нужно переходить к интенсивному развитию"
Антон Немкин,
член совета директоров AT Consulting,
лидер проекта Sochi. Digital Valley
© ComNews
15.04.2019

Высокотехнологичный бизнес всегда находится в поиске новых идей, которые позволят создать новый продукт либо вывести на другой уровень существующие разработки. Это очевидная логика работы со стартапами. Иногда стоит кардинальная задача по разрушению неработающих механизмов внутри огромной структуры. Это случается редко и вряд ли можно найти пример среди российского бизнеса, когда привлечение стартапа глобально что-то меняло.  

Крупный бизнес тратит финансовые и временные ресурсы для обретения конкурентных преимуществ на рынке, и интегрировать в структуру что-то глобально отличное от нее – трудоемко и часто неэффективно. Есть примеры международных компаний, когда покупка новых бизнесов – часть стратегии развития. Например, Facebook - яркий пример поглощения различных tech-сервисов из самых разных стран.

Что сделать перед стартом работы, и что это даст

Забыть о том, что стартап - это сразу прибыль. Да, в бизнесе все делается ради роста финансового состояния компании и странно, когда в основе активностей иные цели.

Но работа со стартапами – это еще и особая культура инноваций внутри корпорации, когда вся система заточена на поиск нового. Топ-менеджмент должен чуть-чуть иначе взглянуть на развитие и генерацию идей – иногда сам процесс важнее сиюминутного результата, а ошибка – всего лишь повод работать дальше. Взращивать внутри своих сотрудников, азарт и желание искать новые решения, развивать в них предпринимательское мышление – залог того, что однажды корпорация не упустит по-настоящему перспективные проекты, которые пришли извне. Без понимания дополнительной ценности не стоит начинать привлекать внешних предпринимателей

Зачем привлекать стартап, если нам не нужна свежая идея

Если у бизнеса уже есть четкое понимание, что именно они хотят развивать внутри, встает вопрос – работать над проектом самим или привлечь (приобрести?) компанию, которая уже развивает в каком-то виде нужную историю. Оба варианта рабочие.

В первом случае главное критично подойти к оценке внутренних ресурсов. Даже успешная команда может "провалить" инициативу, когда параллельно стоят масштабные задачи по поддержке основного бизнеса.

Идеально выбирать набор инструментов, отталкиваясь от ситуации. Например, развивать преемственность опыта и регулярно проводить сессии сотрудников с внешними молодыми предпринимателями для обсуждения актуальной повестки или решения какой-либо задачи. Этот формат не отражает классическую модель работы по развитию прорывных идей, но не менее эффективен.

Нам нужны свежие идеи

Чаще всего свежие идеи нужны IT- и телеком-корпорациям, которые уже заняли нишу на рынке и понимают, что нужно переходить к интенсивному развитию. Если не начать генерировать их вовремя, то однажды компания перестанет быть лидером в своей отрасли и займет место догоняющего.

Так, игроки телеком-отрасли регулярно объявляют о наборах в технологические хабы по разным направлениям - от кибербезопасности до IoT и M2M решений. Конечно, здесь уже речь идет не о поиске идеи, а привлекаются компании, у которых уже есть стадия продаж, то есть их проект можно интегрировать в структуру бизнеса.

Но если корпорация зрело подходит к привлечению внешних проектов, то не обойтись и без доли условной филантропии. Важный этап любой акселерации – это образовательная программа. Проведение мастер-классов, тренингов, привлечение экспертов для общения с участниками, давая им возможность получить обратную связь по проекту. Но эти вложения и усилия направлены в первую очередь на поиск той самой прорывной идеи. Параллельно с этим решается другая задача – создается среда, в которой в принципе возможно развитие высокотехнологичных продуктов. Причем, чем крупнее компания, тем больше у нее спектр направлений для развития инноваций, больше возможностей смотреть за пределы своей отрасли. Она может быть площадкой для развития всей цифровой экосистемы страны. Например, при поддержке Сбербанка российским стартапом создан экзоскелет (уменьшающий нагрузку на опорно-двигательный аппарат), а с его помощью уже провели первую 12-часовую хирургическую операцию.

Любая компания, претендующая на звание инновационной, всегда работает с различными бизнес-инкубаторами, проводит хакатоны и конкурсы. Часто открывают внутри своей структуры проектные подразделения, ответственные за развитие партнерств с "молодым" бизнесом. Многие инвесторы боятся вкладывать средства в проекты на ранних стадиях, но нужно учиться проводить грамотный анализ стартапов. 

Уничтожить конкурента на этапе развития

Это не самоцель, но важно внимательно изучать рынок на предмет потенциально опасной технологии, которая со временем может вытеснить вашу продукцию, предложив потребителю что-то новое. Есть примеры, когда монстры индустрии в миг теряли позиции, потому что не были открыты новому – росту популярности сенсорных экранов, цифровых фотоаппаратов и проч.

Новые технологии развиваются очень быстро – общение со стартапами поможет не потерять восприятие тенденций в обществе и в самой отрасли.

А что еще дает стартап бизнесу?

Когда компания активно развивается, у нее могут быть "слепые" зоны. И проблема проявляется не сразу, но ее появление гарантирует быстрое отставание от конкурентов. Моментально перебросить сотрудников на решение кризисной задачи получается не всегда. А вот привлечь стартап с готовым продуктом и командой поможет нивелировать риски.

У корпораций есть множество различных форматов работы со стартапами: их можно покупать, интегрировать в свою структуру, инвестировать… И сейчас сформированы все социально-политические предпосылки к тому, чтобы учиться работать со стартапами, повышать не только собственную эффективность, но и создавать синергетический эффект, влияющий на разные сферы экономики и общественной жизни.