Алексей Любимов: "Государство с запуском госуслуг обнаружило, что документооборот в стране находится на уровне пятидесятых годов двадцатого века"
Алексей Любимов,
председатель совета директоров 3i Technologies
© ComNews
05.06.2019

Российские чиновники самого высокого ранга нередко жалуются на то, что в стране низкая производительность труда, что отечественные рабочие и служащие совершают за смену меньше полезного, чем их западные коллеги. И бизнес вторит чиновникам, мол, да, россияне работают не так усердно, как американцы или немцы. Вот, только все умалчивают, что в РФ уровень цифровизации несопоставимо ниже, что компании экономят на информатизации рабочих мест.  

На фоне активного продвижения массовых информационных сервисов, в том числе государственных, корпоративные ИТ остаются недофинансированы. Отечественные компании даже в процентах от выручки тратят на ИТ в 2-3 раза меньше, чем представители развитых рынков. Про абсолютные цифры вообще говорить не приходится, это порядки.   

Удивительный парадокс: в России высокий уровень проникновения смартфонов. В стране построена мощная мобильная инфраструктура. Однако уровень использования мобильных устройств в бизнесе просто катастрофически низкий. У подавляющего большинства компаний нет корпоративных приложений, которые бы позволяли сотрудникам быть более мобильными.

Да что там приложения. За исключением гигантов и технологических лидеров отечественный бизнес вообще не включает мобильное устройство в ИТ-инфраструктуру. Это не BYOD (bring your own device, принеси собственное устройство), это "абсолютное ничто", тотальное игнорирование факта наличия у сотрудника смартфона, планшета и т. д. В результате, если какие-то бизнес-приложения и используются, то обычно по инициативе снизу.

Или другой пример. Еще в "нулевых" на рынке заговорили о переходе к управлению корпоративным контентом (enterprise content management, ECM). Много ли компаний могут похвастаться, что внедрили ECM, или хотя бы систему электронного документооборота? Только к "десятым" рынок как-то раскачался. Государство с запуском госуслуг обнаружило, что документооборот в стране находится на уровне пятидесятых годов двадцатого века. До того, как прилетело стимулирующее указание с самых верхних этажей, всех все устраивало: и горы картонных коробок в архивах, и постоянные потери жизненно важных документов на всех уровнях, и раздутые штаты бухгалтерских служб.

Сейчас на каждой конференции представители бизнеса рассказывают о ключевом значении информации. Слово "цифровизация" стало практически ругательством. Казалось бы, на всех уровнях люди понимают важность данных. Однако на практике оказывается, что с информацией никто работать не умеет. Компании не только не могут собрать и обработать данные из открытых источников, но и теряются на собственных порталах.  

Найти какую-то справку или документ в архивах – это целая проблема. И дело даже не в том, что большая часть документов хранится в бумажном виде, не имея цифровых образов. Часто поиск на собственном портале компании бланка, формы, счет-фактуры становится настоящим квестом. Дело в том, что у большинства российских компаний не внедрены системы корпоративного поиска по закрытым документам. Или используются настолько архаичные системы, что они, скорее, создают дополнительные проблемы. И если документы хранятся в открытом виде, то их проще найти на портале, используя "Яндекс", чем разбирать гору вордовых или эксельных файлов с практически одинаковыми названиями.

А ведь правильно построенная работа с информацией – это не только удобно, но и выгодно. Автоматизированный сбор документов для отчетности в налоговую, контроль за статусом важных бумаг, составление профиля конкурентов для руководства, справки о позициях тендеров и их история за период и многое другое экономит время сотрудников, позволяет оптимизировать штат, делает компании более управляемыми. Выстроенная работа с информацией, в конечном итоге, положительно сказывается на финансовых показателях.

В России одни из лучших разработчиков в области искусственного интеллекта. У нас есть собственные интеллектуальные системы управления, речевые технологии, системы компьютерного зрения, своя робототехника и т. д. И, конечно, у нас есть и системы интеллектуального поиска, и ECM-платформы. Беда в другом, отечественный бизнес уверен, что выгоднее недоплачивать сотрудникам, чем вкладываться в технологии.