Борис
Назаров

руководитель проектов Luxoft Training
© ComNews
07.10.2019

Развитие компьютеров и компьютерных сетей как средств для обработки информации приводит к существенным изменениям в обществе, его социальном устройстве, искусстве, науке. Это происходит как естественная реакция общества на новые возможности ИТ. Предсказать такие изменения достаточно сложно. Как видно по темам в футурологии и научной фантастики всего 50 лет назад, ожидалось развитие атомной инженерии, полёты в космос, управление погодой, сложные расчёты на ЭВМ, но никак не информатизация, миниатюризация и всеобщая связанность. Сейчас имеет смысл обратить внимание на отдельные особенности ИТ, которые уже появились, но ещё не сказались напрямую на нашем обществе. Или уже начали, но пока в небольшом объёме, незаметно. Первый, самый существенный момент – значительное сокращение времени концентрации внимания (в англ. – attention span).

Лёгкость доступа к новой информации, особенность работы мозга как машины с обратной связью и подкреплением полезного поведения привело к тому, что мы предпочитаем короткие кусочки, "сниппеты" информации. Нам всё сложнее сконцентрироваться на большом объёме взаимосвязанной информации. И эта особенность всё больше проявляется в каждом последующем поколении. Это специфика мозга, заложенная в его конструкции, или, если переходить на ИТ-терминологию - "баг", который появился при определённом сочетании внешних условий. Мы сейчас не в силе это исправить, нам необходимо учиться с ним существовать, принимать его в расчёт при планировании обучения, работы, исследований. Мы уже сейчас полагаемся на внешний поиск и классификацию информации, научные исследования почти 100% завязаны на компьютеры и интернет.

Глобальная связанность и зависимость от компьютеров приносит и положительные моменты. А именно, облегчение доступности оборудования для учёных. Сейчас совершенно не обязательно физически присутствовать в месте проведения опыта, команда может быть распределённой по странам и континентам. Даже больше – человеческое присутствие на многих научных экспериментах, будет полностью необязательным. Эксперимент может проводиться там, куда человек ещё не добрался или не может добраться физически. Если посмотреть на текущие тенденции развития ИТ-проектов, оценить взаимосвязь с социумом, то можно отметить следующие тенденции. Больший перенос общения в цифровые каналы связи: от личного общения и игр, до медицины, взаимодействия с государством и науки. Операторы мобильных и кабельных сетей постепенно превращаются в поставщиков инфраструктуры доступа в единую сеть – и либо они займут новую нишу, как компании, строящие и эксплуатирующие автодороги, либо найдут новые форматы взаимодействия с другими направлениями – ритейлом, логистикой, индустрией развлечения, с государственными органами и т.п.

Цифровизация общения приведёт к полной идентификации участвующих агентов: как организаций, так и всех людей. Анонимность как таковая в ближайшее время пропадёт почти полностью, так как в этом заинтересованы и бизнес, и государство. Будут развиваться механизмы идентификации и механизмы хранения, сопоставления и обработки данных. Законы о защите персональных данных, хотя и преследуют правильные цели, по большей степени мало выполнимы в текущий момент. Сможет ли быть реализован действительно полезный, консистентный и адекватный механизм, пока не совсем ясно. Накопление большого массива данных приведёт к дальнейшему развитию и внедрению систем машинного анализа (ИИ типа нейронных сетей и новых, про которые мы пока не знаем). Они будут заниматься идентификацией субъектов взаимодействия, анализом шаблонов поведения, предсказанием, а иногда и – противозаконно или в "серой" зоне - даже генерацией новых данных, неотличимых от настоящих (фейковые видео, распространение поддельных новостей, имитация голоса).