Максим
Березин

директор по развитию "КРОК Облачные сервисы"
© ComNews
07.10.2019

Обычно, говоря про облака, вспоминают о том, что они помогают сокращать затраты на инфраструктуру. Сейчас эта задача для корпоративных клиентов уходит на второй, а то и третий план. Ее указывают дополнительно, говоря о более значимых бизнес-целях. Директор по развитию "КРОК Облачные сервисы" Максим Березин выделяет несколько ключевых трендов, которые сегодня формируют спрос на облачные услуги.

Цифровизация и постоянная растущая потребность в ресурсах для тестовых сред

Потребность в разработке новых цифровых клиентских сервисов побуждает многих игроков на рынке обращаться к "песочницам" облачных провайдеров для быстрого выхода релизов. Небольшой разработчик выбирает облако, так как нуждается в гибкой и масштабируемой инфраструктуре, которую не может построить сам. А крупная компания с собственным штатом разработчиков идет в облако, чтобы получить доступ к ресурсам, упрощая согласования с различными функциональными директорами. Утвердить у финансового директора доступ к облаку для тестовых нужд по подписке значительно проще, чем разово выбить бюджет на закупку нужного оборудования. При этом облако дает возможность контролировать затраты на ресурсы в привязке к каждой проектной команде и каждому процессу. Таким функционалом обладает, например, облачная платформа "КРОК". Специально для популярного сервиса по продаже туристических продуктов "Туту.ру" мы доработали систему биллинга, чтобы клиент мог выгружать подробные отчеты. Прозрачность помогла агрегатору прогнозировать затраты в будущем и подходить к ним более взвешенно, за счет чего счет за облачные услуги снизился почти на 50%.

Экспансия на российский рынок и стремление следовать локальному законодательству

При открытии российского офиса иностранные компании хотят решить одновременно две задачи. Во-первых, запустить бизнес в кратчайшие сроки и со значительно меньшими затратами не только на ИТ, но и на фонд оплаты труда. Очень часто различные функции, например маркетинга или поддержки инфраструктуры, передаются полностью местным подрядчикам. Бывает, что формально офис в России существует, но по факту на территории РФ нет ни одного сотрудника. Все управление происходит из головного офиса в другой стране. Но так как компания работает с российскими поставщиками и потребителями, необходима локализация и обеспечение защиты персональных данных. Проще всего это реализовать на базе облачной или арендованной инфраструктуры, которая изначально спроектирована согласно требованиям регуляторов.

Схожая ситуация возникает у российских компаний с иностранным капиталом, которые приобрели новый бизнес с уже сложившейся инфраструктурой. Им нужно оперативно применить единые стандарты в ИТ. Облако в этом случае позволяет интегрировать новое направление бизнеса в общую инфраструктуру, как было, в частности, у логистического оператора SK Operations. Некоторые из сервисов поглощенной компании размещались в иностранном хостинге, что на тот момент не соответствовало требованиям к хранению данных. По этой причине было решено консолидировать все сервисы в рамках единой облачной платформы и повысить управляемость ими.

Предоставление доступа к SaaS-решению

Российский рынок SaaS-решений растет очень быстро. По данным J’son & Partners Consulting, в 2018 году он увеличился на треть. В свою очередь усиливается и конкуренция между поставщиками, которые все чаще обращаются к облачным ресурсам, чтобы раздавать продукты потребителям. Побуждает их к этому в первую очередь сложность в прогнозировании роста клиентской базы и нежелание тратиться на администрирование оборудования. Кроме того, нагрузка на некоторые сервисы может быть нестабильна и не готова к пикам. Такая ситуация была, в частности, с системой электронного документооборота Synerdocs компании Directum. Удалось ее решить путем переноса SaaS-сервиса в облако КРОК. Теперь на работоспособности решения никак не сказывается серьезный наплыв клиентов в периоды сдачи отчетности. Наращивать емкость и производительность ИТ, купив оборудование, заказчик не стал, так как по такой схеме железо будет простаивать половину времени. Облако же, напротив, позволило утилизировать ресурсы более эффективно. По этой причине ИТ-директор Directum выбрал именно его для размещения одного из ключевых приложений компании и тем самым оптимизировал до 30% затрат на парк собственного оборудования.

Пересмотр бизнес-стратегии и полная модернизация ИТ

Нередко консалтинговые проекты, в которых анализируется работа десятков критичных корпоративных сервисов, приводят к их дальнейшей миграции в облако или на выделенную инфраструктуру. Компании ставят амбициозные планы выйти в лидеры и понимают, что для быстрого рывка им не нужен балласт в виде собственных ИТ, часто устаревших. А чтобы эти ИТ модернизировать по классической схеме, нужно изымать значительные деньги из бизнеса вместо того, чтобы вкладываться в решение стратегически важных задач.

В зависимости от бизнес-задачи клиенты выбирают либо экспресс-обследования отдельных систем, либо комплексный анализ всей инфраструктуры. Один из примеров последнего - размещение порядка 30 сервисов иностранного банка в облаке и еще части прикладных систем на арендованном оборудование в ЦОД после тщательной ревизии ИТ. Мы помогли банку, выявить узкие места, рассчитать совокупную стоимость владения ИТ-активами, спроектировать целевую инфраструктуру с учетом планового роста банка и, собственно, осуществить миграцию в Облако КРОК.

Запуск стартапа

Старт нового бизнеса или открытие дополнительных направлений – это и без учета ИТ достаточно затратная вещь. Поэтому лучше не вкладываться в собственную инфраструктуру, а использовать облако. В случае успешного запуска это создаст надежный фундамент для работы на годы вперед. Увеличивать потребление облачных ресурсов можно по мере роста клиентской базы. Если же бизнес или новое направление не "взлетит" – всегда есть возможность выключить виртуальные машины.

С подобными стартапами, которым нужна гибкая и управляемая облачная инфраструктура, "КРОК" сотрудничает в рамках своего корпоративного акселератора. Через него уже прошло более 300 команд. Самым перспективным с недавнего времени предлагаются ресурсы облака "КРОК". Мощности облачной платформы могут быть использованы и для разработки продуктов, и для предоставления доступа к приложениям извне. Первым из стартапов, с которым у "КРОК Облачные сервисы" заключен контракт, стал сервис Hinted – система интерактивных подсказок для обучения корпоративных пользователей. Им сегодня пользуются крупные банки, ритейлеры, телеком-операторы.

***

В условиях экономической неопределенности компании ищут более эффективные способы вести бизнес, часто выбирая облачные сервисы. Они дают возможность быстро адаптировать цифровые технологии для решения бизнес-задач, поддерживать конкурентоспособность в долгосрочной перспективе и повышать эффективность труда. Несомненный плюс облаков - прозрачная тарификация, позволяющая экономить средства и рассчитывать затраты на инфраструктуру в целом, по отдельным проектам и функциональным подразделениям.